Карта сайтаВ начало разделаКритический разбор статьи "Пасхальный Огонь" к.х.н. Евгения Барсукова
Примечания

Красным шрифтом приводятся реплики к.х.н. Евгения Барсукова.

Черным шрифтом приводятся реплики автора сайта о Благодатном Огне.

Синим шрифтом приводятся цитируемые слова других участников дискуссии.

Зеленым шрифтом приводятся цитаты слов оппонентов дискутирующими. См. также комментарии с христианского форума

Первый ответ

В принципе, я не считаю что "все, что происходит с людьми, имеет научное обьяснение", так как, на самом деле, наука сама по себе имеет значительное число данных, которое она открыто признает пока не обьясненными. Наука вечно молода, и всегда будет иметь массу открытых вопросов.

В принципе, ограниченность человеческого мышления не стоит считать доказательством отсутвия чего либо ему недоступного.

Примерами могут быть частицы космического излучения, энергии которых на несколько порядков превышают теоретический предел, или рентгеновские источники в атмосфере, или, наконец, даже такие фундаментальные вещи, как одновременное схлопывание волновой функции связанных частиц в квантовой механике, которое происходит, даже если одна частица на земле, другая на Альфе Центавра, обьяснения чего сводятся к таким странным вещам, как движение назад по времени. Так что, простор для любознательных открывателей нового налицо.

Простор для объяснений у любознательных атеистов действительно широкий, поэтому для них вряд ли может быть что-то необъяснимое.
Гусар ведет застольную беседу с попом.
- Нет, чудес не бывает. Все это поповские выдумки - говорит гусар.
- Как же не бывает, - отвечает поп. - Вот у нас пономарь с тридцатиметровой колокольни в прошлом году сверзился и ничего, жив!
- Ну, это случайность.
- Как же случайность. Он и в этом году опять свалился, и хоть бы что - ни царапинки.
- Ну батюшка, это совпадение, чего в жизни не бывает.
В дом вбегает попадья с криками:
- Господи, Господи, пономарь-то наш опять с колокольни упал!!!
- Разбился?! - восклицает батюшка.
- Да жив, болезный, - отвечает попадья.
- Чудо Господне! - восклицает пораженный священник.
- Ну батюшка, это уже привычка...

Тем более странно, что большинство людей предпочитает искать неизведанное в наиболее избитых и очевидных бытовых ситуациях, где все уже обьяснено и проверено человеческим опытом в течении многих сотен и тысяч лет даже без всякой науки.

Куда более странно, что научный работник не составил труда даже поверхностно (несмотря на все утверждения) ознакомиться с критикуемой им темой, а предпочел обвинить большинство людей в собственном невежестве.

Чудеса, происходящие на бытовом уровне, это, как правило, просто проявление технологии, которая является передовой на момент демонстрации.

Согласитесь, если технология православных священников остается неизменной и передовой уже на протяжении двух тысяч лет (см. ранние свидетельства), то это тоже можно назвать чудом.

Например, кого сейчас удивишь воскрешением - оно происходит каждый день по многу раз во всех реанимациях мира.

Правда! И много Вы видели воскресших покойников, тронутых разложением? Ах ну да, кандидату химических наук необязательно знать разницу между клинической и фактической смертью.

Тем не менее, сам факт, что некая технология дана (Богом или закономерностью в зависимости от вашей веры) в руки некому человеку "до срока", всегда служил доказательством и подтверждением действительности его пророчеств, что, в общем, не лишено смысла.

Логично. Правда из этих слов непонятно, следует ли следовать этим "пророчествам", которые и вы считаете "действительными".
Ну а слова "дана ... закономерностью", надо понимать, относится к Вашей вере. Если так, то может поведаете, как это "закономерность" может кому-то что-то давать. Ах да, это же как и все другое, объясняется первым тезисом: "мы пока этого не знаем, но (может быть наверное) узнаем, что ничего необычно в этом нет".

В этом свете, просьба не воспринимать приведенное ниже возможное обьяснение чудес нисхождения огня на Пасху в православной церкви в Иерусалиме как наезд на чью-то веру, а, скорее, наезд на некое чудо, которое перестало им быть к настоящему времени из-за общедоступности использованной технологии.

Весьма удачный жаргон для научного работника. А вот Ваши слова о представителях этой веры ниже: "Как они это делают точно, понятия не имею, по пьяни ни один из них не проговорился". Впрочем можете не волноваться, из-за исключительного дилетанства (в плане знаний о Благодатном Огне), Ваши слова действительно не тянут даже на "наезд".

Такая вот дискуссия произошла в группе relcom.religion в один весенний вечер:

Regarding message from Tue, 21 Mar 2000 18:12:18 +0600 by "Калинкин В.А.":
Приветствую всех читающих это.
Скоро пасха, скоро нам в очередной раз покажут чудо нисходящего огня, кто-нибудь напишет, что это - элементарный фокус из Детской Энциклопедии, я попрошу точную ссылку, мне скажут: да я сам этот опыт делал неоднократно, вот доберусь до ящика со старыми книгами и...ничего не скажет по существу.
Был тут единственный (насколько я знаю) из нас дипломированный химик - он ушел из конференции, и теперь никто не поможет нам этот фокус повторить в домашних условиях.

