Карта сайтаВ начало разделаЛетенкова Е. Чудес не бывает но они случаются. // "Тайный советник"

Чудес не бывает, но они случаются

Существует притча, которая рассказывает о человеке, который сорвался со скалы и, падая, сумел уцепиться за тонкий прутик, росший в камнях. "Господи! - взмолился человек. - Соверши чудо, помоги мне!" И услышал в ответ: "Отпусти прутик". Большинство из нас в подобной ситуации, наверное, предпочли бы воспользоваться советом из песни Пугачевой "Держи меня, соломинка". Потому что в чудо мы не верим. Соломинка здравого смысла не позволяет нам доверять тому, что противоречит законам природы. Но, расщепив атом, покорив космос и склонировав овцу Долли, человечество убедилось в том, что естественнонаучных методов еще не достаточно для того, чтобы понять тайны мироздания.

На пороге ХХI века страна победившего атеизма заговорила о Боге. Лозунг "Слава КПСС!" спешно заменили более актуальным "Слава Богу!", но что делать с Богом и какое место он должен занимать в нашем материалистическом сознании, мы пока еще не решили. Огромное количество периодических изданий, где представлены все религии и эзотерические учения, еще больше запутывают тех, кто пытается встретиться с Богом. "Стойкое незнание сменилось тревожным полузнанием", - очень точно, правда, совсем по другому поводу, сказал Сергей Довлатов. Вчерашние материалисты научились ходить в церковь и даже принимать участие в таинствах, но что-то определенно бередит и смущает душу, и мы по-прежнему хватаемся за спасительную соломинку и восклицаем: "Нет! Этого не может быть!"

Огонь ниоткуда

"А кто-нибудь может это как-то объяснить? Ну, видел я видеокассету, ну, разговаривал с очевидцами. А все-таки сомнения есть. Так и кажется, что это какой-нибудь трюк". Эти слова принадлежат человеку, именующему себя в Интернете Котом. В течение года, начиная с 20 ноября 1999-го, там, на атеистическом чате "Изба-Дебатня", проходила дискуссия, главной темой которой был Благодатный огонь, сходящий в Великую субботу на Гроб Господень в Иерусалимском храме Воскресения Христова.

Это чудо неизменно повторяется в течение многих веков с глубокой древности. Одни из первых письменных свидетельств о Благодатном огне относится к IV веку и принадлежит церковному историку Есевию, который рассказывает, что при патриархе Наркиссе в лампаде не хватило масла и туда налили воды из силоамского источника. Небесный огонь зажег и ее, и она горела в течение всей Пасхальной службы.

В Киевской Руси о Благодатном огне стало известно благодаря грекам, которые обратили князя Владимира в христианство. Первым русским путешественником, посетившим Иерусалим и видевшим схождение огня, был игумен Даниил.

Чтобы увидеть это чудо, в Иерусалим ежегодно приезжают более 10 тысяч человек. Считается, что за 1500 лет это чудо наблюдали несколько миллионов человек, при этом никто из них никогда не заявлял, что появление огня - устраиваемый церковниками обман.

Итак, Благодатный огонь появляется только раз в год на Пасху и только в одном месте - храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Огонь этот первые десять-пятнадцать минут не обжигает - его можно подносить к лицу, погружать в него руки, хотя свеча от свечи при этом загораются быстро. Следы от этого огня, попавшие на одежду, как уверяют, не отстирываются никакими порошками. Через некоторое время после появления огонь начинает жечь как обыкновенное пламя.

И что удивительно, огонь этот появляется только в результате молитвы православного греческого патриарха и только под Светлое Христово Воскресение, определяемое по старому календарному стилю, принятому Православной церковью (все это, с точки зрения православных иерархов, является самым сильным аргументом в пользу именно православной веры).

Был случай, когда при владычестве турок в Иерусалиме право получения Благодатного огня было предоставлено армянской общине. Православные христиане были удалены из храма и молились на улице. В тот год армяне тщетно ожидали чуда, Благодатный огонь не сошел на Гроб Господень - он показался из мраморной колонны, возле которой молился патриарх. Эту расколотую колонну можно увидеть и сегодня - трещина на ней расширяется сверху вниз и внезапно обрывается.

