Карта сайтаВ начало разделаСоставитель Протоиерей Серафим Слободской. Законъ Божiй для семьи и школы. Издание четвертое. Типография Иова Почаевского (Джорданвилль) 1987 г.

часть книги, стр. 528-531.

О благодатном огне на гробе Господнем

В наше время духовного одичания жизнь людей ограничивается только земными интересами. Ко всему земному временному прикладывается много труда, проявляется большой интерес и любознательность ко всяким "новостям", но совершенно не видно интереса у современных людей к духовной жизни, к проявлению Божией благодати (милости) на грешной земле.

Так вот, очень мало кому известно, а лучше сказать, почти никому неизвестно, о чудесном явлении Благодатного огня, который возникает уже долгие века из года в год в Великую Субботу на гробе Господнем, в Иерусалиме, т. е. на месте погребения и славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

В напоминание об этом необычайном, чудесном явлении приводим истинное свидетельство - выдержку из письма русской паломницы, очевидицы появления Благодатного огня два года подряд - Марии Павловны Хрещатицкой.

Письмо это написано о. Николаю (Самоукову), иеромонаху Св. Троицкого монастыря в Джорданвилле, в ответ на заданные им вопросы. Лесненский монастырь,

30 апреля 1958 г.

Фуркэ.

Глубокоуважаемый и дорогой о Господе отец Николай, Христос Воскресе!

"... если Господь сподобит, уеду в Новодивеево, и тогда не замедлю поехать в Джорданвилль, и лично рассказать Вам все, что Вас интересует, пока постараюсь ответить на все Вами заданные вопросы.

Спутница моя была инокиня Мария Торская.

Путь от Елеона до гроба Господня проехали на автобусе. Погода была хорошая. Народу было не сосчитать - тысячи. Настроение восторженное. Нации: греки, русские, армяне, арабы, англичане, американцы, французы, турки и даже евреи, которые нелегально попадают на арабскую сторону. Преобладают, я думаю, греки и арабы.

В храме народ держит себя, с нашей точки зрения, ужасно, так как кричат, скачут и вообще очень шумят. Но с их точки зрения - если они так не будут себя вести (это они так молятся), то не сойдет Благодатный огонь.

Я уже сказала, что народу не сосчитать ни в храме, ни вокруг храма. Когда появляется Патриарх перед Кувуклией, весь народ совершенно стихает, и до появления Благодатного Огня - полнейшая тишина.

Сначала идет крестный ход и обходит храм со множеством хоругвей три раза и останавливается (Патриарх - в полном облачении) перед Кувуклией. Тут с него, Патриарха, снимают все облачение и митру; остается в подряснике, и турки-кавасы всего с головы до ног его ощупывают, - нет ли при нем чего-нибудь воспламеняющегося. Это происходит около 1-го часа дня.

Я думаю, что Патриарх ожидает огня не больше как 5-7 минут.

В прошлом году я и еще одна русская паломница, приехавшая из Америки, мы досконально видели (у нас было очень хорошее удачное место) как тоненьким зигзагом, как молния, блеснул свет сверху вниз, и моментально появился огонь на гробе Господнем, где разложена вата, которая и загорается от этого огня.

Патриарх зажигает пучки свечей (по 33 в пучке) и передает сейчас же дальше в особые окошечки-отверстия, проделанные в стенах, и в миг, от одного к другому, огонь распространяется по всей громадной церкви - внизу и наверху. И уже в этот момент вся церковь дрожит от восторженных криков и ликования народа.

Этот огонь, в течение 10-15 минут, совершенно не обжигает. Я лично водила им (всем пучком зажженным) по больным местам моего тела и не чувствовала его совершенно. А Елеонский монах, отец Савва, (как он выразился) умывался, водил по всему своему лицу, обросшему бородой и усами - и ни один волос не загорался, не вспыхнул.

При такой массе народа и при таком море огня, если бы был простой огонь, неминуемо был бы пожар, а тут из года в год происходит одно и то же, и никогда не бывает и малейшего намека на пожар.

