Карта сайтаРанние упоминания о Благодатном Огне (до XVIII в.)
Ранние свидетельства Предания Исторические српавки
Первые свидетели:
  • 34 (?) г. Апостол Петр по свидетельству св. Отцов Церкви видел чувственно свет озарявший Гроб Господень" См. Святой Григорий Нисский (+394). Второе слово о Воскресении. Иоанн Дамаскин. Октоих. Первый Воскресный седален. Глас восьмой.


  • Святой Григорий Нисский (+394). Во втором слове о Воскресении пишет об апостоле Петре (I в.) видевшем Святой Свет. Св. Григорий Нисский. Словов второе о Воскресении. IV в.
  • В трудах церковного историка Евсевия (IV век) описывается, как при патриархе Наркиссе (II век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В нее налили воды из Силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела все время пасхальной службы. См. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.]. Книга 6. Глава 9. 1-3.
  • Сильвия Аквитанская, 385 г. Сочинение "Паломничество Сильвии" - открыто в библиотеке Аббатства Россано (Калабрия, Италия).
  • Феодосии Великий (+395), посетивший, по преданию, тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой. "Это чудо удивило патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосии". Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего, Ч. 3. СПб., 1896,с. 299-300.
  • Преподобный Иоанн Дамаскин (780) в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно блиставшем на Святом Гробе. Так, например: "Скорый Петр предста ко Гробу и, свет зря во гробе, ужасашеся" См. Октоих, воскресный седален, глас 8 и др.
  • Араб мусульманин Аль-Джахиз (умер в 869 г.) в своем труде "Книга животных" дает критическое упоминание о Благодатном Огне. "Хранители храмов не переставали устраивать для народа различные хитрости, вроде хитрости монахов со светильниками церкви Воскресения в Иерусалиме (утверждающих), что масло в лампадах зажигается у них без огня ночью в один праздник". Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. - Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915, с.231.
  • Латинский монах Бернард, (865 г. или около 870 г.) пишет в своем итинерарии: "В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом." Mabilon. Acta Saneta. T. III. P. II. p. 473.
  • Кодекс Иерусалимского Патриархата Hagios Stauros 43 [HS 43] (IX в.)
  • В книге известного арабского юриста Ахмеда ибн аль-Касса (умер в 936 году) "Признаки киблы" говорится следующее: "В день Великой Субботы люди выходят из места гроба к скале, вокруг которой хоры; (с них) они смотрят на место гроба, все молятся и преклоняются пред Богом всевышним со времени ранней молитвы до захода солнца. Присутствует эмир и имам мечети. Правитель запирает дверь к гробу и садится у нее. Они все так остаются, пока не увидят свет, похожий на белый огонь, выходящий из внутренностей гроба. Правитель открывает тогда дверь гроба и входит туда. В руках его свеча, которую он зажигает от этого огня, а затем выносит. ... Он отдает ее имаму, тот несет эту свечу и зажигает лампады мечети. ... Донесение об этом пишут правителю, сообщая, что огонь спустился в такое время такого-то дня. Когда он сошел во время утренней молитвы, это служит у них приметой, что год не будет плодороден, но и не засушлив; если же сошел во время полдня, это указывает на год неурожайный" Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХIII веков // Христианский Восток. СПб., 1915, Т. 111. Вып. 3. С. 231-232.
  • Абу эль'Аббас Ахмад, как современные ему полемисты десятого века, подробно излагает, как мусульманский губернатор Иерусалима закрывает двери Гроба (Господня) перед появлением огня и, когда его белые всполохи становятся видны внутри гробницы, он открывает дверь, ведущую в Гробницу и затем от огня зажигают лампады. Пер. составителя сайта по: Zsolt (EDT) Hunyadi, Jozsef (EDT) Laszlovszky, The Crusades and the Military Orders: Expanding the Frontiers of Medieval Latin Christianity - History - 2002 - 606 p. P. 90.
  • Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа, в послании к эмиру Дамасскому (начало Х века) пишет: "Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают Господи помилуй. Тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь." Пападопуло-Керамевс А. И. Предисловие. - Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894, с. I. (Православный Палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2)., с. II.
  • Арабский историк Масуди (ум. 957), совершивший путешествие в Палестину, упоминает о Благодатном Огне в двух своих трудах (926 г.): "Пятого числа тишрана первого праздник церкви Воскресения в Иерусалиме. В этот праздник собираются христиане со всей земли, у них сходит огонь с неба и зажигаются от него свечи. Собирается также много мусульман посмотреть на этот праздник. <...> С этим огнем связана тонкая хитрость и великая тайна". ""И построила Елена в Aelia церковь, известную теперь под именен Воскресенья. В ней появляется огонь в день великой субботы, на утро после которой бывает Пасха". Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915. с. 223-224
