Карта сайтаВ начало разделаИеромонах Мелетий (1793-94 гг.)


Иеромонах Мелетий, благочестивый старец Саровоской пустыни, путешествоваший в Иерусалим в 1793 и 1794 годах, описавший свое путешествие под руководством известнаго Иерарха Феодотия, (путешествие издано в Москве 1798 г.) повествует о святом Огне нижеследующее:

В Великую Субботу рано, приступили к заключенным церковным вратам убогие христиане Арапы, которые пришли тогда из дальних мест, числом более 500 человек и начали с великим воплем и слезами умолять Турков именем Божиим, здравием султана и государства, дабы их, яко неимущих денег - туне пустили в церковь с прочими христианами праздновать святое Воскресение. Но Турок не иначе вопль убогих сих людей умягчил, как точию получив обещание от драгоманов (переводчиков) некотораго числа денежной за них заплаты. Теперь не утаю от читателя и того, чем некоторые из сих бедняков в церкви занимались. Они от втораго часа дня, до осьмого, становясь один другому на плеча, ходили непрестанно вокруг св. Гроба, и в посрамление Римлян, неверующих снитию огня, (Римляне снитие Огня не признают, и в Субботу от утра до вечера не показываются, но Арабы их, превращенные из православных, последуя своим благочестивым предкам, оное до ныне сознают) - преподавали на обе стороны по обыкновению их, сложенными и прямо простертыми ладонями - благословение. Также, держа в левой руке шапку, правою выбрасывали из оной, акибы деньги народу. Сим означали увещание и привлечение к католичеству своих бедных соплеменников, а при том и над Армянами издевались.

Явление святаго Света. Когда в церкви пробило седьм часов дня, параекклезиарх взяв благословение начал ударять в железное било. Сему продолжающуся, делалось приготовление. Внутри пещеры, на крышке св. Гроба, посталвено большое хрустальное кадило для сего только случая сберегаемое, наполненное чистым елеем с устроенною светильнею и положены свещи. Потом дверь гробнаго притвора заключена печатью. У преддверия же при остенках по обоим сторонам стояли изнесенныя из олтаря будничныя хоругви числом 12, между коими видел я и Российския хорошаго письма. В олтаре тогда Архиепископ Мисаил и шесть священников облачилися во все церковныя одежды. Два попа, Армянский и Коптский, в лице своего народа, осзнающаго снитие огня, взяв благословение от помянутаго Архиепископа отошли на свои м еста. Такожде и народ разноверной, кроме Римлян, весь стоял при своих молитвенницах. Как скоро исполнилось восемь часов, билу умолкшу. Архиепископ со священнослужителями вышел из олтаря в царские врата и обошел в церкви св. Гроб трижды с воспеванием воскресной стихиры 6 гласа: "Воскресение твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех: и нас на земли сподоби, чистым сердцем тебе славити". Потом, снятой печати и отверзтой бывшей двери притвора, вошел Архиепископ внутрь ко св. Гробу. Из притвора же чрез дверцы к оному приникали епископ и начальствующие Турки. По прошествии минут двух, вышел Архиепископ из пещеры в притвор, имея лице обращенное к востоку и поднятыя крестообразно руки с горящими свещами: и десницею несколько оных подал чрез отверстие Арапу стоящему в церкви на северной стороне у притвора, шуйцею же чрез другое отверстие армянскому Архиерею, вне притвора, на южной стороне с своим клиром и народом стояшему. Арап, дабы от людей не был замят, полетел аки птица с огнем к олтарю, и отдал оный Скевофиляксу, получил себе в дар червонец. От огня сего все стоявшие в олтаре люди, в числе коих и я, свечи свои зажгли. Архиепископ, идя от притвора к олтарю свечи свои раздавал людем. И так все от Архиерея и друг от друга пуки свеч держимые в руках, зажигали, и разливался огонь подобно реке. И во все сие время весь благочестивый из разных стран и родов, собравшийся народ в восхищении и радости духовной, каждый своим языком не умолкно взывал: "Господи помилуй!" Арапския же малыя дети, как древле еврейския, не в малом числе проходя в церкви между людьми, многократно, во услышание всем восклицали: "Воля дин, илля дин, Эл-Мессия" то есть: несть веры, едина праволсавных христиан. Потом совершалась литургия Василия Великаго, и было множество причастников. По службе трапеза, и после оной читали в церкви деяния святых Апостолов. Свечи же, по обжении, поклонники погасили, кои после отвозят в свое отечество: но в неугасимо горящих кандилах при Гробе и других местах огнь сей безпрерывно чрез год паки до окончания субботней утрени сохраняется.