***

Схождение Благодатного огня происходит так: каждый год перед православной пасхой в Великую пятницу помещение Гроба Господня тщательно осматривается и опечатывается огромной восковой печатью, которую готовят архиереи. Огни в храме тушатся. Собирается многотысячная толпа паломников из разных стран. Вместить всех желающих храм не в состоянии, поэтому многие ждут появления огня на улице. Те, кому удалось оказаться внутри, стараются пробраться поближе к кувуклии - входу в Гроб Господень. Шумнее всех ведут себя арабы, живущие в Иерусалиме. Они подпрыгивают, бьют в барабаны, кричат. Все происходящее являет собой зрелище непривычное для более сдержанных северян.

Храм затихает только после того, как православный патриарх, трижды совершив крестный ход вокруг кувуклии, останавливается перед ее дверями. Дьяконы помогают ему раздеться, с дверей снимают печать. Патриарх в одном подризнике, чтобы показать всем, что у него нет воспламеняющихся предметов, входит внутрь, держа в руках пуки свеч - по 33 в каждом. Следом за ним идет армянский епископ, но он остается в приделе Ангела. В помещение Гроба Господня православный патриарх проходит один и в полной темноте начинает молиться. Иногда небесный огонь появляется очень быстро, иногда до его появления проходит 15 - 20 минут. В тот год, когда шумным арабам не позволили присутствовать при появлении огня, патриарх молился три часа. Лишь после того, как арабов впустили в храм, молитва возымела действие.

Появлению Благодатного огня предшествуют вспышки голубоватого цвета, которые появляются под куполом и пронизывают храм сверху донизу. Они следуют одна за другой и напоминают молнии, то очень яркие, то более тусклые. Затем патриарх выходит из кувуклии с горящими свечами, раздавая огонь присутствующим. В руках у некоторых паломников свечи загораются сами, сами вспыхивают и лампады, висящие у Гроба Господня. Благодатный огонь имеет необычную форму - пламя его достигает 15 сантиметров.

***

Сегодня о Благодатном огне знают все или почти все. Но среди тех, кто читал о нем или видел его появление по телевидению, многим кажется, что это какой-то трюк. Не следует думать, что подобные сомнения свойственны только новейшему времени. Скептики встречались и раньше.

В статье "Агиос-Фотос", опубликованной в сборнике "Нивы" в 1892 году, Старый паломник пишет: "Один из таких скептиков поставил вопрос патриарху так: "Откуда, ваше блаженство изволите получать огонь в кувуклии?" Престарелый архипастырь, не обращая внимания на то, что слышалось в тоне вопроса, отвечал: "Я, милостивый государь, без очков уже не чтец. В приделе же Святого гроба не мог различить молитвенник у меня в руках или что другое. Едва-едва намечалось как бы белесоватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом гробе. Когда я раскрыл молитвенник, печать к моему удивлению стала вполне доступна моему зрению без очков. Не успел я с волнением прочесть строки 3-4, как заметил на доске мелкий рассыпанный бисер разных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше. Бессознательно, сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся ею фитиля свечи. Он вспыхнул подобно пороху".

Вряд ли слова патриарха убедят скептиков, как не убедят их ни свидетельства паломников, ни видеокассеты. Они жаждут разумного естественного объяснения происходящему. И таковое находится.

Например, доктор геолого-минералогических наук Олег Слезнак считает, что с естественнонаучной точки зрения Благодатный огонь "представляет собой низкотемпературную плазму из природного электрического разряда. Для уверенного получения его необходимы глубокие знания астрономии, астрологии, знание закономерностей движения Солнца, Земли. Луны и планет, которые влияют на интенсивность деформации Земли при ее вращении". Олег Слезнак уверяет, что "некоторые эфиры имеют температуру горения на уровне человеческого тепла" и что "возгоранию ваты на Гробе Господнем способствует пот, выступающий на теле патриарха после усердного моления". Таким образом, "само тело патриарха в процессе получения Благодатного огня выступает как область повышенной электропроводности воздуха вокруг него, что способствует появлению разряда".

