Карта сайтаВ начало разделаКокухин Н. Пасхальный гонец // "Природно-ресурсные ВЕДОМОСТИ", 28 Октября 2002 г.

Свидетельство православного очевидца о схождении Благодатного Огня на Гроб Господень во святом граде Иерусалиме

- Господь сподобил вас великой милости - побывать в Святой Земле. И не когда-нибудь, а в Страстную седмицу. В Великую Субботу, Бог даст, вы станете свидетелями величайшего чуда, какое только может быть на нашей грешной земле, - схождения Благодатного Огня.

Такими словами встретила нас, группу паломников, матушка Магдалина, насельница Горненского монастыря, когда мы, прилетев в Тель-Авив и сев в автобус, отправились в гостиницу.

- Многие паломники, чтобы лучше увидеть и прочувствовать это необыкновенное духовное событие, приходят в Храм Гроба Господня в пятницу вечером, а кое-кто днём и даже утром - занять места поближе к Кувуклии. Всех желающих Храм - как бы он ни был велик - вместить не может: тысячи и тысячи паломников встречают Благодатный Огонь на улице. Девятнадцать-двадцать часов ожидания (часто на ногах) выдержит далеко не каждый, поэтому здраво оцените свои силы и возможности:

Предостережение матушки Магдалины не только не охладило наш пыл, но, пожалуй, наоборот, - прибавило решимости прийти в Храм именно в пятницу и занять места получше (из сорока человек лишь пятеро остались в гостинице).

Я поставил стульчик около колонны и сел - лицом к чудотворной иконе Божией Матери. Помоги мне, Пресвятая Дева, дождаться Благодатного Огня, не оставь меня, самого слабого и самого немощного в этом Храме. Справа, у стены, двое московских паломников - муж и жена; у них есть одеяло, и они по очереди отдыхают на нём; только что произошла "смена караула": он лёг соснуть, а она бодрствует. Мы разговорились: её муж уже третий раз встречает Благодатный Огонь, а она - второй.

- В прошлом году я была на Голгофе, - говорит моя собеседница, - и видела, как по стене катился Благодатный Огонь.

- Что значит "катился"?

- Ну, такой светлый огненный шар медленно сползал по стене, и не было сил оторвать от него глаз.

- А ещё что вы видели?

- Всполохи видела, и они словно насквозь меня пронзали. Скоро вы тоже это испытаете.

Ночь кончилась, наступило утро, и южное горячее солнце осветило Храм Гроба Господня, где собрались православные христиане со всех концов земного шара - и греки, и арабы, и русские, и сербы, и болгары, - собрались, движимые одной целью: соучаствовать в Христовом Воскресении, а до этого - быть опалёнными Небесным Огнём.

Нами овладевает нетерпение: поскорее, поскорее пришла бы та минута, ради которой мы сюда прибыли. Я слышал десятки свидетельств очевидцев, и все они по-разному рассказывали о Благодатном Огне, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Скоро, совсем скоро и я узнаю, что это такое, своими глазами увижу Огонь и своими руками потрогаю его.

Все, кто лежал или сидел, встали; свечи везде потушены; лица людей обращены на восток, туда, где находится Кувуклия; гигантский Храм затих, как затихает природа перед грозой; каждый стремится встать на цыпочки, чтобы лучше видеть Кувуклию или хотя бы часть её и чтобы ничего не пропустить; напряжение нарастает, кажется, сам воздух наэлектризован этим нервным напряжением.

И вдруг всё пространство Храма осветила яркая вспышка; она была голубоватого цвета и походила на вспышку молнии, только света было больше. Она произвела во мне необыкновенное действие, наполнив всё моё существо радостью, ликованием, энергией. Видимо, то же самое испытали и другие паломники. Раздались крики, восклицания, весь Храм наполнился шумом - так шумит лес, когда на него внезапно налетает порыв сильного ветра.

Все, абсолютно все люди протянули вперёд и вверх пучки свечей. Они походили на детей: как дети просят у своих родителей печенья или мороженого, так и они просили у Отца Небесного Благодатного Огня. Еврейский народ просил в пустыне физической пищи, и Господь посылал ему каждый день манну небесную, которая была необыкновенно вкусна и ароматна и которая всем очень нравилась, а сейчас, в Великую Субботу, люди просили не физической пищи, а духовной.