О сем Святом Свете любопытсво людей многое простирается, желая знать, как и откуда оной приходит? Иные же из простейших, стоя тогда в церкви, мечтают чрез верхнее церковное отверстие, что над святым Гробом, видеть даже схождение онаго; но сему причина та, что во время ожидания огня, люди, особливо около Гроба, быв в движении колебаясь, воздвигают тонкий прах, в котором солнечные лучи, проникающие чрез отражение и сотрясающийся воздух, сверкают и некако блещут. И тако от сего поражается в них мнение о видимости его. Но явление св. Света не от инуда, кажется происходит, как почию от самаго Гроба, освященнаго возлежавшею плотию Христовою, который ежегодно источает оный, в знамение сея истины и правоверия.

Как же св. Свет видим бывает на Гробе, о сем предложу здесь от сказания самаго Архиепископа Мисаила отправлявшаго тогда при явлении онаго служение: - "Вшедшу мне. сказывал он, внутрь ко cв. Гробу, видим бе на всей крыше Гробной блистающ свет, подобно разсыпанному мелкому бисеру. в виде белаго, голубаго, алаго и других цветов, который потом совокупляяся краснел, и претворялся в течение времени в вещество огня; но Огнь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесять крат "Господи помилуй!" не жжет и от сего то огня уготованныя кандила и свещи возжигаются. Но впрочем, присовокупил он, как и откуду явление сие бывает? сказать не могу!

Явлению святаго света все Армяне и Копты и все Евтихиянцы верят, католики же, отрицая, приписывают Греческой хитрости. Но не знаю как они принимают своего Барония, свидетельствующаго, что западнии, по взятии Иерусалим от Сарацин, видеша и чудо, егда в субботу великую у Гроба Господня свещи сами зажигахуся. Чудо же сие бяше - тамо обыкновенно. Олонецкие же выгопустынные антихристиане, повидимому, кажутся противники Латин, но самою вещию искренние их друзья и единомышленные враги св. Сиона. Они прельщая себя и подобных себе невежд, пишут в кние своей, называемой Олонецкие ответы, в 90-м ответе яко-бы, ныне от времен Никоновых, того Божия великодействия, т.е. явления св. Огня не слышится, и самобывшии тамо, не поведаша, ибо и Арсений Суханов, бывший при Патриархе Паисии, повествует, яко тогда не видеша снития огня небеснаго". Кто же были самовидцы, кроме Арсения? не объявили; видно никого не знали. В Арсениево же время, ежели не было снития огня, то будет не от времен Никоновых, но прежде; поелику Никон патриаршествовал в Москве, как всем известно, после путешествия Арсениева в Грецию. Сами себя обличают! Но последователи их помраченные злобою, сего не видят. Что касается до Арсения, то он в своем Поклонники, в седьмой надесять тетради, ясно свидетельствует, что Свет или Огнь небесный при его бытности Патриархом Паисием от Святаго Гроба изнесен был. Тут же на поли в доказательство о Святом Свете, написано: "книга Нектория, патриарха Иерусалимскаго лист 207". Сей патриаршествовал в Иерусалиме, после Паисия, при котором был Арсений. Его повствование о Святом Свете, как слышал я, от читавших оное, подобно вышеупомянутому сказанию Преосвященнаго Мисаила, и приводятся тамо в доказательство святые отцы Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин, Сии Святые мужи сами были в Иерусалиме и перваго о Святом Свете в слове втором о Воскресении есть сицевое: "Сие виде Петр верил, видел же не точию чувственныма очима, но и высоким апостольским умом. Исполнен убо был Гроб Света, так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутренняя - чувственне и душевне. Аще убо свет праведным присно, яко-эе есть писано, то кольми паче у Бога праведных". Второй же 8 гласа, в Воскресном первом седальне, втором стихе пишет тако: Скорый Петр предста Гробу, и свет зря во гробе ужасашеся. Тем же и увиде плащаницы, кроме Божественнаго тела. в нем лежащия и пр.

Помянутые Олонецкие лжецы, в прельщение людей претворяются верить и признавать за справедливое, что в Москве до Никона Патриарха или до поправления книжнаго напечатано, - самым же делом чужды сего. В книге о вере; печатанной в Москве в лето 1756 при патриархе Иосифе, во главе первой о церкви Сионской показано, что: "на свяко лето, в великую субботу, вечер, огнь паче же святый свет на Гробе христове виден бывает, и внутрь гроба исполняеть, и кандила окрест тамо висящая от того огня, или света, возжигаются и светле светят. И мало ниже, по сравнению другой материи, доказывается, что сей невещественный Огнь на Гробе Христове всегда являтися имеет. Но сынове тьмы раскольники не взирают на сие, коих мы, яко врагов церкви Сионской, имеющих по воспеванию св. Иоана Дамаскина, яко трава огнем изсохнут, от себя отряся, пойдем к предлежащему.