Доктор геолого-минералогических наук попытался выдвинуть и свою гипотезу относительно того, почему Благодатный огонь появляется только перед православной Пасхой: "Этот день вычислен с учетом определенных фаз Луны, когда траектории приливно-отливной волны имеют близкое расположение и этим неоднократно деформируют одни и те же блоки литосферы и земной коры".

Правда, несмотря ни на какие объяснения, повторить чудо пока не удалось никому, как и объяснить удивительные свойства появляющегося раз в год в иерусалимском храме пламени. ***

С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века". Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста. В свете этого предания грустным предзнаменованием стали события 1998 года, когда церемония получения Благодатного огня была омрачена инцидентом между сирийцами и армянами. Словесная стычка переросла в драку, в которой был ранен ножом армянский юноша. Пострадала и паломница из России - разбитой бутылкой ее ударили по голове. Впервые у Гроба Господня пролилась кровь православных христиан. Согласно пророчеству Иерусалимской церкви, это означает, что вход к святыне может вскоре оказаться закрытым. Поэтому патриарх Диодор просил всех, кто намеревается совершить паломничество на Святую землю, поторопиться. В декабре прошлого года Диодор умер, и молиться о схождении Благодатного огня весной 2001 года будет уже другой православный патриарх.

Самореставрирующиеся иконы

Те, кто видел Благодатный огонь, уже не решаются утверждать, что чудес на свете не бывает. Но справедливо и то, что никакое чудо не убедит того, кто не желает верить.

Многочисленные "случаи исцелений", которыми изобилует сегодняшняя пресса, а также серия брошюр "Православные чудеса в ХХ веке" лишь льют воду на мельницу скептиков-материалистов и служат иллюстрацией того, что истинное чудо не должно быть предметом праздного удивления.

Вообще, понятие чуда трактуется очень широко. Обычно им называют нечто удивительное, лежащее за гранью естественных законов. Но в этом упрощенном понимании есть некий соблазн назвать чудом любое необъясненное пока явление. Между тем, древнееврейское слово, выражающее его идею, означает "знамение", обращенное к человеку.

Объяснить или доказать чудо невозможно. Это не удалось даже лучшему из христианских писателей К. С. Льюису: трактат "Чудо" стал самым неудачным из всего, что написано этим человеком, обладавшим помимо всего прочего удивительной честностью ума.

Сегодня сообщения о чудесах можно слышать все чаще. Обновляются и мироточат православные иконы в самых разных уголках России. Эти знамения начались повсеместно с 1991 года. Накануне Рождества на ОРТ был показан сюжет "О чем плачут иконы", где говорилось и о мироточивых черепах преподобных старцев Киево-Печерской лавры. Впрочем, эта передача оставляет странное ощущение: неверующих она, скорее, смущает, а верующих оставляет равнодушными.

***

Случаи мироточения и слезоточения святых икон известны давно, но вплоть до ХХ века они являлись крайне редким и необычным явлением. Е. Поселянин в книге "Сказания о чудотворных иконах Богоматери" за всю историю церкви приводит лишь 18 подобных случаев.

Первый период знамений от икон начался в 1920-е годы, когда по Стране Советов прокатилась волна обновлений: обновлялись иконы, кресты на храмах, купола и иконостасы. Эти знамения были так многочисленны и так явственны, что советская власть была вынуждена признать действенность происходящего и отреагировать на нее - естественно, по-своему.

В октябре 1921 года состоялся показательный суд Воронежского губернского трибунала. Дело по обвинению верующих, которые принимали участие в крестном ходе с обновленной иконой, слушалось в здании театра в течение семи дней. В качестве экспертов были привлечены профессора химии, психиатры и представители духовенства. Большинство обвиняемых признали "одержимыми религиозным психозом" и от наказания освободили. Священнослужителей приговорили к принудительным работам сроком на 6 месяцев за использование "в корыстных целях фанатико-религиозного настроения крестьян". От приговора были освобождены только те из них, которые заявили на суде, что лишь "боязнь потерять приход заставила их пойти на подлость".

