Карта сайтаВ начало разделаСвидетельства очевидцев / Православные / Сергей Котенков


Записки православного паломника и Благодатный Огонь

...

Вечером мы вновь в Храме Гроба Господня. Храм строился в разные века и эпохи, не раз подвергался разрушениям и стихийным бедствиям. Он очень не похож на какие-либо другие храмы(вне зависимости от конфессии), и тем сильнее он завораживает своей монументальностью и…вечностью. Часто на стенах Храма можно увидеть кресты, выдавленные еще крестоносцами тысячу лет назад… Разные пределы храма принадлежат разным конфессиям: православным(грекам), католикам, коптам, армянам. За целый день невозможно познакомиться и узнать о всех святынях Храма - столь он велик. Основные святыни принадлежат православным: Голгофа, Кувуклия(часовня над Гробом Господним), собственно Храм Воскресения(напротив входа в Кувуклию). Слева от входа в Храм с атриума находится колонна, рассеченная Благодатным Огнем в Великую Субботу 1549 года, когда православных греков не пустили в Храм власти, подкупленные армянским духовенством. Армянский Патриарх несколько часов молился на Гробе Господнем, но Огонь не сходил по его молитве. А вышел он из подножия вот этой колонны, у которой молились православные. С тех пор никто не осмеливается оспаривать право Греческого Православного Патриарха заходить в Кувуклию за Благодатью Божией…

Внутрь Кувуклии, т.е. к самому Гробу попасть нелегко: всегда стоит очередь и доступ паломников закрывают на время любой службы любой из конфессий, всё время строго расписано. я смог попасть внутрь только с третьего раза, уже в понедельник после Христова Воскресенья, и то чудом: меня запустили вместе с группой японских католиков, видимо приняв за одного из них. А сразу после снова началась чья-то служба…

В былые годы богоборческой власти нам часто показывалось и поощрялось прийти на Красную площадь поклониться Антихристу, но никогда не показывалось очередь к Богу Истины…

Золотое украшение над входом в Кувуклию даровано Храму последним русским Императором.

…Служба Чина Погребения Плащаницы здесь довольно поздняя. Очень много людей, и чем ближе к Кувуклии - тем плотнее. Время приближается к полуночи. Скоро в Храме появится полиция и всех начнут выгонять, а дальше неизвестность…В грустных мыслях начинаю выбираться из толпы рядом с Кувуклией дальше от нее, где свободнее. Бреду по Храму сам не знаю куда, просто куда ноги идут. Удаляюсь в самые дальние пределы, наивно надеясь на то, что, быть может, полиция сюда не дойдет. Сажусь на подножие колонны времен крестоносцев, она вся в выцарапанных крестиках: наша земная жизнь лишь миг. Вот и дальние пределы Св.Равноапостольной царицы Елены и обретения ею Животворящего Креста…

Царица Елена, мать Римского Императора Константина, отправилась в паломничество во Святую Землю в IV веке. На этом месте, в яме за Голгофой, на месте разрушенного языческого храма, по подсказкам местных жителей, были найдены 3 креста и отдельная от них табличка с надписью «Царь Иудейский». Ведь вместе со Спасителем были распяты два разбойника. Но как определить какой из трех Истинный Крест Спасителя? Мимо несли на погребение умершего старца. Иерусалимский Патриарх Макарий велел приложить поочередно к телу умершего все 3 креста. После приложения одного из них умерший ожил. Потом этим же Крестом осенили тяжело больную женщину, и она выздоровела. Так был обретен Животворящий Крест. В последствии многие люди хотели получить частичку этого Креста и носили ее, богато украшенную, на груди как самое дорогое, что есть у них. Святыня иногда похищалась, возвращалась…Частицы Святыни находятся в разных храмах и монастырях по всему Христианскому миру. Несколько частиц Креста находятся и в России…

…Сажусь на каменную скамейку. Сверху спускаются еще несколько человек, на лицах у всех одна мысль: как бы остаться в Храме до утра.

