Карта сайтаВ начало разделаШугаев М.М. Чудо Благодатного Огня // "Воскресная школа", 2002 г.

Схождение Благодатного Огня на Гроб Господень известно с древнейших времен. Самое раннее письменное свидетельство относится уже к христианской эпохе в Иерусалиме (IV век) сохранено церковным историком Евсевием Памфилом. В Евангельскую эпоху и дохристианский период Святая Гробница была расположена на небольшой горе почти сразу за стенами Иерусалима со внешней стороны. Скала называемая Голгофана которой и произошло Распятие, несколько возвышалась над Святой Гробницей на расстоянии десятка метров. По внутреннему устройству Святая Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру с ложем – аркосалием в погребальной камере и входным помещением перед ней. Благодатный Огонь сходил и в те времена по молитвам Епископа (Патриарха) Иерусалимского около ложа – аркосалия в Великую Субботу. В IV веке по приказу Святой Равноапостольной Елены на месте Святой Гробницы была воздвигнута Базилика. До нашего времени Базилика несколько раз перестраивалась, даже разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Непосредственно на месте погребальной пещеры Спасителя всегда находилась Кувуклия. Слово Кувуклия означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте – в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскреспервенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню, размерами около восьми метров в длину и шести метров в ширину, внутри Храма, также как и в Евангельские времена состоит из двух комнат. Небольшой «погребальной камеры» 207 см * 193 см почти наполовину занятой каменным ложем –аркосалием и входным помещением (комнатой) называемой приделом Ангела размером 3,4 * 3,9 метра. В центре придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камнякоторый был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел обращаясь к женам - мироносицам. В северной и южной частях придела Ангела находятся два небольших отверстия «оконца» для передачи Святого Огня в Великую Субботусоответственно северное для передачи православным, южное для передачи армянам. Расщепленная Благодатным огнем колонна при входе в храм Воскресения