В 1922 году журнал "Революция и церковь" писал: "Разочаровавшись в культе мощей, кулаки, самогонщики и прочие, присосавшиеся к церковному кораблю, сделали пробу по инсценировке обновления икон. Специальная комиссия осмотрела эти иконы и установила, что все они носят следы рук человеческих, причем очень неискусных рук. Сверхъестественная сила действовала краской и тряпкой, смоченной в нашатыре".

Осенью 1924 года обновлением икон заинтересовалось Ленинградское отделение Главнауки. В надежде выявить новый, неизвестный науке способ реставрации ее представители отправились в Псковскую губернию, вооружившись набором реактивов. Впрочем, эта комиссия не увидела в обновлении икон ничего, кроме "немудреного протирания или промывания стекол". Особенно неприятно поразило ученых специалистов то, что обновленные иконы чаще всего представляли собой литографированные бумажные картинки, наклеенные на дерево.

Хотя для знамения никакого значения не имеет, древний образ или новый, намоленный он или нет, из какого материала сделан и какими красками написан. Архиепископ Мефодий, который собрал в своей книге, изданной в 1925 году в Харбине, информацию о многочисленных случаях обновления литографированных икон, приводит свидетельства тех, кто наблюдал это чудо в своем доме: "Любые изображение со временем теряют свой цвет, состав и качество, а в данном случае происходил процесс обратного, противоестественного характера. На вопросы, как и почему это совершалось, ответы приходится искать только в религии. Очищение происходило не как такое - как физический акт очищения от пыли, грязи и пр., а как просветление, обновление в буквальном и полном смысле этого слова. Темная икона начинала вдруг светлеть. Сперва появлялось светлое пятнышко, которое начинало расти, шириться, и захватывало все изображение".

Свидетели обновлений оказывались на скамье подсудимых. В августе 1925 года в Новгороде судили уже 48 человек. Волна судебных процессов прокатилась по Пскову, Украине, Новой Ладоге. Но знамения, тем не менее, продолжались. Всю Россию облетело известие об обновлении куполов храма в Киеве. Еще вчера выглядевшие темными на фоне осеннего неба, они вдруг засияли червонной позолотой. Объяснения этому необычному факту потребовали у профессоров Киевского университета. Те, призвав на помощь физику и химию, читали лекции, а в кулуарах пожимая плечами, говорили: "Разумеется, что явление порядка естественного, но необъяснимо пока". Годы "безбожных пятилеток" неслучайно начались с разоблачения чудес. Опровергнуть догматы церкви было куда труднее, чем разоблачить перед рабочими и крестьянами наглые проделки попов, которые с помощью обмана складывают к себе в карман трудовые копейки народа. Разоблачение чудес всегда было главным аргументом атеизма, тем краеугольным камнем, на котором возводилось его здание.

***

Атеисты любят ссылаться на Петра I, который в 1720 году обнаружил, что Богородичная икона в Троицком храме Санкт-Петербурга плакала рукотворными слезами. Из ее глаз вытекало спрятанное в специальных ямках с внутренней стороны образа "густое деревянное масло", которое таяло от теплоты свеч. Виновники этого "чуда" были найдены и наказаны так, что "впредь никто не осмеливался предпринимать таких обманов".

Этот анекдот из собрания Якова Штелина очень похож на правду. Он упоминается и в многотомной истории деяний Петра, составленной И. И. Голиковым, где приводятся слова, произнесенные царем: "Если еще Богородица будет плакать гарным маслом, то ваши задницы заплачут кровью". Советская атеистическая литература пересказывала это по-своему: в тот же день царь написал указ, что если их богородица не перестанет плакать маслом… (далее по тексту Голикова).