...ну, я химик...кандидированный ;-)

Если кто знает сам этот секрет, или имеет знающего химию приятеля, давайте подготовим достойный отпор хитрым служителям культа и разоблачим пресловутое чудо.

Как они это делают точно, понятия не имею (выделение - ред.), по пьяни ни один из них не проговорился. А само "холодное" воспламенение делается достаточно просто. В надежде, что дети не смотрят, рассказываю один простой для воспроизведения в домашних условиях метод:

Напиваться это серьезный грех (к Вашему сведению). Однако одну странность Вы подметили действительно верно. Люди становятся свидетелями сошествия Благодатного Огня уже два тысячелетия. В последнее время таковых только в пределах храма набирается около десяти тысяч. А поскольку никакого идеологического контроля на входе в Храм нет, то на схождении присутствуют отнюдь не только чада Православной Церкви - можете побывать там и Вы. Заодно примите во внимание, что большую часть времени (с 638 г.) Иерусалим и его подданые находились под властью мусульман (их позже сменили иудеи), которые к Христианству относились куда менее почтительно чем Вы и не раз пытались воспрепятствовать схождению Благодатного Огня (см. подробно). Несмотря на все потуги никто так и не смог выявить "подделку", хотя, несомненно, был бы обласкан и щедро одарен. Ну и насколько, по Вашему мнению (если использовать научный метод познания и формальную логику), вероятна фальсификация? Может Вы осчастливите ортодоксальных иудеев и местное еврейское градоначальство?

(Осторожно! - смесь при долгом стоянии взрывоопасна. изготовлять только в малых количесвах. выливать в унитаз в течение не более часа после приготовления. Держать в стекле, вдалеке от любых горючих предметов. Серная кислота - крайне опасная жидкость, необратимо уничтожает кожу и глаза в течение десятка секунд. Рекомендуется опыты делать в очках ).

Ингридиенты (вполне доступны в течение последней тысячи лет): 1) концентрированная серная кислота (та, что заливается в аккумуляторы)
2) порошок марганцовки

Думаю Вам не стоит забывать, что Вы все же кандидат химических наук. Так что пожалуй оставим для историков Ваше маленькое открытие о легкой доступности концетрированной серной кислоты в древности. Может ее добывали из аккумуляторов?

Из обеих компонентов (не больше четверти чайной ложки каждого) делается кашица (желательно в стекле, без контакта с металлами). Фокус готов.

Для зажигания свечи я бы прицепил незаметную капельку массы к кончику фитиля и в нужный момент движением (дрожанием) руки заставил бы каплю сползти вниз, где на фитиле "случайно" прилип очень маленький кусочек бумаги, который при этом воспламеняется. Для верности таких "крапленных" свеч может быть несколько по всему залу, чтобы хоть одна да сработала.

А теперь представим себе десятки тысяч паломников дружно изготовляющими взрывоопасную смесь (очевидно они должны это делать в страдающем от терроризма Иерусалиме). Заметим, что перед тем как использовать данную смесь паломники около суток сидят в храме с тридцатью тремя (так по определенным причинам принято) взрывоопасными стеклянными трубочками только чтобы побаловать себя и окружающих всем известными фокусами.
Будем вынуждены Вас крайне огорчить. Паломники, в том числе и те, у которых свечи загораются сами, покупают их в обычных арабских лавках Иерусалима или, чаще, у себя на родине, ведь специальной торговли в Храме вообще нет. Свечи вполне восковые или парафиновые (какая гипотеза сорвалась!). Но ведь скептика наверное не убедят ни свидетельства очевидцев (наврали), ни сотни видеофильмов (подделали), ни многочисленные исторические свидетельства, в т.ч. со стороны врагов Православия (вымыслили), ни материальные свидетельства (скептик всегда что-нибудь придумает!). Вспомните монолог Райкина о бдительном контролере.

Еще раз призываю к осторожности.

В.А.Калинкин, будучи человеком дотошным и явным скептиком, этим обьяснением не удовлетворился, ответил следующее:
Спасибо за отзывчивость, но вопрос был не в этом, как зажечь без зажигалки (это действительно просто), а в том, чтобы появившееся пламя, по крайней мере, первые 10-20 минут, не обжигало кожу и волосы экспериментатора, когда он их намеренно помещает в это пламя.
Причем, наши новосибирские священники привезли огонь из Иерусалима и огонь сохранял свои невоспламеняющие свойства (выделение - ред., незаприметили, Евгений?).
Год и два назад здесь так много об этом говорилось, что я не уточнил, в чем именно народ усматривает чудо нисхождения огня.

Действительно, я тут осведомился о деталях нисхождения, и узнал, что там действительно фигурирует необжигающий огонь, который можно размазывать по телу, при этом одежда не загорается (хотя можно зажечь тонкие лучинки).