  • Константинопольский клирик Никита, 947 г.. Из подробного повествования клирика Никиты следует, что в 947 году некий эмир (из эмиров Багдада) хотел запретить совершение богослужения Великой Субботы в церкви Воскресения, так как ежегодное возжжение благодатного огня способствовало не только сохранению, но и распространению христианской веры в период мусульманского господства. Иерусалимский архиепископ Христодул был приведен в Преторию, где багдадский эмир сообщил ему: "Не позволено тебе, архиепископ, сегодня совершать праздник. ... Ведь ты, делая это пресловутое чудо волшебным художеством, наполнил всю Сирию верою христианскою и, испровергая наши нравы, едва не обратил (эту землю) в Романию (византийскую территорию)". Во время проходивших в Претории переговоров эмира и иерусалимского архиепископа чудесно зажглись две лампады на одном почитаемом месте около церкви Воскресения ("где, говорят, было омыто честное Тело Господа и Бога нашего по снятии со Креста"). Получив известие об этом событии, все участники переговоров, православные и мусульмане, сразу же отправились из Претории к церкви Воскресения. Придя ко Гробу Господню, архиепископ Христодул и "поганые агаряне" заперли Божественный Гроб, после чего архиерей начал моление. В это время эмир находился наверху (в катехуменах) и, держа в руках сверкающий ятаган, наблюдал за происходящим в храме. Наконец, около 6 часов дня архиепископ увидел "Божественное светоявление". Пентковский М. Историко-литургический анализ повествования игумена Даниила "О свете Небесном, како сходит ко Гробу Господню. - Богословские труды. Вып. 35. К 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847-1997). М., 1999, с. 150. Пападопуло-Керамевс А. И. Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о Святом огне, писанное в 947 году. // Православный Палестинский Сборник. Том III, вып. 2, СПб., 1894. С. 18-23.
  • Мусульманин ал-Фарагн ибн Салих Багдад, около X в. на него ссылается в своем свидетельстве ал-Бируни
  • Мусульманский историк ал-Бируни, 1000 г.
  • Папа Урбан II. Письменно засвидетельствована произнесенная им в 1095 г. речь в г. Клермоне перед собравшимися на крестовый поход: "Поистине в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребен. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены над гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются." Baldricus, in Gesta Dei per Francos. p. 87.
  • Летописец римской церкви Бароний, (XI в.) пишет: "Западные Христиане по взятии Иерусалима от Сарацин, видели чудо, когда в Великую Субботу у Гроба Господня свещи сами зажигаются." Бароний, (летописи) лист 1304 на обороте.
  • Фульк (Фульхерий) Шартрский капелан Иерусалимского короля Балдуина 1101 г. пишет о том как Благодатный Огонь сошел лишь после того, как латинское духовенство удалилось из храма. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887. С. 92-93.
  • Игумен Даниил, путешествующий по святым местам при великом князе Святополке Изяславиче, когда в Палестине царствовал король крестоносцев Балдуин I, вскоре после крестовых походов, а именно с 1093 по 1112 г.
  • Фульк (Фульхерий) Шартрский капелан Иерусалимского короля Балдуина 1101 г. пишет о популярном поверье, по которому мусульмане грозились уничтожить всех христиан в Палестине если Благодатный Огонь не сойдет. Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908.
  • Армянский историк Матвей Эдесский рассказывает о том, как в 1102 г. Благодатный Огонь не сходил, когда франки захватив Святые места выгнали из них христиан. Источник будет добавлен позднее
  • Дамаск Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162) - им (не был непосредственным свидетелем) попытка критического объяснения схождения Благодатного Огня. См. комментарий
  • Али ал-Хереви (ум. 1191) упоминает лаконично "о зрелище священнаго огня, которое можно наблюдать в иерусалимском храме". Крачковский И. Ю. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915; Ch. Schefer, Description des lieux saints de la Galilée et de la Paléstine, Génes 1881, p. 21. Cp. de Goeje, op. cit. 55, пр. 4 и Медников , op. cit. (перевод) 961.
  • Летописец католической церкви (XII век) пишет: "Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…" Стивен Рансимен. Восточная схизма. М., Наука, 1998, с.69-70.
  • Географ Йакут (ум. 1229) - критическое упоминание о Благодатном Огне. Крачковский И. Ю. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915; Ch. Schefer, Description des lieux saints de la Galilée et de la Paléstine, Génes 1881, p. 21. Cp. de Goeje, op. cit. 55, пр. 4 и Медников , op. cit. (перевод) 961.
  • Теодерих (Theoderich), в сообщении от 1172 г., упоминает, что иногда Благодатный Огонь появляется около первого часа, иногда около третьего часа, шестого, девятого часа, или даже во время повечерия. Hvidt N.C. Miracles - Encounters Between Heaven And Earth, Gyldendal. Pp. 203-229. Перевод автора сайта
