Карта сайтаВ начало разделаЧудо о Пасхе // "Русь Православная", апрель, №46(11), 2001 г.

ГЛАС В ПЕЩЕРАХ КИЕВСКИХ

От создания мира в 6971 году, а от Рождества Христова в 1463 году, при благочестивом князе Киевском Симеоне и при блаженном архимандрите Печерском Николае - в Лавре произошло чудо. В те времена в пещерах заведовал хозяйством некто из братии иеромонах Дионисий, по прозванию Щепа. На Велик День - Светлое Христово Воскресение - он вошел в пещеру преподобного Антония, чтобы покадить святым мощам. Покадив, он обратился к почивающим угодникам Божиим:

- Святые отцы и братия! Сегодня Великий День! Христос Воскресе!

И тотчас, как гром, раздался в ответ голос, прозвучавший от всех мощей:

- Воистину Воскресе!

Из книги "Православный мир". Издательство "Круг чтения", 2000 год.

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ

Протоиерей Владимир Сычев

...Когда мы с батюшками разговаривали, как здесь происходит сошествие святого огня, нам местные жители сказали: если вы хотите воочию убедиться и увидеть сами все своими глазами, вам обязательно надо с ночи остаться в храме Воскресения Христова и утром занять место, откуда будете смотреть это святое священнодействие, и уже только в этом случае вы можете быть вблизи. И вот мы решили с отцом Валерием заночевать в храме Воскресения, причем нас допустили в святой алтарь, и мы просто устроились - сели и так начали коротать ночь. В эти ночные часы мы молились, читали Евангелие. Много православных греков заходило в алтарь, некоторые говорили на русском языке, и я начал с ними разговаривать, как мог. Я спросил: почему люди, не облеченные каким-либо саном, не священнослужители имеют право заходить в алтарь и, мало этого, - подходят и целуют престол или что-то на престол кладут, чтобы освятить? Мне этот грек сказал, что единственный раз в году, во время, когда люди ожидают благодатного огня, допускается всем желающим войти в алтарь (из женщин только монашенки заходят). Вообще во всем чувствуется, что греки считают, что святыни никто не может осквернить, никого не гонят от святых мест, от алтаря, от престола. Наверное, просто чувствуют, что это настолько святые места, что никто, даже в самом тяжком грехе прикоснувшись к этой святыне, не может от нее отобрать благодати или осквернить. И вот, находясь в алтаре, мы все это видели.

Около шести часов утра, после бессонной ночи, я обошел весь храм, помолился у всех святынь, попросил Господа, чтобы он укрепил меня, потому что предстояло еще ожидание часов до двух. Стоять на одном месте для меня очень тяжело, я молился Господу, чтобы я мог это выдержать со своими больными ногами. Вот в шесть часов мы встали на свои места - отец Валерий один сектор выбрал, я другой, и мы до двух часов стояли и ждали благодатного огня.

В девять часов происходит знаменательное событие - открывается Гроб Господень. Ключи от Гроба Господня находятся у турок, у какой-то мусульманской семьи, вот так Господь распорядился. В девять часов Гроб Господень открывается, приходят с ключами служители храма и мусульмане, кому эти ключи принадлежат, в присутствии знаменитостей города часовня открывается, и в это время толпа людей, заполнявшая всю площадку около храма Воскресения Христова, хлынула в храм. Всем хотелось быть поближе к святым местам, где сходит благодатный огонь, и началась такая давка, что трудно описать. Расталкивали друг друга локтями, пробивались, давили, толкали. Там было очень много монахинь, которые с вечера в приделе Марии Магдалины заняли место, уже здесь переночевали. Всех этих монахинь начали давить, и меня в том числе. Многие матушки, которые со мной были, просто даже оттого, что воздуха уже стало не хватать, начали терять сознание. И вот мы так держали оборону - кто водички святой даст, кто помолится, кто благословит. Я благословлял людей, которые были в тяжелом состоянии, давал крест целовать, молился. Со мной там произошло великое чудо. У меня очень больные ноги, и больше четырех-пяти часов я на одном месте никак не могу стоять. Я помолился: "Господи! Уже нету моего терпения, не могу я, помоги мне!". Вот после этой молитвы смотрю - у меня ноги полностью перестали болеть. Так было несколько раз. Три раза я просил, и три раза Господь укреплял меня.