Помоги, Господи! Уничижи маловерие раба Твоего новообращенного…

Мимо нас проходит армянский священник и за ним змейкой несколько человек. Он открывает какую-то дверь, и за ней все скрываются. Потом приходит другой и также приводит за собой несколько человек. Видимо прячет своих…Но те паломники не похожи на армян, как раз все славяне. Ну что ж, «ищите и найдете, стучитесь и отворят вам…». Подходим к нему и просим нам помочь, но он плохо говорит по-русски и быстро убегает. Потом возвращается первый. Все кидаемся к нему, он просит подождать 5 минут и уходит. Все начинают шептать чтоб молились усиленно. Тем временем мимо нас проходят 4 полицейских и спускаются в дальние пределы: всё ясно, уже присматривают кого «зачищать», время уже подходит. Возвращается наш благодетель и ведет нас в свои потайные пенаты. Нас 24 человека, закрывает нас и просит сидеть тихо (кто б сомневался). Потом он принесет нам воду и снабдит дальнейшими инструкциями: Храм закроют после двух, и тогда можно будет выйти. Что более всего потрясло: никакой речи о «таксе» за помощь нам не прозвучало, потом он лишь просил собрать по возможности пожертвования, кто сколько сможет. Ну, вполне по-христиански. Сначала сидим вшестером на диване, кто-то на ступеньках, кому-то даже удается вздремнуть. Среди нас двое русских монахов с Афона, отец и сын, рассказывают что русских в монастырях совсем мало осталось, греки хоть и не зажимают, но теперь русским уже не подвязаться… Вот так Гроб Господень стал для нас гостиницей на одну ночь, пусть она и не тянула даже на «однозвездочную», но для каждого из нас останется дороже любой «пятизвездочной»…а я был хранителем ключей от этой гостиницы, потому что сидел ближе всех к двери, закрывавшейся изнутри. Тем временем мы слышим что по Храму перемещаются толпы полицейских, кто не хочет покидать Храм добровольно, уводят силой. Чуть позже слышится грохот: начинают расставлять турникеты, оставляющие проходы для завтрашних событий. Потом всё смолкает, приходит наш благодетель и говорит, что потихоньку можно выходить, и что Храм уже закрыт. Просит только ко Гробу не подходить: что удивительно, даже в «закрытом» на ночь Храме, там идут службы. В ночь на Великую Субботу были армянская, 2 коптских, потом католическая месса. В Храме много людей, несколько сот человек спрятали и греки, и армяне, и копты. Все понимают, что многие паломники приехали издалека, и с утра возможности попасть в Храм и занять хорошее место наверняка не будет. Да и потом сама христианская солидарность имеет решающее значение: еврейская полиция выгоняет, землей под Храмом издревле владеют мусульмане, они же и открывают Храм по утрам и собирают со всех конфессий дань-аренду.

Теперь есть возможность спокойно приложиться к святыням Храма…Камень Миропомазания. На нем Тело Господа помазывалось миром и было обернуто в Плащаницу перед положением во Гроб. Обычно днем к Камню невозможно подойти: столько паломников склонились над ним…

Камень Миропомазания

Да, это Голгофа…И нет на свете горы ВЫШЕ этой…

Рядом с Голгофой мы встречаем Наталью, журналистку одного Православного издания, которая пострадала в 1998 году, находясь в Храме, когда арабы устроили побоище с армянами, и по которой сбылось пророчество Иерусалимской Церкви, вынесенное выше в эпиграф.

Ближе к утру во всем Храме гасят абсолютно все свечи, опускают и гасят лампады, добавляя в них масла. Потом они будут возжены только Благодатным Огнем…

Часам к 6 утра в Храме появляется полиция(хотя откроют его только после 9.00). Встретив неожиданно полицейских, я немало занервничал: сейчас арестуют и выведут из Храма. Но нет: они прошли мимо меня, нисколько не удивившись моему нахождению в Храме, значит, они знают что ночью Храм не пустует…

Ближе к 9-00 мы забираем свои вещи и покидаем наше убежище. Занимаю место у выхода из пустующего католического предела, справа от Кувуклии, прямо напротив южного(греческого) окна Кувуклии, через которое Патриарх передает возженные свечи. До Кувуклии метров 6-7, ближе просто некуда…Встречаю пятерых паломников из нашей группы, их спрятали греки. Позднее станет ясно, что так близко от Кувуклии удалось расположиться только нам. Немногие из тех, кто пошел к Храму рано утром, в лучшем случае попали внутрь, но близко подойти уже не смогли. Занимаем место около стены, все же надежней иметь хоть какую-то неподвижную опору, скоро станет ясно что у такого расположения есть и свои «минусы».