  • Готьер Винисоуф (Gautier Vinisauf), английский летописец в своем труде написанном в 1192 году упоминает следующую историю. "В 1187 г. сарацины под предводительством султана Салаха ад-Дина захватили Иерусалим. В этот год султан пожелал присутствовать на праздновании, хотя и не был христианином. Готьер Винисоуф рассказывает нам что случилось: "Когда он прибыл, небесный огонь загорелся внезапно и его помощники были глубоко поражены. Христиане проявили радость восславляя величие Господа, сарацины же, напротив, говорили что огонь, который как они только что увидели снизошел, был зажжен жульническими средствами. Салах ад-Дин, желая на виду у всех произвести разоблачение, приказал, чтобы лампа в которой загорелся огонь ниспосланный с небес, была потушена, но (после этого) лампа сразу же опять загорелась. Он приказал второй раз, третий раз затушить лампу, но она загоралась опять как будто сама. Вслед за тем, пораженный султан во всеуслышанье восклицал пророчески: "Да, скорее я умру, чем потеряю Иерусалим". Его пророчество свершилось, Салах ад-Дин умер на следующий Великий Пост.Hvidt N.C. Miracles - Encounters Between Heaven And Earth, Gyldendal. Pp. 203-229. Перевод автора сайта
  • аль-Джаубари (умер в 1242 году) (не был свидетелем), в своей книге посвященной объяснению различных тайн и фокусов, находится описание, озаглавленное "Хитрость монахов при зажигании огня в церкви Воскресения". Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238; Brockelmann, Geschihtw der arabischeb Literatur, I, 497 #4 и Enzyklopaedie des Isläm. I. 1070. См. комментарий
  • Арабский географ ал-Казвини (ум. 1283) приводит сообщение о Благодатном Огне.Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238 См. комментарий
  • Ахмед-ибн-ал-Харири, Ибн-ал-'Араби и Хаджжи-Халифу - арабские авторы писавшие о Благодатном Огне. Более подробные данные будут установлены позднее Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238 См. комментарий
  • Ибн-аль-Джаузи (умер в 1256 году) (не был свидетелем) высказывается предположение о наличии скрытого источника огня, от которого зажигаются и свеча, и лампады. Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238 См. комментарий
  • Йакут (умер в 1299 году)Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.З. Вып.3. Пг., 1915. с. 235-238 См. комментарий
  • Архимандрит Арсениус, 1345. ...Как обычно, ...Патриарх проводит литанию Святого Огня около Гроба Господня в полдень на Великую Субботу. Патриарх вместе с ми-трополитом Германосом приехал из Египта, и епископ Марк - из Дама-ска... и настоятель Стефан из монастыря Св. Саввы с духовенством. Они обошли вокруг Гроба Господа дважды и после третьего раза над Гробом появилось маленькое облачко. Тогда они открыли Кувуклию и Патриарх вошел в нее вместе армянским епископом, Гробница была наполнена святым Светом и все лампы, которые были прежде затушены и приго-товлены во время Великой Пятницы зажглись. Патриарх зажег свечи от Благодатного Огня и по всей церкви прошел радостный возглас в честь появления Света. Вскоре после этого свечи которые все держали были с благословением потушены. После этого Патриарх начал Литургию Ве-ликой Субботы... Цит. по: Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.
  • Поль Вальтер 1481. В 1481 двери церкви Воскресения обычно открывали мусульмани, и три священника или епископа заходили в Гроб Христа. Один из них был греком, другой армянином, а третий - из эфиопов, они закрывались в Гробнице на … приблизительно пятнадцать или двадцать минут". Вальтер также отмечает, что армянский епископ выходил из Гроба Гос-подня с огнем и после этого все свечи зажигались, а "представители на-ций" процессий трижды обходили Гроб Господень. См. Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.
  • Иеродиакон Зосима, монах Сергиевой Лавры, путешествовавший в Иерусалим в 1420 г.
  • Трифон Корабейников, московский купец с товарищами, путешествовавший по особому указу государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича в 1583 г. См. Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594 гг.). - Православный Палестинский сборник, вып. 27, СПб., 1888.
  • Василий Яковлевич Гагара. См. Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.). - Православный Палестинский сборник, вып. 33. СПб., 1891.
  • Патриарх Нектарий Подтверждает, что в его бытность в Иерусалиме, святой Огонь был изнесен из св. Гроба патриархом Паисием. Арсения Суханова. Просклинитарий (17-я тетрадь)
  • Генри Моундрелл, английский священник (1696 г.) См. См. Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.
  • Иеромонах Ипполит Вишенский. См. Путешествие иеромонаха Ипполита Вишенского в Иерусалим, на Синай и Афон (1707-1709 гг.). - Православный Палестинский сборник, вып. 61. СПб., 1914.
  • Лукьянов Иоанн, московский священник, путешествовавший в царствие Петра I с 1710 по 1711 г. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887 г. С. 37-41.
  • Барский В. Г. (Плаки-Альбов), антиохийский монах, был пешим паломником с 1724 по 1727 г. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887 г. С. 35-37.
  • Константин Волнез (1784). Французский скептик упоминает о Благодатном Огне и вере в него местного населения. См. Bishop Auxentios of Photiki. The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre.
  • Иеромонах Мелетий, монах Саровской пустыни, путешествовавший с 1793 по 1794 г.
  • Митрополит Дионисий рассказывает об необычном явлении Благодатного света в 1799 г.