Мы как-то, все русские паломники, собрались в этой части храма, держались друг за друга. У кого было что поесть - делились, у кого была какая-нибудь табуреточка или стульчик раскладной, по временам друг другу давали посидеть и так дошли до заветного часа. Вы знаете, как человек в гору поднимается, так вот и мы, по-моему, восходили, только не по горе, а во времени - девять часов, десять, одиннадцать, ну скорей бы двенадцать, ну еще немножко!.. - и так вот поддерживали друг друга в этом испытании. И вот начался крестный ход. А перед крестным ходом было удивительное событие, которое привлекло внимание многих христиан. Православные арабы начали свои песни и танцы: под крики, под улюлюканье, под бой барабанов они вышли на площадку перед Кувуклией и начали танцевать и что-то выкрикивать. Как нам потом объяснили, они скандировали речитативом слова: "Наша вера правая, вера православная", "Мы молим Пречистую Божию Матерь, чтобы Она умолила Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он дал нам благодатный огонь", - и еще что-то. Били в бубны и барабаны, причем это делалось все так резко, с восточным темпераментом, и многие наши христиане говорили: да что же это такое, когда же это кончится! Какое-то неблагоговейное отношение к святыне. А один паломник сказал: "Вот сейчас мы постоим, помолимся. Если благодатный огонь не сойдет, то, значит, до следующего утра они будут долбить в барабаны". Мы засмеялись, а бабуля, которая очень расстраивалась, она так шутки и не поняла. После этих танцев экзотических и моления под барабан начался крестный ход. Греки начали с хоругвями обходить вокруг Кувуклии - один раз обошли, второй, третий... Пришел Патриарх Иерусалимский, его провели в Кувуклию. Патриарх в подризнике зашел в Кувуклию и начал молиться. Молился недолго, минут семь. Свет в храме потушили, и вот тут то справа, то слева начал появляться благодатный огонь в виде вспышек света, не связанных ни с каким источником. Эти вспышки как бы висели в воздухе, вспыхивали сами по себе. Смотрю, начались вспышки у меня над головой, справа, слева, сбоку, как будто огненный вихрь заполнил пространство над Кувуклией, и вдруг кто-то с криком побежал через храм, неся над собой на вытянутой руке факел, загоревшийся сам по себе. Это первая была вспышка, первые свечи, которые загорелись на виду у всех христиан. Причем этот первый огонь получили те арабы, которые с песнями и плясками встречали благодатный огонь. Господь так распорядился, что они получили первый огонь, - видно, такое у них горячее сердце! Этот молодой араб никому не дал зажечь свои светильники, а с радостью великой убежал из храма, неся над головой благодатный огонь. Таков восточный темперамент! Хочется об этих православных арабах еще сказать: существует поверье, что если арабы не будут совершать эти песни и пляски на Гробе Господнем, то благодатный огонь не сойдет, поэтому для них есть специальный сектор и их обязательно пропускают в любое время. Традиция уступать арабам вот так радоваться пошла с того времени, когда в XVI веке, как я уже говорил, не допустили православного Патриарха Иерусалимского ко Гробу Господню, чтобы совершить моление о священном огне. Вот с того времени сложилась такая традиция, что они приветствуют схождение благодатного огня вот этими танцами и пением под барабан и бубен. Я начал направо и налево озираться, и смотрю - у христиан, которые стояли ближе всего к Кувуклии, почти впритык, сами по себе начали зажигаться пучки свечей. Мы все в радостном порыве подняли свои пучки - а в таком пучке тридцать три свечи, ровно по количеству лет Господа нашего Иисуса Христа. И вот мы подняли все эти свечи над головой и начали молиться: "Господи, дай и нам, чтобы и у нас зажегся благодатный огонь!". Как мы ни молились, Господь не благословил, а благословил христианам, которые были ближе всего к Кувуклии.