Химия тут возможна различная. Навскидку вспоминается один способ, которым тоже можно произвести этот опыт дома. Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома.

Ингридиенты:
- сухая борная кислота, чайная ложка
- этиловый спирт, чайная ложка
- концентрированная серная или соляная кислота, одна капля

Все это помещается в блюдце, перемешивается и слегка подогревается на теплой (чтобы можно было держать руку) водяной бане. Выделяющийся эфир борной кислоты можно поджечь (не поднося спичку близко к блюдцу, чтобы не зажечь спирт).

Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.

Кстати, этот метод получения холодного пламени перекликается с "нисхождением огня" в том, что после того, как эфир борной кислоты весь выгорит, может начать гореть спирт, а его пламя действительно обжигает.

Если есть водяной холодильник и колба, эфир борной кислоты можно собрать в чистом виде, хотя для демонстрации нисхождения вполне годится его раствор в спирте, которым можно смочить руки, например.

Еще одна деталь - при горении образуется аэрозоль борной кислоты, который, хотя и не видно глазом, нетрудно обнаружить при помощи газового анализатора.

Короче, для проверки этой гипотезы достаточно собрать (например, в надувной шарик) хотя бы литр воздуха после проведения обряда "нисхождения огня" и пропустить этот воздух через газовый хроматограф, посмотрев внимательно на присутствие следов борной кислоты.

Regards, Евгений Барсуков

Ну уважаемый Евгений (извините, не знаю как по батюшке Вас величать), теперь мы видим как хорошо Вы "осведомились". Ну посмотрите хотя бы кассету, поймете сколь наивны Ваши рассуждения и сколь мало отношения они имеют к делу:

  • Людей с блюдцами переполненными химическими растоварми в церкви никогда не наблюдаются, туда приносят СВЕЧИ.
  • Люди используют ОБЫЧНЫЕ свечи (можете купить для экспериментов в хозяйственном магазине или Церкви).
  • Пламя от Благодатного Огня вовсе не зеленое.
  • Люди в храме просто не имеют возможности подготовить описанный Вами опыт, поскольку Храм заполнен людьми столь тенсно, что даже невозможно присесть. Для того чтобы было понятнее, можете попробовать провести описанный Вами опыт в московском троллейбусе в час пик (только если он безопасен для окружающих!).
  • Свечи зажигаются друг от друга обычным путем, никто никакие эфиры не поджигает.
  • Благодатный Огонь как раз таки греет, его температура - около 40-45 градусов Цельсия.
  • Возжигание свечей и необжигающий огонь являются далеко не единственными (и пожалуй не самыми удивительными) составляющими Пасхального богослужения, когда происходит схождение Благодатного Огня (читайте здесь).
  • Подобных изощрений, описанных Вами никогда никто в храме не наблюдал, в том числе атеисты и представители иных вероисповеданий.

P.S. Уж извините уважаемый Евгений, но Ваши слова порождены не скепсисом (см. название сайта), который весьма уместен для ученого мужа, а банальным невежеством, который серьезному исследователю вовсе не к лицу. Если позволят средства обязательно поезжайте в Иерусалим, а потом раскажете о Ваших впечатлениях. Удачи.

Цит. по: Евгений Барсуков. Пасхальный Огонь. // Вестник RUFO, № 10 (13), 29-05 декабря, 2000 г.
Электронная версия с ответом

Второй ответ

К счастью Евгений Барсуков удостоил мой скромный труд чести быть покритикованным, что мы с радостью и принимаем:

Неизвестный автор не пожалел пять страниц

53% текста - Ваши. А писать подробно мне придется, ведь Вы "не замечаете" даже аргументы, приводимые непосредственно в статье, не говоря уже о ссылках на общедоступную информацию.

Попытаться нивелировать эффект моей статьи…

Нельзя нивелировать ровное место. Скажу уж раз на то пошло: люди с гораздо более высокой научной степенью, чем та, которой обладаете Вы, разбирающиеся не только в химии, но и в происходящем "явлении", советовали мне вообще не тратить силы на Вашу статью из-за ее крайней наивности и отстраненности от действительности, которая и будет показана ниже.

Места (в статье) не хватило для размещения хотя бы одного конкретного аргумента.

А может Вы их просто постарались не заметить? Например, аргумент о том, что Благодатный Огонь не обжигал и в те времена, когда купол в Храме отсутствовал и туда лился дождик, или теперь - на открытом воздухе на площади у Храма, где пресловутый эфир никак не может скапливаться. Впрочем используя Вашу необычную для скептика бурную фантазию ("в толпе … несложно спрятать даже целую газовую плитку…") можно предположить, что начиная с 1-го века церковнослужители использовали мощные эфиронагнетатели (а иначе как пламя может быть необжигающим у обычных свечей да еще и на открытом воздухе), установленные по всему храму.