Действительно, царь Петр терпеть не мог суеверий и боролся с ними всеми возможными способами, в том числе и кнутом. Именно с его помощью он вылечил бесноватую, которая устроила представление в Исаакиевском соборе. Справедливо и то, что духовенство, которое Петра не жаловало и всячески поддерживало в народе идею об антихристе, воцарившемся на русском престоле, могло сконструировать подобное "чудо", чтобы скомпрометировать царя. Но любителям исторических анекдотов не мешает помнить о том, как Петр, так много сделавший для "исправления духовного чина", собственноручно наказал Татищева за иронические разговоры о Священном писании. "Я тебя научу, - приговаривал он, - как должно почитать оное и не разрывать связи", поэтому вряд ли нужно поднимать его на щит атеизма.

С точки зрения православных исследователей, пример Петра доказывает лишь то, что ложные чудеса всегда посрамляются, а таких "чудес" было предостаточно во все времена. Еще в 1387 году Д. Чосер в "Кентерберийских рассказах" описал торговца, который под видом реликвий святых мучеников продавал свиные кости и лохмотья. В 1980 году владельца гипсовой статуи Мадонны, которая неподалеку от Милана плакала кровавыми слезами, застигли за неблаговидным занятием: он брызгал в лицо Мадонны розовой водой из водяного пистолета.

Скорее всего, среди множества обновлений, которые наблюдались в 20-е годы, были и такие, которые объяснялись естественными причинами. Можно предположить и то, что иные владельцы обновленных икон стали жертвами самообмана или шантажа. Но это еще не означает, что знамений обновления не было вовсе. Истинное чудо является там, где есть духовная необходимость для его проявления. Между тем атеизм, формируя у советского человека "правильное материалистическое мировоззрение", с водой выкинул и ребенка. Секрет самообновления был "раскрыт" убийственно просто: было заявлено, что цинковые белила, входящие в состав масляных красок, которыми писаны старые иконы, имеют способность от времени чернеть. Поэтому достаточно протереть икону раствором перекиси водорода, и она станет новой. А историю с куполами объяснили тем, что с течением времени на них развиваются микроорганизмы, которые в какой-то момент отваливаются и смываются дождем, являя особо доверчивым новую позолоту. При этом никого не смутило то, что микроорганизмы отвалились почему-то разом за одну ночь и только с одного купола, а большинство обновившихся икон были простыми литографиями. Разделавшись таким образом с чудесами, взорвав храмы и разрушив монастыри, атеизм в 60-е с удовлетворением констатировал, что темные времена безрассудной веры в Бога остались позади. Кто бы мог подумать, что не пройдет и тридцати лет, как все изменится, и знамений станет столько, что, как и в 20-е, умолчать о них будет невозможно.

***

Все началось с Оптиной пустыни. 16 ноября 1988 года здесь в Свято-Введенском соборе на иконе Казанской Божией Матери была замечена благодатная роса. "Испарину", которая возникала на образе, сменяли постепенно увеличивающиеся капли влаги. Тогда же впервые показалось миро на иконе преподобного старца Амвросия. В тот же год замироточили черепа святых угодников в переставшей быть музеем Киево-Печерской лавре. Химический анализ этого вещества, имеющего вид коричневой маслянистой жидкости, обнаружил отсутствие процессов распада и большое количество белка, присущего только живым организмам. Дать объяснения тому, как оно возникает, ученые не смогли и ограничились замечанием, прозвучавшим с экрана телевизора: чудо оно и есть чудо. Название "мироточение" можно применить к сегодняшним знамениям с некоторой долей условности. "Миром" называется прозрачный состав из оливкового масла с добавлением благовоний, употребляемый после освящения в таинстве миропомазания. Классическим примером мироточивой иконы является Иверско-Монреальский образ, который принадлежала испанцу Хосе Муньосу, обратившемуся в православие после паломничества на Афон. Там в Рождественском скиту он увидел эту новописаную икону и, приложив ее к первообразу Богородицы в Иверском монастыре, привез в Канаду. С ноября 1982 года она мироточила постоянно, за исключением дней Страстной седмицы. Во время пасхальной заутрени благоуханное миро струилось даже по рукам человека, который ее нес. В октябре 1997 года Хосе Муньос был убит в Греции при загадочных обстоятельствах, а икона пропала. Мироточения, о которых свидетельствуют сегодня средства массовой информации и Интернет, имеют другие свойства. Жидкость, которая выделяется иконами и мощами, может быть и тягучей смолой, и маслянистой влагой различных оттенков - от янтарно-желтого до коричневого, и просто прозрачной росой. Иногда она благоухает чем-то, что напоминает собой сирень, розу или жасмин, иногда - нет. Миро возникает на иконе в виде небольших пятен, стекает тонкими струйками, широкими полосками, появляется даже на киотах и аналоях. Мироточения возникают не только в храмах, но в домах верующих. Никогда еще Православная церковь не сталкивалась с таким явлением, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно: Москва, Петербург, Смоленск, Вологда, Брест, Новочеркасск, Иваново - перечень городов можно продолжать.