То там, то здесь начали зажигаться у многих свечи прямо в руках. Они даже не поднимали их над головой. Вот этот благодатный огонь начали все друг другу передавать. Вспышки кругом, свет, причем вот что интересно: зажигаются свечи в одном месте - от них летят маленькие голубые искорки, которые попадают в другие свечи и те тоже загораются. Свечи загораются с каким-то небольшим треском, и тоже вылетает огонь и зажигает другие свечи. И над головой вспыхивает этот огонь благодатный, и из него разлетаются в разные стороны горящие искорки и зажигают у христиан свечи. Это я своими глазами видел. В трех шагах от меня бабушка одна, тоже наша русская, смотрит на Кувуклию, как там свет разливается благодатный, а у нее в руках начинают тлеть свечи. Они еще не загорелись, а я вижу, что фитили стали уже черноватыми, дымок пошел от них. У нее в руках свечи вот-вот должны были загореться, у меня фитили в моем пучке тоже начали пахнуть паленым, но так и не загорелись. В нашем секторе среди христиан, заполнивших придел Марии Магдалины, ни у кого свечи не загорелись, нам огонь передали, и вот мы с этим огнем пошли на выход.

У благодатного огня особое свойство - в первые минуты он не жжет. Я взял этот пучок со свечами, прикоснулся ко лбу, рту, щекам в виде креста - жжения никакого не было. Потом уже огонь начинает гореть, как факел, весь пучок брызжет искрами и светом, а в первые минуты он не обжигает. Когда на него смотришь, миром и любовью наполняется душа, какое-то радостное, неземное, благодатное чувство охватывает. Сейчас у меня в доме горит светильник - когда я к нему подхожу и смотрю на него, так же радуется душа.

За несколько минут во всем храме загорелись светильники. Еще даже Патриарх не вышел из Кувуклии, уже весь храм был объят огнем. Море огня - куда ни кинь взглядом, всюду горящие свечи, как ковер, и нет места, где бы не было огня. Храм битком набит, и всюду этот огонь, и уже стала чувствоваться жара, воздух стал удушливый. Сразу прибежала полиция и начала требовать, чтобы огонь тушили, потому что могут и люди загореться и просто задохнуться - воздух стал горячий, как в печи. У полицейских ручные карманные огнетушители, и они видят, кто пучков пять-шесть несет - подходят и тушат свечи этим огнетушителем, чтобы человек сам не пострадал или кому-то этот воск на голову не вылили, чтобы не было никаких неприятностей. Продвигаясь к выходу, уже свечи тушили христиане, зажигали светильники. С большой радостью и облегчением начали покидать храм. Причем хочется отметить, что, как тяжело ни было (бессонная ночь и еще восемь часов на ногах), чувствовалось, что Господь укрепил, и было радостно на душе. Вот в таком настроении я собирался покинуть храм Гроба Господня, но это оказалось непростым делом - храм был переполнен, я не знаю, на сколько он тысяч человек, но, как я уже сказал, двадцать минут его только надо обходить. Сразу пройти на выход не было возможности. Я зажег светильник, вот который я сейчас привез в Москву, и, чтобы его не растрясти, чтобы, не дай Бог, мне бы его не сломали в этой давке - мне его уже там раздавили немножко - я в уголке некоторое время ждал, пока основная масса людей покинет храм. Потом потихонечку начал сам выходить, вышел на площадь...

Из книги: ГЛАС ТИХИЙ. Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений. М., 2000, изд-во "Паломник", сс. 449-455.

Цит. по: Чудо о Пасхе // "Русь Православная", апрель, №46(11), 2001 г.

Карта сайтаВ начало разделаЧудо о Пасхе // "Русь Православная", апрель, №46(11), 2001 г.