Постараюсь посоветовать как можно обойтись с остальными аргументами:
- О том, что большая часть Храма вообще принадлежит другим конфессиям, ревностно следящим за Православными можно "не захотеть узнать".
- Тот факт, что за действиями священнослужителей уже 1,5 тыс. лет осуществлялся и осуществляется пристальный контроль иноверцев вообще можно не принимать во внимания, как не "конкретный аргумент"
- Видеосвидетельства или показания очевидцев можно назвать "фальсификацией и трюком" как и любой неудобный Вам аргумент.
- Ну а о том, что Благодатный Огонь не теряет свойств и на открытом воздухе можно просто "забыть".

Когда после трех страниц благоглупостей автор собственно переходит к своим аргументам, он садится в лужу на самом первом из них…:

Думаю, Вам не стоит забывать, что Вы, все же, кандидат химических наук. Так что, пожалуй, оставим для историков Ваше маленькое открытие о легкой доступности КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ серной кислоты в древности. Может ее добывали из аккумуляторов?

Серная кислота является наиболее древним достижением химии, и методы ее добычи были известны задолго до самого появления слова "химия".

Сели в лужу как раз Вы. Причем глубоко, второй раз и на своем "поле". Да Вы, верно, это и сами подметили. Ведь, надо полагать, не случайно в своем ответе незаметно опустили слово "концентрированная", которое в самом начале специально для Вас было выделено жирным шрифтом, - чтобы было понятно о какой именно кислоте идет речь. Впрочем, выделение в цитируемом тексте Вы тоже "забыли" оставить.

А чтобы не рекли более подобной глупости, советую прочитать для начала статью "Серная кислота" в Большой советской энциклопедии, стр. 304, абз. 899, раздел "Получение", а также обратить внимание на раздел "Применение" (стр. 305, абз. 901), а затем перейти к более обстоятельным книгам, напрмер: Амелин А. Г., Яшке Е. В., Производство серной кислоты, М., 1974.

Если химик не улавливает разницы между концентрированной и обычной кислотой (а в качестве ингредиентов Вы указали именно первую), стоит ли Вам вести эту дискуссию?

… который (аргумент о КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ серной кислоте - ред.), надо думать, планировался как самый убийственный…

Это не было даже слабым аргументом. Это скорее указание на научную корректность, а косвенно - и ценность Ваших рассуждений.

Для зажигания свечи я бы прицепил незаметную капельку массы к кончику фитиля и в нужный момент движением (дрожанием) руки заставил бы каплю сползти вниз, где на фитиле "случайно" прилип очень маленький кусочек бумаги…

Правда? И пробовали Вы на практике проделать этот опыт?

А теперь давайте посмотрим, как возгорание происходит в действительности (выделение мое - ред.).

"У людей в руках свечи начинают сами по себе возгораться, в Храме вспыхивают лампады (у меня фитили свечей обуглились и пошёл дымок. Эти свечи сохранены мною до сего дня и могут послужить доказательством). Всё пылает, такое ощущение, что Храм вспыхнет, хотя этого никогда не может произойти." Борис Тимурович Бабилуа, студент III (в 2002 г.) курса РХГИ (СПб.)

"Оборачиваюсь, пытаясь все запечатлеть в своей памяти. Вверху на балконах стоят люди, у них свечи уже горят, непонятно, как он туда попал, оказывается у паломницы молния от купола Кувуклии при свидетелях зажгла свечи, лампады на Гробе Господнем зажглись сами." Александр Новопашин, священнослужитель из Новосибирска.

"У одной седой пожилой женщины из нашей группы при схождении Огня свечи сами возжглись в руке. Во время стояния румынки сильно побили ее, но она не проронила ни слова, а в конце поклонилась им. Она видела схождение Огня, не как другие, а в виде огненных шаров, нисходящих на кувуклию. Когда от этих шаров загорелись ее свечи, она трижды тушила их, но те снова возжигались… Оказалось, у этой женщины до поездки на Святую Землю убили сына." Юриев Юрий.

"Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка). У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей." Архимандрит Варволомей (Калугин), насельник Троице-Сергиевой лавры.

"В трех шагах от меня бабушка одна, тоже наша русская, смотрит на Кувуклию, как там свет разливается благодатный, а у нее в руках начинают тлеть свечи. Они еще не загорелись, а я вижу, что фитили стали уже черноватыми, дымок пошел от них. У нее в руках свечи вот-вот должны были загореться, у меня фитили в моем пучке тоже начали пахнуть паленым, но так и не загорелись." Отец Владимир Сычёв - настоятель храма Рождества Христова в Рождествено (Митино), 1996 г.

Это, конечно же, малая часть свидетельств, большинство из которых опубликовано).

Используя Ваш метод "научного анализа" остается предположить, что, начиная с I-го века нашей эры лампады, висящие высоко от уровня пола и у всех на виду зажигались с помощью пульта дистанционного управления. Осчастливите проявлением своей буйной фантазии, Евгений? Кстати ей придется хорошенько поработать с учетом приводимых ниже фактов.

В средневековье под контролем Иерусалимского градоправителя-мусульманина вместо фитилей в лампады под контролем мусульман перед схождением была вставлена металлическая проволока… лампады зажглись "сами" как обычно.