Женщины не только входят в Алтарь, а еще их проводят Царскими Вратами, но в это время настолько велика благодать, что она все очищает и покрывает.

После получения Благодатного огня, Патриарха, в изнеможении, берут и несут, так как он не в силах идти: очевидно, от большого напряжения у него появляются капли пота, и он совершенно обессиливает, и к тому же говорят, что народ, в экстазе, может оборвать на нем всю одежду. Как я сказала выше, в прошлом году у меня была очень выгодная позиция, наверху, против самой Кувуклии, и я могла видеть очень хорошо то, что было недоступно другим, а в этом году меня, с инокиней Торской, ввели в Алтарь, и тут я только очень хорошо видела, как пронесли Патриарха прямо в ризницу, это было совсем рядом со мной.

Что этот огонь необыкновенный, - в этом нет никакого сомнения.

Наверное Вы слыхали об этом чуде, это было в восьмисотых годах, когда инославные не хотели допустить Православных в храм и в Кувуклию - Патриарха, с целью самим завладеть Благодатным огнем и закрыли храм и поставили стражу, чтобы Православные не могли войти в храм; и Патриарх с народом стоял снаружи, молился и плакал.

И в тот момент, когда инославные ожидали огонь на гробе Господнем, снаружи, где стояли Православные, рассеялся с сильным выстрелом каменный столб - колонна и оттуда вышел Благодатный огонь, который моментально все подхватили.

А один турок, из больших правителей, закричал: "Силен Бог Христианский, и я христианин", и тут же турки убили его.

И с той поры никто больше из инославных не решался посягать на Благодатный огонь.

Так эта колонна и стоит рассеченная и закопченная от огня в назидание всем, и все, кто проходит, к ней прикладываются.

Может второпях написала Вам не совсем понятно, но когда приеду, то все расскажу Вам лично, а пока на этом закончу.

Прошу Ваших святых молитв обо мне грешной.

С любовию во Христе,

М. Хрещатицкая.

Благодатный огонь Великой Субботы

Из письма схимонаха о. Никодима

Русский схимонах о. Никодим Св. Горы Афона, посетивший Иерусалим в 1958-м году, чудесно описывает в своем письме то необыкновенное торжество, которое он лицезрел во время получения Благодатного Огня.

В Великую Субботу, около 12-ти часов дня, я, грешный схимонах Никодим, имел счастье следовать из алтаря Храма Воскресения Христова за Патриархом в крестном ходу в обхождении три раза Святой Часовни Кувуклии, и увидеть то, чего редко кому удается зреть у Живоносного Гроба.

После третьего обхождения, Патриарх (Православный Греческий Иерусалимский) остановился перед запертой и запечатанной дверью в Гроб Господень (я тут стоял с правой стороны у подсвечника перед Кувуклией, недалеко, в двух шагах от Патриарха).

Патриарха здесь разоблачили до подризника: сняли с него митру, саккос и омофор.

Полиция и власти осмотрели Патриарха, потом сорвали ленты с печатями с двери Часовни (Кувуклии), впустили Патриарха во внутрь Часовни. Вместе с православным греческим Патриархом впустили и армянского Патриарха (армянский Патриарх не участвовал в крестном ходе, а стоял со своим народом с левой стороны Кувуклии).

И еще некоторых впустили во внутрь Часовни: это те священнослужители, которые по знаку Патриарха потушат Благодатный Огонь на ложе Живоносного Гроба и заберут все с Гроба, что было приготовлено к принятию Благодатного Огня.

Когда арабы из полиции, предназначенные для выноса обоих Патриархов с Благодатным Огнем, вошли во внутрь Часовни, за ними двери заперли.

Как всем известно, в Часовне два отделения: Придел Ангела, и самый Живоносный Гроб Господень - пещера.

Во внутрь пещеры Гроба входит один только Православный Греческий Патриарх, а прочие, с полицией и армянским Патриархом, остаются в Приделе Ангела и ждут молча.

Двери Часовни закрыли, все замолкли, и воцарилась во всем Храме Воскресения Христова гробовая тишина: все богомольцы в молчании ждут от Господа "Благодатного Огня".