Некоторое время вспышек не было, и шум в Храме стал постепенно затихать, сходя на нет, - так умолкает лес, переставая качать вершинами, когда ветер уносится вдаль.

И вот (опять неожиданно) блеснула ослепительная вспышка над Кувуклией, потом ближе к нам, потом над алтарём греческой православной церкви, они, эти небесные вспышки, рассекали Храм сверху донизу, освещая взволнованные лица, приводя нас в трепет и содрогание. Иногда вспышка полыхала ярче, иногда - слабее, иногда она была короткая - одно мгновение, иногда - более продолжительная, порой вспышки следовали одна за другой без перерыва, а порой - с некоторыми интервалами, и каждая из них вызывала бурю духовного восторга.

Вернусь к образу с молнией. Если молния оставляет в небе, хотя и на краткое мгновение, зигзаг иногда довольно прихотливых очертаний, то вспышка в Храме Гроба Господня не оставляет никаких зигзагов - это только свет, небесный голубоватый свет, и он не вызывает никакого страха, никакой боязни, потому что грома нет и земля не содрогается. Молнии говорят о приближении грозы, вспышки в Храме - о скором схождении Благодатного Огня.

Шумнее всех ведут себя арабы: они бьют в барабаны, хлопают в ладоши, подпрыгивают на месте, издавая пронзительные гортанные крики; некоторые юноши садятся на плечи своих друзей и изображают всадников. О чём они кричат? О чём хотят поведать людям в эти особые, неповторимые минуты? Чему они радуются? Может быть, у них есть какой-то свой повод для ликования, который совсем не относится к Великой Субботе и Благодатному Огню? Может быть, танцуя и крича, они поклоняются какому-то своему мерзкому идолу? Нет, эти арабы православные и, значит, наши единомышленники. Они кричат: "Наша вера - правая! Наша вера - православная!2. Они люди южные, у них горячая кровь, они кричат от избытка чувств и по-другому выражать их не могут.

Нас, северян (да и не только нас), их поведение шокирует: ну, где-нибудь на свадьбе или на местном национальном празднике их весёлые возгласы, огненные танцы, барабанные всплески, конечно, уместны и естественны, но в Храме, да ещё в таком, да ещё в Великую Субботу, да ещё за несколько минут до схождения Благодатного Огня!.. Это, простите, что-то не то:

Так или примерно так рассуждали благочестивые православные христиане разных стран и разных народов, и не только про себя, но и вслух: это в конце концов возымело своё действие, и несколько лет назад арабов в Великую Субботу в Храм не пустили. Тогда Патриарх и паломники стали молиться о схождении Благодатного Огня. Прошло тридцать минут: сорок: пятьдесят: Огня не было. Молитва продолжалась. Минул час: час двадцать: час сорок пять: Огня по-прежнему не было. Людей охватила тревога: обычно Огонь сходил через десять, ну, самое большее, через пятнадцать минут: Прогневали мы Бога, не на шутку прогневали, с горечью думали христиане и стали молиться ещё усерднее. Прошло два часа: два с четвертью: Огонь не сходил. На исходе третьего часа Патриарх приказал впустить в Храм арабов. Они не вошли, а ворвались, влетели в дверной проём, смуглые темпераментные христиане, ворвались с гиканьем, танцами, оглушительным барабанным боем - и в ту же секунду на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь!

Галина N., паломница из нашей группы, рассказала:

- Я стояла у колонны, и мне хорошо была видна вся Кувуклия. В какой-то момент я увидела, как со стороны греческого алтаря медленно движется белый лёгкий радостный луч. От него нельзя было отвести глаз. Он подошёл к Кувуклии и: пронзил её. Минут через десять-пятнадцать луч незаметно растворился. Прошло какое-то время, и ещё один такой же луч подошёл к Кувуклии и: преклонился перед ней.

Когда мы вышли из Храма, я спросила моих спутников, которые стояли в другом месте, видели ли они эти лучи. Они ответили отрицательно.