А что Вы скажете об иноке Данииле (XI в.), который самолично купил лампаду в лавке, налил в нее елей и засвидетельствовал как она загорелась, в отличие от находившихся рядом "фряжских", а потом забрал ее себе. Неужели в сговоре с греками? Кстати, свое повествование о Благодатном Огне он начинает со слов: "Многие странники ведь неправду говорят о схождении Святого Света...".

Люди используют обычные свечи (можете купить для экспериментов в хозяйственном магазине или Церкви.

Когда огонь уже горит, можно зажигать любые свечи.

Евгений, просьба объяснять метаморфозы ваших гипотез - не все же кандидаты химических наук. В начале Вы писали, что для "получения холодного пламени" ингредиенты "перемешиваются и помещаются в блюдце и слегка подогреваются на водяной бане… " а после того как "как эфир борной кислоты весь выгорит, может начать гореть спирт, а его пламя действительно обжигает", а теперь оказывается, что можно зажигать любые свечи (и очевидно - где угодно) и огонь от них не будет опалять в любых местах огромного помещения и даже на открытом воздухе, где не может сконцентрироваться никакой эфир… (ведь Вам заметили эту его особенность).

Кстати, в телесъемке с места события я видел сотрудников церкви, которые "размазывали" огонь по телу, что вполне сходится с гипотезой о предварительном смачивании одежды.

Кстати, не объясните, что значит "размазывали" по телу"? По чем еще можно размазывать огонь? И как это согласуется с вашей гипотезой "о смачивании одежды"? А как согласуется с Вашей гипотезой то, что огонь "размазывают" большинство присутствующих, в том числе и не имеющих отношение к Православной Церкви и не только размазывают, но и буквально глотают .

"Я всеми горящими свещами себе бороду жег и ни единого власа не подпалило и не скорчило". Василий Якович Гагара, XVII в.

"В храм набежали с гор бедуины с бритыми головами, женщины с нанизанными на голове и на носу деньгами и прикрытые белыми чадрами.... Арабы опаляют себе бороды, арабки подносят огонь к обнаженной шее. В этой тесноте огонь пронизывает толпы; но не было примера, чтобы в подобном случае произошел пожар." Варвара Брюн де Сент-Иполит, 1859 г.

"Этот огонь, в течении 10-15 минут, совершенно не обжигает. Я лично водила им (всем пучком зажженным) по больным местам моего тела и не чувствовала его совершенно. А Елеонский монах, отец Савва, (как он выразился) умывался, водил по всему своему лицу, обросшему бородой и усами - и ни один волос не загорелся, не вспыхнул. Мария Павловна Хрещатицкая (паломница из США, 1958 г.).

"Я накрываю рукой большой факел - Огонь теплый, приятный, живой, он нисколько не жжет; это не земной, не обычный огонь - это Огонь Небесный! Я начинаю им умываться: подношу к подбородку, щекам, ко лбу - огонь не жжет." Николай Кокухин, Москва, газета "Воскресняя школа" (содружество "Первое сентября")

Похоже на "сотрудников церкви, которые "размазывали" огонь"? Прямо какой-то интернациональный заговор...

Пламя от Благодатного Огня вовсе не зеленое.

На ваших фотографиях… оно выглядит прозрачным, слегка зеленоватым - так же, как у эфиров борной кислоты.

Ну, Евгений, тут Вы переборщили. Пускай эту Вашу маленькую ложь оценят сами читатели. Интересно, на какой из двух имевшихся у меня фотографий Вы увидели зеленовато прозрачное пламя: на правой или левой? Не стоит принимать желаемое за действительное.

Смачиваю одежду эфиром, захожу в троллейбус, жду несколько минут испарения достаточного количества, зажигаю…

Пробовали? :-)

Например, чтобы получить огненный шар, достаточно смочить свою одежду заранее полученным эфиром, подождать некоторое время, пока он испарится, зажечь. Горящее облако эфира (который сам по себе тяжелее воздуха) будет двигаться с ветром именно так, как показано на фотографиях.

Это, Евгений, все Ваши фантазии, да и в физике Вы, как видно, не сильны.

По пленке нетрудно рассчитать время и траекторию движения шара. Двигался он 3,5 секунды (см. видео), за это время преодолев около 10-15 м. (съемка велась из кафоликона, см. план). Т. е. скорость шара была порядка 4 м/сек - это сильный сквозняк.

Более того, двигался шар приблизительно на высоте 1,6-1,4 м. - в плотной толпе, поэтому его нижняя часть все время закрыта людьми, скрывается иногда и верхняя - т.е. он шел в толпе непосредственно через тела. Грек по этому поводу пишет, что "люди… не ощущают воздействия от него".

Храм во время схождения закрыт, там не образуется сквозняков. Стена, у которой начинается траектория шара (северо-западный сегмент основания главного купола между часовней яковитов и францисканской церковью) - глухая ни окон, ни других отверстий там нет. Даже гораздо более слабого ветерка не могло бы образоваться в закрытом помещении внутри плотной толпы, да еще и в наблюдаемом направлении.