  • Предания

    С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века". Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

    Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской Православной Церкви гласит: "коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".

    Восемнадцатого апреля 1998 г. в день Великой Субботы в Иерусалиме у Гроба Господня совершилось одно из печальнейших событий в жизни Церкви: впервые за многие столетия здесь пролилась кровь. И сделали это те, кто называет себя православными христианами. В публикуемых материалах мы приводим рассказ паломницы из России, ставшей одной из жертв, а также размышления ее духовного отца о происшедшем. Редакция ждет откликов наших читателей и их оценок случившегося.

    Из рассказа русской паломницы-журналистки Натальи О.

    Большинство паломников нашей группы решили возвратиться в гостиницу. Но меня как магнитом тянуло ко Гробу Господа. Была уверенность, что именно сейчас мне нужно войти в храм, тем более, что до сих пор так и не удалось приложиться к его святыням. Одна из наших паломниц согласилась пойти вместе со мной. Мы подождали, пока схлынет народ и, протиснувшись в храм, встали слева от кувуклии. В это время вокруг кувуклии проходили пасхальные крестные ходы христианских конфессий, которые имели приделы в храме Гроба Господня. Пропуская очередной крестный ход, мы оказались у армянского придела, среди группы армянского духовенства.

    И вдруг в считанные секунды началось нечто невероятное. Сначала словесные препирания между ассирийцами, которые совершали свой крестный ход, и армянами. Ассирийцы требовали пропустить их на территорию армянского храма. Но сделать это было невозможно - такая плотная толпа стояла вокруг. Ассирийцы - это те самые люди, которые очень бурно и даже буйно вели себя во время событий Страстной седмицы. Везде они создавали давку, впрыгивали друг другу на плечи, били в барабаны, гудели в трубы, кричали о том, как они любят Православие, что их вера самая истинная. Слова вроде бы хорошие, но поведение их было столь безобразно, что возмущало всех, кто собрался здесь. Они не только мешали, их действия выглядели кощунством на святом месте, где подобает благоговейно молчать и молиться. В эти дни так хотелось тишины, но нас постоянно сопровождал дикий ор, бой барабанов и толкотня.