И вдруг: Как бы ни был ты внимателен, как бы ни держал ухо востро, как бы ни напрягался, чтобы ничего не пропустить, всё равно всё происходящее в Храме будет для тебя неожиданным.

Вдруг: Боже, укрепи моё перо и дай мне силы и умение передать то, чему я был свидетель!

Вдруг Храм озарили особенно яркие вспышки; их было много, и они блистали сразу по всему Храму, озарив его ослепительным, трепетным, до дрожи ощутимым Небесным Сиянием. Это сияние видел и ощущал каждый, в каком бы месте Храма он ни находился - рядом с Кувуклией, в греческом алтаре, на Голгофе, в армянском приделе или ещё ниже, в месте обретения Животворящего Креста Господня. В этот момент я понял, что не имеет никакого значения, где ты находишься и какое место ты занял, - имеет значение только то, что ты чувствуешь и как ты воспринимаешь то, что вокруг тебя происходит.

Буря, нет, не буря, а ураган восторга пронёсся по Храму. Каждая душа (а их было не меньше пятнадцати тысяч) выражала свой восторг по-своему, но суть этого восторга была одна: ОГОНЬ СОШЁЛ! Мы его ещё не видели, но знали: он с нами, на Гробе Господнем, и Патриарх Диодор уже зажёг первые свечи.

И вот наступил миг, которого мы все с нетерпением ждали и ради которого презрели всё земное: расстояние, жару, усталость, сон, немощь, - арабский юноша стремглав пронёсся по Храму, с востока на запад, в руках у него был дивный завораживающий факел. Он на секунду-другую остановился у южного входа в греческую церковь Воскресения Христова, чтобы паломники могли зажечь свечи, а потом продолжил свой стремительный триумфальный бег.

Люди жадно тянутся к Огню, зажигается ещё один пучок свечей, ещё, ещё и ещё - и вот уже весь Храм полыхает сияющим ликующим Огненным Заревом. Я накрываю рукой большой пляшущий буйный факел - Огонь тёплый, приятный, живой, он нисколько не жжёт; это не земной, обычный огонь - это Огонь Небесный! Я начинаю им умываться: подношу к подбородку, щекам, ушам, ко лбу - это, конечно, Божия Благодать, сшедшая с Небес и воплотившаяся в Огненные Языки.

А Храм ликует, а Храм не помнит себя от радости, на лицах людей расцвели восхитительные улыбки - так весенний луг расцветает нежными благоухающими цветами. Радость, ничем не скрываемая радость поселилась в сердцах людей, они оттаяли, подобрели, забыв о своей греховной шелухе, они снова похожи на детей - отброшены все условности, кривлянья, помада, - перед лицом Благодатного Огня нет нужды играть и лицемерить.

Совершенно невозможно одному человеку увидеть и запомнить все подробности этого события, и я прибегаю к помощи моих братьев и сестёр. Они рассказали, что у одной монахини, которая стояла на первом балконе напротив Кувуклии, сам собой загорелся пучок свечей. Чудесные лампады, висящие над Камнем помазания, в момент схождения Благодатного Огня тоже зажглись без участия человека. (Это, кстати, происходит каждый год.) У тех людей, что находились рядом с Кувуклией, пучки свечей загорались с хлопками.

Неизвестно, сколько времени продолжалось ликование, и вот наступил момент гашения Огня - это произошло не потому, что людям стало жалко свечей, а потому, что Огонь приобрёл земные качества и стал жечь, но радости от этого у нас нисколько не убавилось.

Событие, о котором я рассказал, - это событие вселенского масштаба, и оно потрясает до мозга костей, и то, что я поведал, - лишь бледное отражение того, что было на самом деле. Но где, где взять слова, которые нарисовали бы истинную, настоящую картину? Где отыскать кисть, которая положила бы верные искусные мазки на полотно? Где найти краски, которые точно передали бы все оттенки происходившего?