Современный Храм Гроба Господня – это огромный архитектурный комплекс на нескольких уровнях, включающий Голгофу с местом Распятияротонду с часовней Гроба Господня (Кувуклию) Кафоликон или соборный Храмявляющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимских, подземный храм Обретения Животворящего креста Храм святой равноапостольной Елены, несколько приделов и галерей. Причем различные части Храма принадлежат нескольким христианским конфессиям. Например Церковь францисканцев и Алтарь гвоздей – Католическому ордену Св. Франциска, Храм равноапостольной Елены, придел Три Марии –Армянской Апостольской церкви, могила Св. Иосифа Аримафейского Алтарь на западной части Кувуклии -Эфиопской (Коптской) Церкви. Но главные святыни – Голгофа, Кувуклия Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. С времени христианизации Иерусалима он находится в черте города, обнесенного при султане Сулеймане высокой квадратной стеной ровно по 1 км с каждой из четырех сторон. На Чудо схождения Благодатного Огня люди собираются с Великой Пятницы многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память Великой Пятницы. Само схождение происходит в Субботу днем (как правило от 13 до 15 часов местного времени). Храм заполнен так, что люди в утро Субботы стоят вплотную друг к другу, причем даже в самых отдаленных местах Храма. Не попавшие внутрь Храма заполняют площадь и всю ближайшую территорию. По самым скромным подсчетам, вместительность Храма не менее 20-30 тысяч человек, площадь около Храма и ближайшие окрестности Храма вмещают еще около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и Храм и площадь перед Храмом и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного Огня. Так было и по описаниям русских паломников и сто и двести и девятьсот лет назад. Древнейшее описание схода Благодатного Огня оставил игумен Даниил, посетивший Святую Гробницу в 1106-1107 годах. Вот как он описывает это событие: «И когда наступило семь часов дня субботнего ((около 12–13 часов современного времени - пр. автора)) пошел король Балдуин (Храм в то время принадлежал крестоносцам) со своим войском к Гробу Господню из дома своего, все шли пешие. Король прислал гонцов в подворье монастыря Саввы Освященного и позвал игумена и монаховони пошли к Гробу и я, худой с ними. Пришли мы к королю и поклонились ему. Тогда и он поклонился игумену и всем монахам и повелел игумену монастыря Саввы и мне худому, близ себя пойти, а другим игуменам и всем монахам повелел перед собой пойти, а войску своему повелел сзади пойти. И пришли к западным дверям Храма Воскресения. (Храм в те времена выглядел отлично от современного). И множество людей обступили двери церковные и не могли тогда в Храм войти. Тогда король Балдуин приказал своим воинам разогнать людей силоюи была проложена среди толпы дорога, как улица, до самой Гробницы. Прошли мы к восточным дверям Гроба Господнякороль впереди пошел и встал на свое местона правой стороне у ограды великого алтаряпротив восточных дверей и дверей Гроба. Тут находилось место королясозданное на возвышенности. Повелел король игумену монастыря Саввы со своими монахами и православными священниками встать над Гробом. Меня же, худого, повелел поставить высоко над самым и дверями Гробницыпротив великого алтарячтобы мне было в двери Гробные. Двери же гробные все три ( в современной Кувуклии одна) запечатаны были царской печатию. Католические священники в великом алтаре стояли. И как наступил восьмой час дня начали службу вверху Гроба священники православные были тут и все духовные мужи и многие пустынники. Католики в великом алтаре начали верещать по-своему . Так все они и пели, и я тут стоял и прилежно смотрел в двери Гробные. И как начали читать паремии Великой Субботы на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям Гробным и не увидел света в Гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремиютот же епископ подошел к дверям Гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: «Кирие елейсон» –что значит «Господи помилуй». И когда миновал девятый час и начали петь песнь проходную «Господу поем» тогда пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом Храма и пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял свет в Святом Гробе исходило из Гроба блистание яркое. Пришел Епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери Гробные взял свечу у короля Балдуина вошел в Гроб зажег первой королевскую свечу от света святого, вынес из Гроба эту свечу и подал самому королю в руки. Встал король на своем месте, держа свечу с великой радостью. От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи. Свет святой не такойкак земной огонь, но чудный светится иначепламя его красное как киноварь, несказанно светится». Почти такая же процедура происходит и теперь. Только современный Храм не имеет отверстия в куполе, рыцарскую стражу сменила израильская полиция и турецкая стража. Вход в современный Храм не с восточнойа с южной стороны и католики в современном варианте схода Благодатного Огня присутствуют но не участвуют. Как историческая так и современная историческая практика свидетельствуютчто для схода Огня необходимы три группы участников:

1. Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999 и 2000 г когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил) . Дело в том, что в 1538 году, при переходе контроля над Храмом Гроба Господня от египетских султанов к турецким султанам армянские священники договорились с турецким руководством Иерусалима о передачи права получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха представителю Армянской церкви. Православного Патриарха со священнослужителями (в 1539 году) в Великую Субботу даже не пустили в Храм. Они стояли перед закрытыми дверями Храма со внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня на их свечи. Но их молитвы не были услышаны. Стоящие у закрытых дверей Храма Православные священники также коленопреклоненно обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слеваот закрытых дверей Храма треснула, из нее вышел огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью Православное священство вошло в Храм (турки немедленно выгнали армянских священников из Кувуклии) и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть в одной из левых от входа, колонне. С 1539 года никто больше не оспаривали не делал попыток получать Благодатный Огонь в обход Иерусалимского Православного Патриарха. Все остальные христианские конфессии обязательно присутствуют в Храме в Великую Субботуно получают Огонь из рук Православного Патриарха.

2. Игумен и монахи Лавры преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустынипроцветшей когда-то великими подвижникамисохранилась в первозданном виде лишь эта Лавра в семнадцати километрах от Иерусалимав долине Кедрона невдалеке от Мертвого моря. Когда-то персы в 614 году во время нашествия шаха Хасроя II перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре четырнадцать иноков включая двух русских. Но присутствие игумена монастыря с иноками обязательно было как во времена паломничества игумена Даниила так и при сходе Огня в современное время.

3. Местные православные арабы. Минут через двадцать–тридцать после опечатывания Кувуклии в Храме с крикомтопаньембарабанным боем верхом доуг на друге начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого ритуала не нашел свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языкеобращенные к Христу и Божьей Матери. Которую просят умолить Сына о ниспослании Огняк Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном востоке.Речетативами с утверждениемчто они "самый восточный, самый православный, живущий там, где восходит солнцепринесшие с собой свечи для возжигания Огня". По устным преданиямв годы Британского мандата над Иерусалимом (1918-1947 года) английский губернатор попытался запретить однажды "дикарские" пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел.