    Что же произошло дальше? Словесная стычка сразу переросла в драку. В нашу сторону из толпы ассирийцев полетели палки, камни, ножи, бутылки, какие-то тяжелые предметы. В этот момент я получила удар по голове - как выяснилось потом, заранее разбитой бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась мне в голову. Перед глазами вспыхнули молнии, потом появилось свечение, подобное тому, которое было при схождении благодатного огня над храмом Гроба Господня. Начался кошмар. Мне подумалось, что это конец: крики, нескончаемый дождь тяжелых предметов, как будто небо обрушилось. Я решила, что наступили последние мгновения моей жизни, мысленно начала исповедываться в грехах, просить прощения у Господа. И тут обожгла мысль: как же так, ведь Он же здесь, рядом, только что Пасха Господня совершилась, Он не допустит моей гибели и обязательно заступится. И в этот момент меня подхватили под руки и унесли в комнату, принадлежащую армянской церкви. Кровь лилась фонтаном, я буквально слепла от ее потока. Рядом со мной находился армянский юноша, который получил удар ножом близко к сердцу - он тоже истекал кровью. Двери в комнату заперли изнутри - и тут начался обстрел и штурм помещения ассирийцами. По дверям били камнями, какими-то тяжелыми предметами. Сознание то включалось, то исчезало, но я постоянно твердила Иисусову молитву и держалась за нее, как за спасительную ниточку. Было невыносимо плохо, и я понимала, что если прекращу молитву, то наступит конец. Как выяснилось впоследствии, происшедшее было заранее спланированным нападением. Все эти орудия - камни, ножи и другие предметы - ассирийцы принесли в храм загодя и в момент нападения вытащили их из-под рубашек, из карманов брюк, из сумок.

    Сидеть в запертой комнате нам пришлось довольно долго, так как возле храма не оказалось ни полицейской машины, ни машины «скорой помощи». Никогда в истории не было случая, чтобы в храме Гроба Господня пролилась кровь, поэтому ничего не было приготовлено заранее. Когда же пришло сообщение о жертвах, полиция и врачи должны были пробираться к храму пешком узкими улочками, так что машине было проехать просто невозможно. Кроме того, полицию не пропускала хулиганская компания ассирийцев. Лишь когда вызвали дополнительные наряды полиции, ассирийцев удалось оттащить, нескольких из них задержали. Некоторые из арестованных оказались под действием наркотиков.

    Наконец, полиция подошла. Двери открыли - и образовался людской коридор, по которому нас обоих повели из храма. Мне плохо помнится этот путь: где-то нас вели под руки, где-то несли на руках, казалось, что этот путь не кончится, но кто-то поливал меня водой, смывая кровь с лица, протягивали платки и салфетки. И в то же время слышался шум, свист. Казалось, что снова летят камни. В голове постоянно возникала мысль, что я иду по крестному пути, который прошел Сам Господь.

    Наконец, мы выбрались на одну из площадей и меня вместе с раненым армянским юношей отвезли в карете скорой медицинской помощи в больницу, находящуюся неподалеку от Горненского монастыря. Первому сделали операцию Эммануилу (так звали армянского юношу), так как его рана была опасней. Затем пришла моя очередь, Хирурги положили четыре больших шва, долго не могли остановить кровотечение, но все, слава Богу, закончилось благополучно...

    Весть о случившемся быстро распространилась по Израилю, об этом случае сообщили, практически все информационные агентства мира. Узнав о происшедшем, Иерусалимский Патриарх Диодор заплакал. Когда ему передали, что кровь у Гроба Господня пролили духовное лицо армянской Церкви и русская паломница-журналистка, он просил передать свой наказ: «Раба Божия Наталья, как журналистка, должна разнести по миру весть о том, что если есть на земле люди, желающие побывать у Гроба Господня, они не должны откладывать и как можно быстрее совершить свое паломничество. Сбылось пророчество, хранившееся в нашей Иерусалимской Церкви: коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена».

    "Русь державная", №8(52) (продолжение №9(53)), 1998 г. Трофимов А. К событиям Великой Субботы в Иерусалиме.

    Второе предание связанное со схождением Благодатного Огня, говорит о том, что в тот год, когда оно не сойдет - Храм Гроба Господня будет разрушен, а находящиеся в нем погибнут. Поэтому паломники перед Пасхой обязательно причащаются.

    Исторические справки


    Иерусалимские Патриархи - имена и годы правления
    Государственная принадлежность Иерусалима - c 33 г. по наши дни. Отношение властей к Православию

    Ранние свидетельства Предания Исторические српавки
    Карта сайтаРанние свидетельства (до XVIII в.)