Проходя, буквально, сквозь людей, шар не только не теряет своей целостности (не дробится и не растекаеся) как положено бы было себя вести "облачку эфира", но и не замедляет движения. Интересно, что ни у кого на его пути от него не зажглись свечи (как следует из Вашей теории), хотя каждый человек держит обычно по несколько пучков. Т.е. пройдя около 10-15 м., практически через всю длину ротонды "Воскресение", шар никакого влияния ни на кого не оказал и сам не изменился, а зажег свечи у конкретного человека, находящегося между колоннами на пути к алтарю Марии Магдалины. Так ли должно вести себя "облачко" эфира?

Обратите внимания и на вид "облачка" - это очень резко очерченная, правильной формы сфера, диаметром около 50 см. Ведь даже у Вас не хватило смелости все время называть "возможное скопление эфира" "шаром" - во второй раз Вы назвали его именно "облачком". С какой стати эфир будет принимать резко очерченную правильную шарообразную форму, без переходов и полутонов? Большая по сравнению с воздухом плотность эфира, на которую указали Вы, никак не сказалась на траектории его движения: как был он на высоте около 1,5 м., так на ней и "прошел" весь путь.

Свечи зажигаются друг от друга обычным путем, никто никакие эфиры не поджигает.

О чем я выше и говорю. Эфир нужен только для эффектного дебюта, дальше все и так ясно.

Температура горения - это не фиксированная величина… В случая использования концетрированного эфира температура может быть намного выше.

"Все ясно" обычно тем, кто мало что знает.

Ваша теория находится в вопиющем противоречии с неизвестной Вам действительностью. Перечислю все факты еще раз, надеюсь вы их наконец заметите и не будете называть ничего не значащими.

  1. Судя по всему, описанный на практике опыт со "сползанием капелек" и самовозгоранием свечей, с неопаляющим огнем от намоченной эфиром одежды не проводился и автором "теории".
  2. Реальный цвет свечей отличается от теоретического (с зеленоватым оттенком), см. фото.
  3. Простые паломники из разных мест, разных возрастов, социального статуса и т.п. свидетельствует о возгорании их собственных свечей без наличия каких-то хитроумных устройств.
  4. Очень маловероятно, что махинации со свечами и пропитанной эфиром одеждой могли быть произведены, например, когда проведение литании контролировалось турецкими воинами, производившими обыск священнослужителей, обязанными отрубать голову всякому замеченному в фальсификации.
  5. Непонятно, как огонь был необжигающим во времена, когда крыша над кувулией отсутствовала и эфир не мог скапливаться на открытом воздухе.
  6. Непонятно, как сохранились необжигающие свойства Огня сохранились в 1580 г., когда он сошел за пределами храма на открытом пространстве.
  7. Непонятно, как неопаляющие свойства могут в настоящее время сохраняться на открытом воздухе (прихрамова площадь), где не может скапливаться эфир.
  8. Непонятно как можно довести до "высокой степени концетрации" содержание эфира в рассматриваемом храме. Его размер около 100 х 65 м, (вмещается около 10 тыс. человек). Не составит ли Вам труда рассчитать, какое количество эфира должно испариться, чтобы свечи горели необжигающим пламенем на всех ярусах храма, т.е., чтобы концентрация была достаточно высокая в любой точке храма (объем порядка 100 тыс. м.3)?
  9. Кто поддерживает концентрацию на нужном, достаточно высоком уровне? Как ее поддерживают? Откуда берется такое количество эфира у Православных священников, да так, что об этом никто не узнает? Сколько же нужно эфира, чтобы поддерживать ее на нужном уровне в течение 10-15 минут. Почему никто никого не замечал входящим в намоченной одежде?
  10. Непонятно как описанные автором хитроумные фитили могли сохраниться в давке идущей на протяжении суток, в пучках (а не в отдельной свече).
  11. Непонятно, как "подсадные утки" с "краплеными свечами" могут производить необходимое обливание эфиром в плотной толпе - под взглядами иноверцев, скептиков, недоброжелательно настроенных и кинокамер.
  12. Способ возгорания свечей кардинально противоречит показаниям свидетелей и видеосъемки (зажигание от молний, без какого либо участия человека, возгорание после тления).
  13. В рамках "теории" непонятно, как у некоторых паломников свечи могли заняться тлением и не загореть, или первоначально тлеть, а потом загореть.
  14. В рамках "теории" непонятно, как могла загореть несколько раз подряд неоднократно потушенная свеча.
  15. Как согласуется с Вашей теорией то, что следы от воска свечей не смываются никакими порошками?
  16. В "нужный момент" загораются и лампады и свечи, к которым люди вообще не могут притронуться (кто синхронизует и как зажигаются лампады?). А ведь лампады и до схождения и после него находятся на всеобщем обозрении - их могут видеть и рассматривать и критически настроенные римо-католики и оставшиеся на ночь в храме скептики, иноверцы.
  17. Непонятно каким образом произошло возгорание лампад в средневековье, когда по приказу градоуправителя-мусульманина непосредственно перед схождением было приказано вложить в лампады металлическую проволоку вместо фителей и тем не менее лампады горели как обычно.
  18. А ведь иногда пламя Благодатного Огня сохраняет необжигающие свойства будучи перевезенным за тысячу километров и по прошествии многих дней (об этом в самом начале eпоминается в вашей статье).
  19. Есть свидетельства о том, что пламя от свечей, которых коснулся Благодатный Огонь, также может быть необжигающим.
  20. За 2 тыс. лет подтасовка несмотря на широчайшие возможности контроля, подсадных уток и награды за "разоблачение" не было ни разу зафиксировано сторонними, критически относящимися к Православию наблюдателями. Непонятно как в переполненом очевидцами Храме за 2 000 лет ни один человек, включая скептически и отрицательно настроенных к Православию не смог заметить даже признаков фальсификации (см. ниже).
  21. Непонятно как смогли хранить молчание огромное количество людей, которые по замыслу автора были вовлечены в фальсификацию.
  22. Непонятно, как могли остаться незамеченными приготовления и действа священнослужителей с учетом того, что лишь меньшая часть храма принадлежит Православным, а остальная часть - ревнительно настроенным к ним конфессиям (кувуклия с VII в. в собственности мусульманского семейства). А были времена, когда Храм находился вне их контроля.
  23. Непонятно откуда у священнослужителей длительное время находящихся в притесняемом полуофициальном положении, могла взяться в большом (помни о масштабе действа и объеме храма) количестве концетрированная серная кислота, способ получения которой был впервые описан в 1570 г., а также магниевый порошок.
  24. Непонятно откуда берутся другие "регулярные составляющие" происходящие во время Литании Святого Огня.
  25. А вот Вам на последок замечание, которое по незнанию Вы не учли или не захотели учесть. Дело в том, что желающих попасть в Храм гораздо больше, чем он может вместить. Поэтому все желающие стать свидетелями схождения, теперь занимают места с вечера предыдущего дня. За несколько часов до схождения Храмовая площадь на глухо перекрывается еврейской полицией, единственная дверь в Храм наглухо закрывается и туда никто не может зайти снаружи. Затем (примерно за два часа до схождения) в Храм впускают несколько священнослужителей во главе с Патриархом - все в хорошо отличимой одежде (чтоб полиция с толпой не спутала), идут под прицелом кинокамер вокруг кувуклии и становятся на заранее обговоренные места. Получается "подсадные утки" должны несколько часов перед схождением стоять в тесной толпе, не имея даже возможности сдвинуться с места, затем согласно Вашей "теории" (продолжая Ваш фантастический стиль - по какому-то секретному легко опознаваемому знаку), они должны будут дружно облить себя эфиром (под прицелом кинокамер, глаз иноверцев и соседей!) и поджечь свечи!
  26. Следует также заметить, что в некоторые годы Православному духовенству вообще приходилось молиться во враждебном окружении, так что никакие "подсадные утки" в храме вообще не могли присутствовать.