Все три указанные группы обязательно принимают участие в современной литании или схождении Благодатного Огня. В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую Субботу обычно между 13 и 15 часами Иерусалимского времени Где-то к десяти часам дня Великой Субботы полностью отключается освещение Храма, тушатся все свечи, и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. После этого происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня и опечатывания большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят осуществлявшие проверку представители турецкой стражи, израильской мэрии и полиции и пр. Затем ты становишься свидетелем чудесного явления. Сначала изредка, а затем все интенсивнее и интенсивнее все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи. Они имеют голубоватый цвет их интенсивность и амплитуда периодически волнообразно нарастают. Через небольшое время после опечатывания Кувуклии молодые православные арабы начинают возносить свои молитвы ко Христу Пресвятой Богородице, Святому Георгию о даровании Благодатного Огня. Их эмоциональные молитвы, речетативы и пляски происходят непосредственно у Кувуклии в течении 20-30 минут. В это время Храм наполняется еще и звуками их барабанов и речитативов. Через некоторое время как правило около 13 часов начинается непосредственно литания (по гречески «молитвенная процессия») Благодатного Огня - крестный ход от алтаря Кафоликона через весь Храм с выходом на Ротонду и троекратном обходом Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями за ними отроки с рипидами, клирик- крестоносеци наконец сам Блаженнейший Патриарх Иерусалимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, патриарха разоблачают : снимают с него праздничные ризыоставляют в одном белом подризнике. Только в одном подризнике Патриарх заходит в Кувуклию. Теперь все зависит от негоот его тайной коленопреклоненной молитвы. Напряжение достигает наивысшей точки, каждый из собравшихся людей опасается, что по его грехам Великое Чудо может не произойти. После захода Патриарха в Кувуклию интенсивность и частота голубоватых световых всполохов нарастает. Голубоватые молнии бьют во всем Храме то сверху под куполами, вниз, то снизу под купола Храма. Непредсказуемый ливень таких голубоватых всполохов молний пронизывает все пространство Храма особенно Кувуклию во время коленопреклоненной молитвы Патриарха у трехдневного ложа Спасителя о схождении Благодатного Огня. Молитва может занять и 10 минутможет и больше часа – когда как. Лица ожидающих схождения Огня людей в Храме полны волнения и ожидания. Кто-то группами поет молитвы ко Христу и Богородице, кто-то встревожено ожидает чуда, и боится что по его грехам оно может не произойти, когда голубоватые всполохи-молнии стихают. Все ожидающие пронизаны чувством сопричастности к великому событию происходящему не более двух тысяч раз за всю историю человечества. За это время успели развиться, прославится и погибнуть империи Римская, Абиссидская, Византийская, Оттоманская. В обычном житейском укладе людей произошли огромные измененияно по коленопреклоненной молитве Патриархов Иерусалимских в Великую Субботу в ожидании огромного количества людейна протяжении почти двух тысяч лет совершалось это Великое Чудо Благодатного Огня. И наконец Огонь сходит. Еще прежде чем появится Патриарх с зажженными от Благодатного Огня свечами в дверях Кувуклии, свещеносцы-скороходы, принявшие Благодатный Огонь через оконца в приделе ангела, уже разносят его по всему Храму. И радостный колокольный звон, звучащий в Великую Субботу только после сошествия Огня, сообщает всем присутствующим о совершившимся чуде. Огонь молниеносно распространяется по всему Храму. Через вестников и посредством свечей друг от друга. Огонь не обжигаетпричем не обжигает Огонь не только от Патриаршей свечи, а и от всех обычных свечей, купленных не в Храме ( здесь нет никакой торговли), а в обычных арабских лавках Старого города. Отдельно нужно сказать об интенсивности пламени. Пасхальная свеча - это тридцать три соединенных свечи. В основном у каждого из присутствующих, в руках по три пучка свечей, и свечи из других мест Святой земли. Когда Огонь дошел до человека - в руках настоящий костер, от которого исходит сильный жар. Надо заметить, что в Храме люди стоят так плотно, что был бы Огонь обыкновенным - обязательно кто-нибудь загорелся - ведь у каждого в руках не по одному пучку. Люди на глазах друг у друга омываются Благодатным Огнем лицо. Пламя у всех настолько обширное, что видно, как оно касается близстоящих людей. Огонь буквально касается одежды близ стоящих людей, косынок женщин. И за всю историю нисхождения Огня - ни одного несчастного случая, ни одного пожара.