Надо сказать и о приготовлении Гроба Господня в Кувуклии: в Великую Пятницу вечером огни во всем Храме и в Часовне гасятся под контролем полиции.

На средине ложа Живоносного Гроба ставится лампада в подставке, наполненная маслом и со светильней в поплавке, заправленной, но без огня.

По краям ложа кругом прокладывается лента и по всему ложу раскладываются кусочки ваты. Так приготовленная, по осмотре полиции, Кувуклия запирается и запечатывается. Запечатанный Гроб Господень покоится до Великой Субботы, когда Патриарх впускается в пещеру ложа Спасителя, для получения Благодатного Огня.

Вот Великая Суббота, Патриарха впустили в пещеру Живоносного Гроба и дверь за ним закрыта. Тишина абсолютная...

В самой Пещере темно и Патриарх один там в тишине молится Спасителю... иногда минут десять, а иногда и долее. В мое время пришлось ждать минут 15-ть... И вдруг в темноте на ложе Живоносного Гроба, - рассыпаются, как бисеринки голубо-яркие, умножаясь, превращаясь в синий огонь, от которого загорается приготовленная вата, лента и лампада: все превращается в пламя "Благодатного Огня" ...

Патриарх немедленно зажигает свои два пучка свечей и выйдя в Придел Ангела, дает армянскому Патриарху зажечь свои свечи, после чего оба Патриарха подают в овальные окошечки "Благодатный Огонь" богомольцам.

При появлении "Небесного Огня", как взрыв грома раздается шум и гул радости и восторга по обширному пространству Храма Воскресения Христова...

Затем тушат на ложе Гроба Господня огонь (он там не жжет), забирают горящую, зажженную лампаду и вату с лентой.

Два араба-полицейских на плечах выносят из Кувуклии Блаженнейшего Патриарха, поддерживаемого священнослужителями и быстро несут его в алтарь Храма Воскресения Христова.

А впереди Патриарха идет один священнослужитель с горящей лампадой. Все это так быстро, что немногие у Кувуклии (Часовни) при выносе Патриарха, смогли зажечь свои свечи. Я тоже не успел, но постарался примкнуть к толпе народа и вслед за Патриархом прошел в алтарь где и зажег свой пук свечей от "Благодатного Огня" из рук самого Патриарха.

Схимонах Никодим, Святой Горы Афона.

(выписка из письма греческого Архимандрита о. Кириакос, Охранителя Гроба Господня в Святом Иерусалиме о явлении "Благодатного Огня").

... а что касается Благодатного Огня, то ни я и никто другой не имеет права быть в это время с Блаженнейшим Патриархом внутри пещеры Гроба Господня, кроме епископа армянского и тот допускается лишь в Придел Ангела.

Только один Патриарх Иерусалимский входит во внутреннюю пещеру, в которой находится Живоносный Гроб.

Несколько веков тому назад, армянам удалось однажды оспорить у православных право получать "Священный Огонь" в пещере Гроба. Тогда православным совсем не было доступа в Храм Воскресения Христова и они вынуждены были стоять во дворе. По прошествии некоторого времени, когда Патриарх и народ молились во дворе Храма, Огонь изошел из колонны, которая возле входной двери. Армяне же ничего не дождались.

С тех пор нас уже больше не оттесняли от Живоносного Гроба. Сия колонна до сего дня стоит треснутая и почерневшая.

Архимандрит о. Кириакос (подпись)

(Охранитель Живоносного Гроба Господня),

Святый Иерусалим, 10. 2. 1960.

Цит. по: Составитель Протоиерей Серафим Слободской. Законъ Божiй для семьи и школы. Издание четвертое. Типография Иова Почаевского (Джорданвилль) 1987 г.
Вероятно книга перепечатана в России: "Закон Божий. Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры" (год не установлен).


Карта сайтаВ начало разделаСоставитель Протоиерей Серафим Слободской. Законъ Божiй для семьи и школы. Издание четвертое. Типография Иова Почаевского (Джорданвилль) 1987 г.