В 9.15, как и обещалось, Храм открывают, и толпы паломников начинают заполнять его пространства. Очень скоро мы уже даже не стоим, а висим, буквально на одной ноге,-такая плотность людей. Ни о каком крестном знамении речь не идет: просто даже выдернуть руку вверх стоит довольно больших усилий. И тут обнаруживается «минус» нашего положения: у самой стены стоят женщина и девочка из нашей группы, да еще довольно хрупкого телосложения. Поэтому время от времени приходится всю энергию накатывающейся волны от пошатнувшейся толпы принимать на себя, уперев руку в стену, как распорку. Иначе их просто раздавят. Спасибо, Господи, что даровал мне нехрупкое телосложение. Смиряюсь с мыслью, что так придется стоять как минимум 5 часов. Но ведь Господь не посылает людям испытаний, которые они не смогли бы выдержать. Толпа еще уплотняется, время начинает неспешный ход…Полицейские с трудом удерживают металлические турникеты, ограждающие небольшой проход вокруг Кувуклии, к алтарю Храма Воскресения и другие. Русский паломник рядом со мной и сходного телосложения предлагает упереть плечо в плечо. Да, так действительно легче стоять. Уже заполнен весь Храм, все видимые пределы, участки у подножия и между колоннами, ближе к Кувуклии и Храму Воскресения расположились телевизионщики со своей аппаратурой, немного освещающей полумрак Храма. Дневной свет проникает только в небольшое круглое отверстие-окно в самом центре купола Храма, точно над Кувуклией. Повсюду слышна русская речь…

…Уже двенадцатый час, духота, временами удается высунуть нос за пределы нашего квадрата, вокруг Кувуклии ощущается какое-то дуновение воздуха. Никто и не обещал, что будет легко. Полицейский с мегафоном, хорошо говорящий по-русски, из наших бывших, взбирается на подножие колонны недалеко от нас и пытается руководить действиями паломников, чтобы не напирали сзади. Призывает сделать всем полшага назад, предлагает бросать ему пустые бутылки для воды. В него летят пластиковые бутылки градом, он просит прекратить, это немного разряжает атмосферу. Потом наполненные бутылки передают паломникам…Время к двенадцати, с другой стороны Кувуклии слышны шум, гам и барабанный бой: появились православные арабы и начали свои веселые пляски. Для нас такое поведение в храме представляется кощунственным, но считается, что даже такое наивное проявление веры угодно Богу. Однажды их не пустили в Храм власти, чтобы «не допустить богохульства», Патриарх молился несколько часов, но Благодатный Огонь не сходил со Гроба. Тогда Патриарх своей властью приказал впустить арабов, и Бог даровал Свою Благодать людям... «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное»…

Вот они там шумят, а нам ничего не видно, хочется тоже взглянуть на этих темпераментных молодых людей, а они что-то не очень спешат перемещаться вокруг Кувуклии…

Полицейскому кричат что кому-то плохо, он просит пропустить к себе кому плохо или передавать над головами. Конечно тяжелее всего пожилым людям, женщинам и людям небольшого роста. Полицейский орет, что если кому-то плохо и больше не может стоять, то пусть говорят, и их будут выводить из Храма. В Храме не оставят, чтоб ни у кого не было соблазна притвориться и подойти поближе. Сзади нас какой-то шум: вперед пытается пробраться высокий грузинский священник. Он со словами «Пропустите владыку!» тащит за собой пожилого тощего владыку. Кто-то не хочет его пропускать. Он сердится: «Ты христианин?». Всех можно понять. В итоге его с владыкой пропускают поближе. С другой стороны Кувуклии стихли пляски арабов. Вдруг за считанные мгновения вся Кувуклия сверху озаряется ярким светом через окно в куполе Храма. Сначала я подумал, что это солнце, однако на солнце в Иерусалиме смотреть нереально, а на ЭТО святило, хоть тоже очень яркое, несколько секунд можно было смотреть. На следующий день в это же время я посмотрел, где находится солнце над небосклоном: оно поднималось на угол не выше 60 градусов над горизонтом, т.е. никак не могло быть в зените, ведь Иерусалим далеко не на экваторе!...