После этого в Старом городе начинается торжественное шествие с Огнем, который, кстати, несут во главе каждой колонны - турки. Население Иерусалима (около 800000 человек ) вся христианская и арабская общины Иерусалима (более 300000 человек) участвуют в шествиях, причем даже арабы–мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь в дом и зажечь домашние светильники от него. Этот день в Иерусалиме не празднуют только иудеи, которые предпочитают не выходить из дома, и на следующий день имеют грустные лица. Именно иудеив основном и пишут об имитации "нечестными" священниками схода Благодатного Огня (называя греческими "хитростями" ), причем в последние почти 50 лет иудеи участвуют и в опечатывании Кувуклии и в обыске Иерусалимского Патриарха. Немного нужно сказать о возможности подлогов. Дело в том, что сама земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждым утром происходит интересный ритуал: стоящие перед главными воротами священники ожидают открытия Храма, вручают установленную давным - давно арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, например, крестный ход на Пасху вокруг Кувуклии, происходит в сопровождении кавасов-турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман. До входа в Кувуклию Иерусалимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором 2 турецких стражей и израильской полиции. В Великую Субботу, перед тем как войти в Кувуклию, Патриарх разоблачается и его тщательно обыскивают. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется, перед входом в нее Патриарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Для получении Огня в Кувуклию входят двое - Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Представитель Армянской церкви, входящий вместе с Иерусалимским Патриархом в Кувуклию получать Огонь, оставаясь в приделе ангела видит все действия и имеет возможность вмешаться. Учитывая почти двухтысячелетнюю заинтересованность нехристианских участников этого Великого Чуда в разоблачении и срыве хотя бы одного сошествия Благодатного Огня, версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей живущих в Иерусалиме. Даже арабы–мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь домой, любое рассуждение о подлоге они посчитают обманом. У них есть легенда, что в год, когда не сойдет Огонь Благодатный, наступит конец света. Но вопрос каким образом сходит Благодатный Огонь на трехдневное ложе Спасителя давно беспокоил и любознательных христиан. Существуют прямые свидетельства о картине возжигания Святого Огня. В послании Арефы митрополита Кесарии Каппадокийской к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молнияи кадила возжигаются, от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь». Константинопольский клирик Никита (947 год) писал «Около шестого часа дня воззрев на Божественный Гроб Спасителя Архиепископ видит Божественное светоявление: ибо чрез придел ангела ему доступен вход в дверь. Улучив время для передачи оного света поликандилам, находящимся в святой церкви, он еще не выступил из Гробакак уже можно было внезапно видеть всю Божию церковь исполненную неприразимым и Божественным светом». Трифон Коробейников (1583 год) писал «И тогда вси люди зрят благодать Божию, пришедшею с небеси на Гроб Господень, ходящу огню по дске Гроба Господня аки молния и цвет в нем зрится всяк…Патриарх же приступает ко Гробу держаще свещи вскрай Гроба, и снидет от Гроба Господня огонь на патриаршеские руки и на свещи. Тогда же и кадила христианские сами вожогшася, иже над Гробом Господнем». Иеромонах Мелентий совершавший паломничество в Святую Землю в 1793–1794 годах передает рассказ о сошествии огня со слов архиепископа Мисаила, епитропа Патриарха Иерусалимскогополучавшего огонь в течении многих лет. «Вшедшу мне, сказывал он, внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей крышке гробной блистающий светподобно бисеру, в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потомсовокупляясь краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сейв течении временикак только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи помилуй», не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются». Все приведенные источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» на непосредственно ложе - аркосалие Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией. Или выпадению дождевых капель над Кувуклией, и наличию вследствии дождя, на крышке Святого Гроба «мелких бисеринок» при открытом куполе Храма, и голубоватых всполохах - молниях предшествующих сошествию Благодатного Огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течении коленопреклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского. Его молитва приводит к возжиганию Благодатного Огня, из мелких капель жидкости при наличии всполохов – молний, фитиля свечей или лампад на крышке святого Гроба. Возможны также возжигания фитиля православных лампад, висящих около Кувуклии. Так было и почти две тысячи лет назад, по описаниям очевидцев, так совершается чудо схождения Благодатного Огня по описаниям очевидцев и в современное время. Господь наш Иисус Христос повелевает Огню воспламенится из капелек «дождя» на крышке Святой Гробницы, или на фитиле православной лампады у Кувуклии по молитве Иерусалимского Патриарха как бы напоминая нам грешным ежегодно в Великую Субботу о своем Воскресении и победе над адом. Ногрешные люди по –разному воспринимают факт сошествия Благодатного Огня. Ищущим и сомневающимся – Господь свидетельствует об истинности своего Воскресения именно на этом месте в Иерусалиме в Евангельские времена и укрепляет в вере. Равнодушным и не стремящимся к своему спасению и жизни вечной – свидетельствует о Своем Воскресении и предстоящем Страшном Суде. Своим сознательным противникам – свидельствует о Своей победе над адоми вечных муках ожидающих всех Его противников после Страшного Суда. Соответственно по разному интерпретируют факт схождения Огня и различные религии. Наука в этом вопросе абсолютно неприменима ввиду ограничения сферы деятельности. Существует два принципиальных отличия научного метода познания и атеизма:

1. Научный метод познания не отрицает наличия в природе нашего мира трансцендентных воздействий, но и не изучает особенностей и закономерностей таких воздействий. Атеизм постулирует отсутствие в природе нашего мира трансцендентных воздействий.

2. Научный метод познания не отрицает наличия в природе нашего мира вещей в себе «noumena»но и не изучает особенностей и закономерностей «noumena». Атеизм отрицает наличие в природе нашего мира недоступной научному методу познания части ноуменальной природы и существование вещей в себе «noumena»

Сошествие Благодатного Огня является трансцендентным воздействием, с точки зрения корректного научного метода познания, и следовательно не подлежит ни изучению ни комментариям. Представители различного религиозного знания соответственно по своему комментируют факт схождения Благодатного Огня - аналогично факту Воскресения Христова. Практически все Христианские конфессии (в том числе и католики до Великой Схизмы 1054 принимавшие активное участие непосредственно в литании) присутствуют в Храме и принимают Благодатный Огонь из рук патриарха Иерусалимского. Мусульмане официально не присутствуют в Храме но и не отрицают факт сошествия Благодатного Огня, почитая Спасителя нашего Иисуса Христа одним из своих пророков, приносят в свои дома Благодатный Огонь и зажигают свои домашние светильники от него. Отрицают факт сошествия Благодатного Огня, как и факт Воскресения Христова только иудеи да атеисты, именно они и распространяютв том числе в печати, слухи о "хитростях" нечестных священников, естественно не перечисляя ни конкретных деталей «хитростей», ни года сошествия Огня. Официальные лица, проверяющие Кувуклию и осматривающие Патриарха при христианском и мусульманском контроле над Иерусалимом за клевету могли казнить, а при существующем израильском контроле могут подвергнуть солидному штрафу.

Любой сомневающейся заплатив 600-700 долларов (это цена стандартной туристической поездки в Святую Землю - Иерусалим, Тиверия на 7 дней) вполне в состоянии лично убедится в факте и деталях схождения Благодатного Огня.

Шугаев Михайл Михайлович, к.т.н. член научно-Креационного Общества, сотрудник миссионерско-просветительского центра "Шестоднев"

Цит. по: Шугаев М.М. Чудо Благодатного Огня // "Воскресная школа", апреля, №15, 2002 г.
Примечание: ссылка на файл картинки дана на сайт издательства приложения "Воскресная школа" (газета "Первое сентября")

Карта сайтаВ начало разделаШугаев М.М. Чудо Благодатного Огня // "Воскресная школа", 2002 г.