К величайшему нашему сожалению, нет в человеческом лексиконе слов, с помощью которых можно было бы хотя с малой долей правдивости рассказать о том, что происходило в Великую Субботу в Храме Гроба Господня. Не найдётся кисти, которая смогла бы хотя с малой долей достоверности перенести на холст внешнее и тем более внутреннее содержание акта Божьего милосердия. Нет в природе красок, которые смогли хотя бы приблизительно передать суть предпасхального Небесного Сияния.

Ну а в чём же духовный смысл схождения Благодатного Огня? Для чего он каждый год сходит на Гроб Господень? И почему именно в Великую Субботу, а не в какой-то другой день? И разве нельзя обойтись без него?

Нет, нельзя! Благодатный Огонь - это беспредельная милость Божия падшему роду человеческому. Если Огонь сошёл, то это значит, что ещё один год земля будет жива и с ней ничего не случится; ещё один год солнце будет согревать людей; ещё один год они будут пахать землю и выращивать пшеницу; ещё один год на лужайках будут расцветать одуванчики, а в степи волноваться ковыль; ещё один год дети будут весело играть в салки; ещё один год влюблённые будут ходить по тихим уснувшим улицам, говоря друг другу ласковые слова; ещё один год ветер будет приносить тучи, а дождь поливать землю; ещё один год будет задумчиво падать снег; ещё один год во влажном, чудесно пахнущем осеннем лесу можно будет собирать грибы.

Ну а почему же именно в Великую Субботу сходит Благодатный Огонь, а не в какой-то другой день? Почему он не сходит, например, в понедельник Светлой седмицы, во вторник или в среду, когда, казалось бы, ему в самый раз и сходить, так как Иисус Христос уже воскрес? Здесь сокрыта великая тайна. Сын Божий ещё во Гробе, ещё печалью объяты сердца Его учеников, ещё ничто не говорит о предстоящей радости и скором Воскресении, а Господь уже посылает Благодатный Огонь. Посылает как знак Своей величайшей милости к людям, как предвестник райской жизни, непреложности Своих обетований, предвестник Единственной, но Самой Главной Победы в истории Вселенной. Это - ликующий гонец, которого полководец посылает в разгар битвы с сообщением о том, что победа близка, что она неминуема, что врагу осталось сопротивляться считанные часы, что дух войска полководца несокрушим и каждый воин сражается так, как будто это его последний бой в жизни; что никакому врагу, будь он хоть в десять раз многочисленнее, не устоять перед таким натиском.

На мой взгляд, Благодатный Огонь - это призыв к покаянию. Господь даёт всему человечеству в целом и каждому человеку в отдельности ещё одну возможность спастись. "Куда вы спешите? - как бы говорит Он. - Куда вы мчитесь день и ночь? Откуда такая суета? И что вы так много и так лихорадочно печётесь о деньгах? Разве в них истина? Разве в них спасение? Не Я ли сказал: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам". (Мф. 6, 33). Почему вы не читаете Евангелие, а если и читаете, то очень поверхностно? Почему не выполняете Моих заповедей?

Вы ведёте себя так, как будто жизнь человеческая заканчивается на земле. Вы совсем забыли о Небе. А только там и начинается Жизнь.

Остановитесь! Загляните в себя! Перестаньте творить беззакония! Покайтесь в своих грехах! Покайтесь сегодня, потому что завтрашнего дня может и не быть! Не упустите свою последнюю возможность! Я зову вас всех на Небо, где радость и блаженство!

Я не хочу, чтобы вы попали в ад, к сатане. Я не хочу, чтобы вы погибли для вечности. Покайтесь, Мои возлюбленные, покайтесь, пока не поздно!>

Пока на земле остался хоть один благомыслящий человек, Солнце будет всходить над горизонтом; пока в людях вера не иссякла совсем, Земля не сойдёт со своей орбиты; пока в сердце хоть одного-единственного человека не умерло желание покаяться, будет сходить Благодатный Огонь.

Николай КОКУХИН.

Иерусалим - Москва.

Фото автора.

Цит. по: Кокухин Н. Пасхальный гонец // "Природно-ресурсные ВЕДОМОСТИ", 28 Октября 2002 г.

Карта сайтаВ начало разделаКокухин Н. Пасхальный гонец // "Природно-ресурсные ВЕДОМОСТИ", 28 Октября 2002 г.