Из журнала заседаний Священного Синода № 141 от 26.12.91. Слушали представленный Преосвященным Кириллом, митрополитом Смоленским и Калининградским следующий акт от 24 ноября с.г. Мы, нижеподписавшиеся члены клира Свято-Успенского собора с. Смоленска присягаем в следующем: 22 ноября Священник Иоанн Божелко с диаконом Алексеем Сологубовым, совершавшие Божественную литургию, обнаружили на иконе Божией Матери "Казанская" слезу, истекавшую из правого глаза. Истечение слезы совершалось до вечернего богослужения. Постановили: признать происшедшее в Смоленском кафедральном Соборе событием сверхъестественным, который следует понимать как знак особой Божией милости, даруемый всем нам, проходящим через тяжкие исторические испытания".

В Петербурге знамения начались с августа 1991 года. Только в церкви святых праведных Симеона и Анны с апреля 1993-го по сентябрь 1995 года было документально зафиксировано 404 мироточения. Зимой 1999 года в монастыре Иваново мироточило более тысячи икон. В тот же год в дни Великого поста плакала икона святого праведного Иоанна Кронштадтского в Ианновском монастыре. Свидетелями этого были многие петербуржцы.

***

Можно сказать, что мироточение икон сегодня - это свершившийся факт. Но есть нечто, что настораживает и вновь заставляет искать соломинку здравого смысла. Обилие свидетельств экзальтированных паломников и умилительный тон вновь испеченных православных журналистов вызывают чувство невольного отторжения. В смутные времена всеобщего раздрая желание увидеть чудо может стать опасным симптомом. Тем более для нашей страны, в которой обвал религиозной культуры, по словам А. Кураева, "был столь огромен, что мы вновь оказались на том уровне, где возможно фольклорное творчество".

Разговор о чуде требует осторожности. Ажиотаж, который раздувается сегодня вокруг явления мироточения, приносит вред едва ли не больший, чем атеизм. Неслучайно святые отцы, искушенные в невидимой брани, заповедовали "не обращать особенного внимания на все явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным", чтобы не впасть в состояние, которое они называли "прелестью". Можно сослаться и на слова преподобного Марка Подвижника, который говорил о чуде так: "Иное есть действие благодати, не понятное для младенчества (по духовному возрасту), а иное действие злобы (дьявола), похожее на истину. Но хорошо не обращать внимание на таковые действия, чтобы не впасть в обольщение, и не проклинать их, дабы не проклясть истину".

Многочисленные статьи с заглавием "О чем плачет Богородица?" приносят эффект обратный тому, на который рассчитывали их авторы. После их прочтения хочется думать, что если сегодня иконы мироточат и плачут, значит, это кому-то нужно, значит, кто-то хочет, чтобы об этом писали СМИ, спорили в Интернете и показывали в телевизионных передачах. Вопрос лишь в том - кому?

