Карта сайтаВ начало разделаТрифон Корабейников и Юрий Греков, русские купцы (1583-1584 гг.)


Трифон Корабейников, Московский купец с товарищами, по особому соизволению Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича, в 1583 году, путешествовавший в Иерусалиме, Египте и на Сиинайскую гору, имевший поручение от него доставить пожертвования в оныя места за души сына его Царевича Иоанна Иоанновича, в книге своей, писанной об этом предмете и изданной в 1798 г. Ив. Михайловым, а потом и многими другими, повествует о явлении св. Огня следующее:

В тот же день Великия Субботы заутра внидуть поганы Турки, Спаги Санчаки и Янычары в великую церковь ко Гробу Господню и погасят вся кандила, горящия во всей велицей церкви и по приделом и над самым Гробом Господним, и ни едино оставлять кандило с огнем; у Патриарха же и у христиан обычай имуть яко в домех своих в великий четверток погашают огонь и от того места не бысть огня ни у кого же, дондеже снидет с небесе на Гроб Господень и от того огня взимают и разносят в домы своя и держат во весь год тот огонь и дела не делают никакого, разве Богу молятся до Воскресения Христова. Церковь малую запечатлеют, иже над гробом Господним, своею печатью и стражей поставят у дверей гробницы: Патриарх же со христианами идут во свою Церковь к Воскресению Христову, и тамо молят Бога ос слезами и ждуть знамения Божия с небеси, и за два часа до вечера приидет аки солнце в великую церковь в непокровенное место, а непокровенное место в большой церкви над гробом Господним и узрит патриарах тот луч божественнаго знамения и вземь Евангелие и крест и хоругви со свещи без огня и пойдет в боковыя двери, сиречь в сторонныя от старыя трапезы, ко Гробу Господню, за ним иноки и христиане и епископы верные и многие за ним игумены армянские со армены, и за ним идут Кофты и Хабежи и Мурины и Несториане и прочая их ересь, со своими попы. И пришел патриарх со христианы к гробу Господню и обыдоша трижды вокруг, прииде на гробницу - молящеся со слезами, иноком же и инокиням и христианам плачущимися горце, вопиюще ко Господу: "Господи, сподоби нас видети благодать человеколюбия Твоего, и не остави нас сирых". Патриарх же, ходя вокруг Гроба Господня, пояше стихиры: "Днесь да стеня вопиет", нам же всем плачущимся, не могущим удержатися от слез. Прииде же Патриарх к дверем церковным Гробницы Господней и повеле Туркам придел над Гробом Господним отпечатати; патриарх же отверзе двери гробницы и узревше вси людие благодать Божию, сошедшую с небес на Гроб Господень в огненном образе, огню ходящу по Гробу Господню по деке мраморне и всякими цвети, что молния с небеси, а кандилом всем стоящим вверху Гроба без огня, и видевше вси людие таковое человеколюбие Божие, возрадовашася радостию великою зело, испущаху многия слезы от радости. Патриарх же Софроний вниде един в предел Гроба Господня, имуще в обоих руках свещи многия приступи ко Гробу Господню держа свещи вскрай Гроба Господня и сниде огнь с Гроба Господня якоже молния на Патриаршу руку и на свещи, и абие, загорешася свещи, в патриарших руках пред всем людьми и нас сподобил Бог видети; тут же на Гробе Господнем христианская кандила загорешася, а от латинских вер ни едино кандило загореся. Патриарх же изшед из придела Гроба Господня, имуще в руках в обоих свещи многи горящи великие пучки, изнесе огнь из предела Гроба Господня и по стороне придела Господня ста на высоком месте, где ему на то учинено - Народ же окрест его стоящ, и от руки его взимаху огнь христиане и возжигают воски великой церкви и по святым местам свещи и кандила, и понесоша тот огнь в домы своя для благословения и держат тот огнь во весь год в домех своих.

Цит. по: Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. По сказаниям древних и новых путешественников. М., 1887 г. С. 24-28.

В день субботний, на кануне Воскресения Христова, Пасхи, заутра пришел патриарх Софроний, и мы грешные пришли с ним к вратам в великую церковь, и тут много народу стояло пришедших от дальних стран на поклонение гробу Господню.

Патриарх же сел пред церковию, тут же и мытники, и янычары сидят. И пришед турки к вратам великой церкви, опечатывают врата церковные, и идет патриарх в церковь с христианами. А христиане суть: греки, сирияне, сербы, иверы, русы, арианиты, воложи. И берут поганые турки со всякого христианина по 4 золотых угорских, тогда и в церковь пустят. Также и мы грешные по 4 золотых дали с человека. А которому христианину дать нечего, того и в церковь не пустят. Да там же людям, которые дают золотые, тем дают письма, да по тому письму их пускают, с которых возьмут. А с латинян, и с фрягов, и с еретиков берут по 10 золотых с человека, а золотых угорских с чернецов не берут в пошлину.

В тот же день субботний приходит много христиан от многих земель. А на вратах учинено оконце невеликое, и зрящим им в оконце внутрь великой церкви, плачут горцы, да бы вошли внутрь великой церкви видеть гроб Христа Бога нашего и сошествие Святого Духа на гроб Господень.

Цит. по: Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594 гг.).- Православный Палестинский сборник, вып. 27, СПб., 1888.

Карта сайтаВ начало разделаТрифон Корабейников и Юрий Греков, русские купцы (1593-1594 гг.)