Карта сайтаВ начало разделаДимитрий Владимирович Дашков, востоковед, советник посольства (1820 г.)


Стечение народа в Иерусалиме возрастает по мере приближения Пасхи. Армяне и азиатские греки собираются толпами из Карамании, Сирии, Египта; с ними бывают и грузины. Весь город приходит в движение, особливо в великую субботу, день явления святого света. О происхождении святого света мнения в самом Иерусалиме различны. В присутствии мусселима и армянского духовенства гасят все свечи и лампады во храме [Воскресения Христова, где гроб Господень] - кроме отделения католического. Архиерей греческий входит один в кувуклий и собирает хлопчатою бумагою свет, являющийся на мраморной доске святого гроба, подобно каплям пота. Другие говорят, что оный оказываётся в виде яркого, неопаляющего пламени, и что его можно безвредно класть руками в сосуд. Иеромонах Мелетий пишет, что свет блистает на гробовой крышке как мелкий рассыпанный бисер разных цветов, который, совокупляясь, кра{52}снеет. Католики совсем не хотят верить сему явлению. Как бы то ни было, архиерей выносит из пещеры в придел Ангела горящие свечи и подает их в два малые окна: с одной стороны армянам, а с другой православным, от которых уже огонь разливается по церкви подобно реке (слова Мелетия), при громких восклицаниях: "Нет веры, кроме веры Христовой!".

Примечание: Димитрий Владимирович Дашков (1788-1839 гг.), советник посольства Российской империи в Константинополе, знаток Востока, путешествовал вместе с известным живописцем Максимом Никифоровичем Воробьевым, профессором Петербургской академии художеств, впервые напечатал свои путевые заметки в Санкт-Петербурге в "Северной пчеле", в 1826-ом году.

Цит. по: Дашков Д.В. Отрывок из путешествия по Греции и Палестине в 1820 г. // газета "Северная пчела", 1826 г.

Цит. по: Губанов Владимир. Чудеса на Гробе Господнем. Изд-во "Лествица", М., 1999 г. С. 51-52.

В фигурных скобках {} указаны номера страниц в цитируемом тексте