А теперь давайте произведем кое-какие расчеты.

В настоящее время свидетелями чуда становятся порядка 15 тыс. чел. ежегодно (10 тыс. только в Храме + на площади). Допустим, что за всю историю в среднем их было по пять тысяч (Храм переполнялся и в раннем средневековье). Порядка трети присутствующих - люди равнодушно или критически настроенные к Православию. Допустим на момент Ваше безумное предположение о длительной фальсификации чудовищными усилиями (хотя даже в этом случае будет наблюдаться кричащее несоответствие теории с практикой) священников, просто чтобы понять насколько оно глупо и наивно. В нее должны быть вовлечены: священнослужители (около 10) + несколько человек из толпы (зажигающие свечи + помните что Храм огромен) + несколько человек пропитанных эфиром дополнительно - для создания его концентрации + несколько человек каким то образом "зажигающие" лампады + несколько человек создающие световые "эффекты" + несколько человек создающие шумовые эффекты + несколько человек создающие атмосферные "эффекты" + несколько человек "отвечающих" за исцеления и другие чудесные случаи + несколько человек координирующий действо + люди готовящие смести, устройства и все необходимое для проведения литании. Всего "осведомленных" десятка четыре выйдет.

Что же мы имеем.

Почти за 2000 лет:

  • Стали непосредственными свидетелями схождения Благодатного Огня около 10 млн. человек.
  • Из них скептически или негативно настроенных к Православным было около 3,5 млн. человек. Из них ни один не смог привести хоть какие-то доказательства фальсификации. Даже просто скептических высказываний непосредственных свидетелей не удавалось встретить.
  • В предполагаемой фальсификации должно было принять непосредственное участие (с учетом 10-кратного участия каждого человека) около 8 000 человек. Ни один из них не пожелал, согласно христианской морали рассказать правду людям; ничего не рассказал болтливой жене (другу); не оставил письменных или материальных свидетельств, по которым фальсификацию могли бы выявить другие люди (а желающих подобно Вам было много); наконец, как Вы сказали: "по пьяни не проговорился", хотя вне всякого сомнения был бы щедро награжден мусульманским руководством или обласкан иными, враждебно относившимися к Православию властям, в разное время господствовавшими в Иерусалиме. Даже ни одного случайного свидетеля "фальсификации" или проговорившейся женушки не объявилось.

