Карта сайтаВ начало разделаВасилий Яковлевич Гагара (1634-1637 гг.)


[10] …И взяша нас за трапезу и честь велию воздаша, не по моей мере. И пил чашу про многолетное государьское здравие и про их благородные чада и про патриарше душевное спасение. И по мале времени, как похотели ити, где мне отведена полата на покой, и митрополит же присла за мною с нитием и со овощием многим.

А гроб Господень каменной, а покрыт доскою аспидною белою, а гроб Божий стоит в часовне каменной на земли, а мерою уже того и ниже гроба, что вывез Трифан Карабейников, лише длиною в ту меру. А среди тоя великоя церкви висит паникадило, зделан верх, как зде на Москве в соборе над ризою Господнею, медною, позолочено на красно, велми велико, а мерою есть сажен 15. А по сторонам того паникадила у краев ломпады с маслом древяным стеклянные горят безпрестанно, нощ и день; а по смете есть ломпад с триста. А под тем паникадилом есть пуп земный. [11] Да в том же храме лижт камень велми велик рощелился на двое, а на том камени распят бысть Господь наш Иисус Христос. Да позади олтаря, где обретен крест Господень, на низ ступеней 40 ступити, и тут стоят 3 кресты древяные, и к ним прикладываются вси христиане. Да в том же храме есть щель, как человеку пролесть головою, и в той щели слышат зук, а тою щелию де сходил Господь наш Иисус Христос во ад; а глубина никому не ведома разве Бога. А подлинный крест, на коем был распят Господь наш Иисус Христос, увезен в немцы, как был Иерусалим за немцами. Да в той же велицей церкве предел во имя Воскресение Христово, а в нем служба греческая. А по сторонам по обоим деланы пределы, а в тех пределах службы разных языков, кои веруют во Христа; а действуют, кой хто по своей вере, всяк у себя в пределе. Да в той же церкве есть в стране кладезь, и те священницы, и дияконы, и клирики греки служат во весь год и тою водою питаются и емлют на всякую потребу; а выпущают для всякие нужи с пятницы на пятницу. А двери у тоя церкви одне полуденные, а другие двери зделаны для отходу, что турки не выпущают. …

[33] И с Ердана реки проводя нас во Иерусалим, и прииде во Иерусалим на Страстной недели в среду. И как приближися близ Пасхе Христовы, в пяток на Страстной недели и близ вечерни, по повелению пашеву турки Божие милосердие, тое великую церковь - Святую Святых и [34] Воскресение Христово отпечатали, и митрополит и архиепископ и старцы, и всяких чинов люди, верующе во Христа, обетники и тутошные, греки и иарапы, войдоша в церковь и начаша вечерню пети. И доколе вечерню пели, и храм в те поры отворен был и как вечерню отперт; и в те поры храм затвориша и запечаташа, и пойдоша турки, кои где живут, а иные туто во храме с нами же заперты. И после вечерни митрополит пойде вверх в свое уготованное место, а старцы по тому же и миряне, греки и арапы, по тому же уготованное им место; а иные языцы вси во своих пределах, ковры послав спят. И в тей нощи в той великой церкви овии плачют, овии радуютца, а турки безбожные, ходя по той великой церкве, пиют табак и шарап, и по арабски скверно глаголюще женскому полу, и плююще на них, и хотяще скверно действовати. И против великие, субботы, как приспе время благаго пения, заутреню и вечерню слушали по подобию. И после пения митрополит по прежнему вверх пойде к себе на упокой, а я многогрешный раб с ним же бысть вместе, а греки и арапы, мерские люди, около [35] тоя часовни, где стоит гроб Господень, бегают безпрестанно и поют: Кирие елейсом, а по нашему: Господи помилуй, а поют велегласно, дондеже митрополит снидет во храм; и в те поры как бегаючи, и носят на плещах друг друга, Богови тружаются. И приспе время празднишную вечерню пети, и прииде митрополит к тому пределу, где гроб Госопдень. А предел же в те поры запечатан, и огнь угашен; а турки митрополита всего обыскивают, чтобы у него не было ни кремени, ни огнива, ни труду, ни серы, но тот предел ему отпечатали. А митрополит у той часовни у дверей и зрит на Дейсус, прямо к востоку, и вверх на небо смотрит, где проломана маковица, и хвалу Богу воздающе со умилением и со слезами, ожидая милости Божи; а молился 2 часа. И как пробило 11 часов, и над маковицею тоя великия церкви с небес возгреме гром трикраты, и греки и арапы начаша велегласно глаголати: агиос, агиос, агиос, а по нашему есть: свят, свят, свят Господь Саваоф, и они начаша креститися. По том же грому прилетели 3 голуби сизы и сели 3 голуби те на той проломной маковице: един сел от востоку, а 2 сел от полудни, а третий з западу. И митрополит перекрестяся, и пойде в тот [36] пределе, и бысть тамо много времени; а старец стоя вне тоя часовни у дверей и часто в тое часовню смотряше, то отворит, то затворит. Потом же над Господним гробом лампада прежде затеплиса от огня небеснаго, и по мале же времени изыде ис тоя часовни митрополит же и вынес затеплены два пука свеч в обеих руках и став на горнем месте, где же ему уготованное место и вси христиане от митрополита возжегше свещи своя, а турки по тому же свещи возжегше; а тот небесный огнь глинность, не как земный огнь. Да и я многогрешный раб от митрополита из рук возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило, а я окаянный, не веря, что небесный огнь и послание Божие, и тако трижды возжегше свещи свои и гасиша, и перед митрополитом и пред всеми греками о том прощахся, что похулил [37] Божию силу и огнь небесный назвах, что греки соделывают чародейством, а не Божие создание; и митрополит меня в том во всех простих и благослових. А обедню празднишную поют до свету часа за три, а после обедни до свету розгавляются, едят и пиют; а как день станет, их ис тоя великой церкви выпущают всех, лише в той церкве оставляют служителей, кому пети и служити повседневную службу во весь год.

Цит. и нумерация по: Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.). - Православный Палестинский сборник, вып. 33. СПб., 1891. Стр. 11, 33-37.
Рукопись печаталась также: Сказания Русскаго народа, собранныя И. Сахаровым. Т. II, КН. 8. С.-Петербург. Типография И.П. Сахарова. 1849. 80, стр. 109-122. Иерусалимское хождение, сообщенное И.М. / Временник Общества Истории и Древностей Российских. 1851, кн. 10, стр. 14-23. Обзор хронографов Русской редакции, А.Н. Попова. 12-й выпуск. Москва, 1869, стр. 254-255.
В основу публикации приложен Архивный список рукописи, XVII в., который хранился в Московском главном архиве Министерства Иностранных Дел, №401/853, 40, л. 79-123. I редакции. Имеются еще 7 списков рукописи, имеющие текстовые отличия. о. Архимандрит Леонид. Иерусалим, Палестина и Св. Афонъ по Русским паломникам XIV-XVII веков. Чтения въ Обществе Истории и Древностей Российскихъ. Москва. 1871 г. Кн. I, отд. 11, стр. 66-79.

Карта сайтаВ начало разделаВасилий Яковлевич Гагара (1634-1637 гг.)