…Через несколько минут Небесный Свет скрылся за окном в куполе так же быстро, как и появился. Храм снова погрузился в полумрак. Время начало ползти всё медленнее, кажется что это ожидание бесконечно…

…Половина первого. Из-за Кувуклии снова слышится шум, похоже арабы взяли передышку и теперь продолжают. Так и есть. Теперь мы видим всё действо рядом с собой: здоровые мужики веселятся как дети, взобравшись на плечи друг к другу с флагами и барабанами…

Многие из них из Вифлеема, им нелегко приходится в окружении собратьев-мусульман, вечно стремящихся обратить их в свою веру. Поэтому своих эмоций сейчас они не скрывают…«Наша вера Правая! Наша вера Православная! Христос-Бог истинный! Россия! Россия!»

Да, русских паломников здесь любят все. И не только потому, что мы проделываем неблизкий путь, а потому что любые тяготы и лишения русские переносят молча и со смирением. Но мы увидели здесь полную нам противоположность, и в лице как ни парадоксально…православных греков, и особенно греческих женщин. Мало того, что у них является в порядке вещей прийти в храм накрашенными, в украшениях, с непокрытой головой и распущенными волосами, но они еще пытаются образовать вокруг своей персоны эдакое «комфортное пространство», чтоб никто к ним не прикасался. И это в толпе, где даже руки поднять невозможно! Мне довольно долго пришлось объяснять гречанке в деловом костюме, что совсем не обязательно выставлять вперед свои локти, чтобы упираться ими мне в спину. А батюшка из нашей группы довольно откровенно объяснил другой, что была бы она в России, уже б давно вышвырнули из храма за такое поведение…

…Арабы разошлись не на шутку. Вот и полицейские зачем-то тоже взбираются друг другу на плечи. Потом они с арабами начнут хватать друг друга за пояс и ремни, в итоге полицейский чуть было не остался без штанов…

Появление арабов очень ободряет уставших изможденных паломников, появляются силы стоять дальше…Да и пляшут они не за деньги или славу, а «во имя», а значит от чистого сердца… Видео тут (21 сек, 6 Мб), уж не обессудьте, сжать так и не удалось:

Арабы пляшут довольно долго и в итоге затихают. А тем временем над Кувуклией появляется белесоватое облачко – предвестник приближающегося Чуда…

Подойдя к двум часам по полудню, время почти совсем замедляется, люди собираются с оставшимися силами…

И вдруг снова вся Кувуклия за считанные мгновения озаряется ярким светом откуда-то сверху, через отверстие в куполе Храма. Снова «солнце»? Оно вернулось? Земля начала крутиться в другую сторону? Нет, это не солнце! Яркий столп света теперь никуда не уходит. Это не пятно на стене, какое оставляет любой свет, а именно само пространство сияет белым неземным светом…

Наконец начинается Крестный ход вокруг Кувуклии. Боже, как же медленно иерархи всех конфессий обходят Кувуклию…первый, второй, наконец третий круг…

Процессия останавливается у входа в гробницу Христа, у кого-то сдают нервы и там начинается возня: некоторые паломники пытаются прорваться поближе к Патриарху Феофилу…Нехорошо, полиция закрывает Патриарха живым щитом. Наконец его разоблачают, обыскивают на предмет «спичек», и он остается в одном белом подризнике.