    Несмотря на Вашу браваду хочу спросить, Вы хоть сами в это верите? Так давайте, наконец, скептически посмотрим правде в глаза. Кто с большей вероятностью заблуждается: эти 10 млн. людей, считающие, что должны "отвергнув ложь, говорить истину каждый ближнему своему" или Евгений Барсуков, во чтобы то ни стало стремящийся сохранить лицо, пусть и ценой маленького вранья (см. о концентрированной серной кислоте и зеленом цвете огня) или исключительно большой фантазии (см. про пьезокристаллические горелки, частые воскрешения, священнослужителей обливающихся эфиром и т.п.).

    … прибегание к языческим эффектам нисколько не прибавляет авторитета православной церкви и будет серьезным ударом для нее после того, как конспираторы будут вытащены на свет.

    Есть такое явление в биологии - "мимикрия", когда, например, дабы скрыть собственную слабость и беззащитность животное раздувается неимоверно - того же рода и Ваше "убийственное" заключение.

    Уж не считаете ли Вы себя пророком, скептик Евгений, если беретесь предсказывать судьбу того, о чем даже поверхностного представления не имеете. А может Вы осчастливите нас информацией, где были зафиксированы, например, такие "языческие эффекты" (писано неверующим скептиком): "… происходят случаи исцеления, - визуально камера демонстрирует два таких случая, - у человека с изуродованным гниющим цхом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вида, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до "умывания" Огнем)."

    А теперь к Вам вопрос: если Вы, судя по категоричному стилю, столь уверенны в фальсификации Благодатного Огня, не согласитесь ли Вы официально это засвидетельствовать, подписаться под своими словами. Или Ваши бравады только для уровня skeptik.net? Не забудьте, пожалуйста, ответить.

    Добавлю к сказанному … личное мнение: "Пляски" вокруг пасхального огня не имеют никакого отношения к духовному смыслу христианства и мне лично представляются где-то даже кощунственными.

    Добавлю и я свое личное мнение: со своим указом в чужой монастырь не лезут, особенно когда и в своем-то не особо разобраться могут. Ну а чтоб не изображали из себя ревнителя моральных устоев (вспомните свои: "по пьяни из них никто не проболтался") вот Вам те слова, которые проясняют Ваши поверхностные знания.

    "Один молодой священник пояснил мне происходящее: "Нет, это не мусульмане. Это единоверные с нами православные арабы, которых в Палестине очень много. Только веру они исповедуют с присущим им темпераментом. Они как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы? Один год их решили не пускать к Гробу Господню, так и Огонь никак не сходил. Пришлось пустить сплясать свой танец. И огонь сошел." После этих слов я по-другому взглянул на арабов. Сейчас, когда вспоминаю эту пляску, приходят на ум ветхозаветный христианин Пророк Давид, скакавший перед Божьим ковчегом от избытка радости сердечной, и Мелхола, жена его, укорившая царя за "позорящую" его пляску и наказанная за то от Бога бесплодием."

    Заключение. Евгений! В Вашей статье Вы доказываете уже не возможность получения необжигающего огня (в чем никто не сомневается), а уверенно обвиняете Православных священнослужителей в фальсификации. Если Вы такой смелый, предлагаю Вам пари. Докажите правомерность своего обвинения - до этого момента доказательства его несоответствия действительности приводил я.

    Давайте соберем двухстороннюю комиссию, позовем представителей прессы, заинтересованных организаций, если хотите, а Вы воспроизведете на практике, то, что происходит (по видеосвидетельствам и свидетельствам очевидцев) в Храме Гроба Господня на Пасху. Мы даже не будем говорить о чудотворениях и молниях, оставим для Вас все связанное с Огнем, его возгоранием и его свойствами. А Вы проведете схождение идентично тому, что происходит в Храме Гроба Господня. В просторном помещении или на открытом воздухе у всех на глазах "с помощью подручных средств" приготовите состав; незаметно для окружающих обольете себя эфиром, незаметно зажжете свечу, воспламените обычные свечи стоящих рядом людей, а они воспламенят свечи других людей, так что те будут гореть несколько минут неопаляющим огнем, заодно зажжете на расстоянии лампады и повторите все то, относящееся к Благодатному Огню, что было указано Вам в вышеприведенной статье или имеет место на самом деле (и о чем Вы не удосужились узнать), так, чтобы никакой искусственности никто не заметил. А наблюдатели сравнят и посмотрят чего стоят все Ваши бравады; будет ли соответствовать воспроизведенное происходящему на самом деле?

    Принимаете ли Вы вызов?

  • Карта сайтаВ начало разделаКритический разбор статьи "Пасхальный Огонь" к.х.н. Евгения Барсукова