О самовжигавшихся кандилах, вне св. Гроба, я кроме повести, найденной в книегохранильнице монастыря св. Саввы, ничего сказать не могу. И от сея повести, котории, печатанном в Вене 1787 года о том вкратце извещаю: "В царство Константина Багрянороднаго, некто из синклита именем Никита, приехал на поклонение святым местам в Иерусалиме, бывший в обладании Старацин. В то время также прибыл из Багдада Амир. Сей, не допускал праволсавных в Великую Субботу в церковь ко Гробу Господню, ежели ему не дадут прежде седьмь тысяч золотых. Патриарх, не имея у себя и четвертой доли сих денег, прибегает с своим народом к Богу и просит Его защищения. Скорый в помощи, и щедрый в милости Господь, видя нужды и озлобление рабов своих - являет чудеса. Врата Великой Церкви, заключенныя от Амира, сами отверзаются; кандила, висящия над местом Снятия (со креста), над Гробом Господним, на Голгофе и других местах, никем не возжженныя, начали гореть, а притом вшедшу Амиру в Церковь, и другия чудесныя явления при очах его происходили. Сим он удивленный, повелел Патрираху с Христианами по воле своей отправляти праздник".

В царство султана Мурата Правдиваго, Армяне просили Иерусалимскаго пашу, обещавая ему денег, сколько хощет, дабы только позволил им одним быть в храме Воскресения Христова в Великую Субботу. Паша, быв убежден деньгами, позволил. Греки не быв внутрь допущены, столяи вне пред заключенными вратами, молясь со слезами и сокрушенным сердцем, дабы Бог, презря их согрешения, явил милость и человеколюбие свое. Приближающуся же часу, в который обыкновенно бывает чудо, вдруг разселся один из столпов, которые суть в стене пред святыми вратами и изшел святый свет. Сие видя Патриарх притече со тщанием и возже от онаго свещи. Потом возшедши на свое место, разделил Свет православным для их обрадования и освящения. Они же возжегши свещи в руках своих держалися и исполнившися велия духовныя радости, всесильному Богу воздали благодарение, яко услышав правоверующих в Него, и сотворил волю их. Армяне, совсем не ведая о святом свете, яко оный снисшел к православным. ожидали онаго к себе внутрь Гроба, сильным гласом яко ваалитяне, вопия тщетно. Турки же стрегущи св. врата, видя такое чрезвычайное чудо, тотчас отворили оныя. Патриарх, входя с множеством православных внутрь величественнаго храма, торжественно восклицал: Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеcа"! и так Божественную литургию тогда совершал и Пасху праздновал с народом своим. В то время один Эмир от предстоявших тут военнослужителей (турецких), видя что разселся столп и изшел Святый Свет, вдруг уверовал во Христа, и исповедуя Его Сыном Божиим и Богом Истинным и совершенным человеком, велиим гласом воззопил: "едина есть вера христианская!" и вонзил в один камень три гвоздя, случившиеся в его руках, говоря: таким образом да вонзятся сии в очи неверующих во святый Свет, яко оный есть истинный и святый. Турки, при сем, находившиеся, слыша его тако глаголюща, связав, предали его огню пред святыми вратами. Камни, на которых сей новый исповедник и мученик Христов был сожжен, доныне знаки огня на себе показывают. Части же неизвестно какия, кусочками от сожжения оставшиеся сохраняются в Воскресенском храме в монастыре Введения Пресвятыя Богородицы, как выше о сем сказано.

Сие повествование впрочем подтверждает и дает несомненную имоверность та каменная четырехугольная плита, на коей все сие происшествие изображено на Арапском языке. Плита сия всеми видимая, на площади близ св. врат вложена снаружи в восточную олтарную стену св. четыредесяти мучеников церкви, смежной своею северною стеною полуденной великой церкви стеною же, протягающеюся от святых врат на запад. Просил я Гефелманскаго Иеромонаха который был природный Арап, дабы для сведения мне года, месяца и числа, в котором соделалось сие чудо, прочел начертание. Сколько он ни старался, не мог исполнить по причине, что плита от полу каменная, которым устлана площадь, высоко поднята, а при том некоторыя буквы испортились от долготы времени и высоты места, приставить же лестницу, по политическим обстоятельствам было невозможно.

Цит. по: Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. С. 41-54.

Карта сайтаВ начало разделаИеромонах Мелетий (1793-94 гг.)