Сегодня, когда так много говорится о всенародном покаянии и духовном воскрешении России, например, чересчур нарочитой выглядит ситуация с мироточением иконы Николая II. Пятого сентября 1998 года врач-хирург О. Бельченко, владелец этой иконы, написанной в США, заметил красное пятно, появившееся на лике, и по совету знакомого иеромонаха Сретенского монастыря Москвы принес ее в обитель к поздней литургии. После того как певчие пропели тропарь царю-мученику, бывшая в целлофановом пакете икона неожиданно заблагоухала. Чтобы убедиться в том, что она не смазана каким-либо благоуханием, монахи отнесли ее в алтарь, где она благоухала в течение трех недель, издавая сильный аромат, который не смешивался с запахом ладана. 7 ноября икона замироточила в доме А. В. Дьяковой, куда была отдана на временное хранение. Вопреки всем законам физики, в течение трех часов янтарные струи текли по направлению к лику не только сверху, но и с боков иконы. Кроме Бельченко и Дьяковой за процессом мироточения наблюдали монахи подворья Соловецкого монастыря и глава российского отделения Валаамского общества в Америке Ричард Бэтс, который увез на родину часть собранной благоуханной жидкости. В настоящее время икона Николая II передана Валаамскому монастырю.

Материалистическое сознание требует доказательств. Когда в Иоанновском монастыре обновлялась икона Покрова Божией Матери, многие приходили сюда из любопытства, чтобы сличить остаток старой потемневшей живописи с тем, что происходило. Весной 1992 года алтарница впервые заметила, что лик Богородицы просветлел. Прежде изображение было совершенно темным, а фигура Божьей Матери едва различима. Эта требующая реставрации икона была выбрана настоятельницей монастыря из запасников церкви на Большеохтинском кладбище только потому, что по форме точно соответствовала одной из ниш в алтаре. Образ менялся постепенно, обновляясь сверху вниз. Каждый день на небольшом участке иконы краски приобретали яркость, исчезали мелкие трещины. К лету верхняя часть изображения стало небесно-голубой. Печальное лицо Богородицы засияло. Осенью 1992 года ко дню Покрова образ был перенесен из алтаря в левый предел, где находится и сейчас. Год спустя обновилась и нижняя часть иконы, обрели зеленый цвет концы туфель. Сегодня этот образ легко узнают даже те, кто приходит сюда впервые - слишком просветленной кажется на нем Божия Матерь, держащая свой Покров. Нимб над ее головой исчез, растворившись в золотом сиянии. Возможно, кто-то не поверит и этому чуду, потребует доказательств того, что монахини не протирали по ночам образ Богородицы раствором перекиси водорода.

14 марта 1998 года в храме Богоявления на Гутуевском острове обновилась икона Рождества Христова. Комиссия, направленная для освидетельствования этого случая, не сумела обнаружить следов промывки красочного слоя. Зато по всей плоскости иконы (которая выглядела так, будто только что вернулась из реставрации) присутствовала свечная копоть, а в нижней части были заметны капли воска и подтеки лампадного масла. Впрочем, безусловно, выводы этой комиссии скептиков не убедят тоже.

Как просто нам было тогда, когда газеты писали о том, что чудеса творят мошенники и невежды, журнал "Наука и религия" разоблачал Библию, а "Крокодил" помещал карикатуры на упитанных попиков, которые наливали доверчивым старушкам "святую воду" из водопроводных кранов и подкручивали вентиль, заставляющий плакать иконы. Сегодня мы не знаем, как следует относиться к такому необъяснимому явлению, как обновление и мироточение икон. "К скорби, к скорби…" - говорил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Такого же мнения по поводу знамений от Святых икон сегодня придерживается большинство священнослужителей. Но это вызывает у нас только недоумение, такое же, как слова афонского монаха: "Здесь всякое бывает. И бесы иногда шалят". На пороге третьего тысячелетия существование бесов, которые могут "шалить", кажется нам сущим предрассудком.

Патриарх Тихон, годы патриаршества которого пришлись на трудное послереволюционное время, писал: "Все чаще раздаются голоса, что только чудо может спасти Россию. Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую родину нашу. Но достойны ли мы милости Божией, того, чтобы над нами было сотворено чудо?"

Елена Летенкова

Летенкова Е. Чудес не бывает но они случаются. // "Тайный советник", СПб., №16, 2001 г.

Карта сайтаВ начало разделаЛетенкова Е. Чудес не бывает но они случаются. // "Тайный советник"