Преклонив голову над низким входом, под крики греков «Аксиос!»(«Достоин!»), Патриарх Феофил и армянский Патриарх заходят в Кувуклию. Время останавливается…

Всё усиливающиеся вспышки синеватого цвета как молнии пронизывают пространство Храма и мелькают на его стенах. Храм затихает. Каждый сосредотачивается на своей молитве, каждый стремиться помочь Патриарху, ибо сейчас он нуждается именно в такой поддержке…

«Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении…»

Вновь потянулись тревожные минуты ожидания…

И в этой относительной тишине Храма словно Огненная птица вылетает прямо напротив нас из окошка Кувуклии Благодатный Огонь. Миг - и весь Храм оглушает единый выдох-крик. СВЕРШИЛОСЬ! Алиллуия! Бог не оставил людей! А значит, еще год будет жив род человеческий!...Через мгновение начинает истошно звонить колокол. Небольшая пауза, это арабские мальчики зажигают пучки своих свечей от свечей, только что переданных из Кувуклии, и быстро бегут по проходам во все концы Храма, на улицу, атриум…Полиция сужает уже ненужные проходы, а волна Огня стремительно, за считанные мгновения преодолевает пространства Храма и надвигается на нас. Все тянут вперед руки с пучками свечей, и священники и миряне, преференций нет ни у кого. Миг – и полыхают наши свечи. Отвожу руку с зажженным своим пучком назад, мгновения, и у всех позади уже полыхают свечи. Невероятно. Чтобы зажечь обычным огнем свечу в храме, нужно несколько секунд, иногда это даже не удается сделать с первого раза. А здесь, кажется, что Огонь зажигает свечи даже не притрагиваясь к ним, и это невозможно остановить…

Ликование людей невозможно описать никакими словами. Благодатный Огонь действительно не обжигает первые минуты, хотя в это очень трудно поверить своим земным человеческим нутром, сначала я даже отдергиваю голову. Но Он действительно не обжигает, и не опаляет фитили свечей! Они остаются белыми! Включаю фотокамеру на «видео» (31 сек, 7 Мб), рекомендую всем, при просмотре этого файла я увидел даже то, чего не заметил(по невнимательности или из-за усталости), находясь в Храме!:

Подвожу пылающие свечи к подбородку, пламя еще не очень горячее, щелкаю камерой и…

Пламя Благодатного Огня не обычное, и не только потому что не обжигает первые минуты, покуда 40 раз не скажешь:«Кирэй, элейсон!»(«Господи, помилуй!»). А еще потому, что свечи не горят обычным спокойным 2-4 см огнем, а его высота 10-20 см и оно ЖИВОЕ, постоянно развивается в разные стороны, даже когда нет никакого дуновения воздуха. И оно не отбрасывает теней!

Через несколько минут свечи начинают потихоньку тушить, т.к. пламя становится обжигающим, и лучше отойти в более свободное место, что и делаю, отойдя в арку сбоку от католического предела. Зажигаю все свои 6 пучков по 33 в каждом по числу земных лет Спасителя (198 свечей). Фотка не очень удалась, но что ж поделать…

Опалив все свечи, начинаю тушить все 6 пучков, но не тут-то было! Сколько я не дул на них, затушить так и не смог. Помог мимо проходивший грек, с которым на «три-четыре», не с первой попытки, мы таки затушили их…

Начинаем выходить их Храма, проходя через Храм Воскресения(тут обычно располагаются VIP-персоны, коих встречаем несколько). У, как же далеко от Кувуклии по сравнению с нами они стояли, пусть даже и в более «комфортных» условия. С трудом выходим из Храма. Да, мы стали свидетелями одного из Чудес Православия! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Люди запустили человека в космос, преуспели в изобретении методов наиболее быстрого и эффективного уничтожения себе подобных, но, несмотря на весь «научный прогресс» так и не приоткрыли тайну и не нашли объяснение Чуду Благодатного Огня, равно как и чуду происхождения человека. Просто потому, что для этого надо признать и поверить в Бога, а это уже никак не стыкуется с «прогрессом».

Вечером идем на Пасхальную службу в Храм Воскресения, а завтра Пасхальное разговение и пробуем вино из Каны Галилейской, где Господь совершил свое первое чудо, превратив воду в вино, которого не хватило для свадебного торжества... За эту неделю я похудел на 5 кг, чему очень рад.

...

Сергей Котенков, бухгалтер, Москва (2006 г.)

Цит. с разрешения автора с сокращениями по статье "Записки православного паломника и Благодатный Огонь" из каталога статей и интернет-ресурсов www.acma.ru

Карта сайтаВ начало разделаСвидетельства очевидцев / Православные / Сергей Котенков