Карта сайтаВ начало раздела«…Пасха — главное событие в жизни человека» // «Преображение-Рязань», №4 (12), 2004 г.

Накануне Пасхи сотрудники нашей редакции встретились с Владыкой Павлом в его резиденции, и Его Высокопреосвященство согласился ответить на несколько вопросов.

Драгоценны и незабываемы бывают первые впечатления, особенно впечатления детской души. Владыка святый, помните Вы свою самую первую Пасху?

Что касается воспоминаний детских, то они связаны с Пасхой домашней, с Пасхой, которую празднуют дома. Потому что, когда мне было ещё мало лет, тогда детям вообще запрещалось ходить в храмы. И поэтому нас мама не брала в храм, это было опасно.

Свою первую Пасху в храме я помню, когда мне уже было лет восемь-девять. Как сейчас вспоминаю, всё вокруг храма было оцеплено милицией и дружинниками. Молодые люди (как мы потом узнавали, это были комсомольцы) выполняли своё комсомольское поручение. Кто в повязках, кто без повязок, ходили они вокруг храма. Поэтому мы пробирались в церковь через кладбище, перелазили через заборы. Было очень много дружинников и милиции, они буквально всё заполонили, находились за церковной оградой и внутри её. Нас бабушка прятала под подол своего пальто, и так мы пробирались в храм. По храму, пока шла заутреня, тоже расхаживали комсомольцы и, если видели детей, то их сразу забирали и уносили, как они говорили — «домой». Из-за этого старушки, как только подходили дружинники, закрывали нас своими пальто. Я, слава Богу, не попадался.

Во время крестного хода мы не выходили из церкви… Но уже к концу заутрени, когда все дружинники и милиция расходились, нас больше не прятали, и мы, дети, спокойно стояли и молились. Впечатление от службы было потрясающее.

В старших классах, после школы мы тоже ходили в храм на ночную службу. Нас останавливали, но видя, что мы взрослые, только записывали фамилии и адреса, чтобы потом сообщить в школу. Конечно, потом были неприятности в школе, но из храма нас уже не выгоняли.

Сейчас, слава Богу, возможность ходить в храм есть у всех.

Владыка святый, мы знаем, что Вам выпала честь и счастье послужить Господу на Святой Земле. У Вас, видимо, сохранились дорогие воспоминания об этом времени, о переживаниях Светлого Христова Воскресения. Наверное, Вам до сих пор памятна Ваша первая Пасха в Иерусалиме?

Я по сей день, а в священном сане я уже 26 лет, не помню одинакового торжества на Пасху. Каждый раз, когда я прихожу в храм на Пасхальную заутреню, меня охватывает трепет, я по-новому переживаю эту Пасхальную службу. И думаю, для каждого христианина, для каждого священника Пасха тоже не повторяется, воспринимается по-новому. Каждый раз мы взрослеем и меняемся, наше сознание меняется, и восприятие Пасхального богослужения не повторяется.

Что касается празднования Пасхи в Святом городе Иерусалиме, оно связано с тем, что в Великую субботу люди приходят для получения Благодатного Огня. А этому событию предшествует чтение Страстных Евангелий на Голгофе, крестный ход в день погребения Спасителя, положение Его во Гроб. Когда я первый раз попал в Иерусалим, то у меня совсем изменилось отношение к событиям, которые происходили во времена Спасителя. На Святой земле все эти службы происходят естественно, тогда как в России я пытаюсь до всего дойти своим умом, прочитав какие-то книги о Христе, а там всё происходит в естественной обстановке, как было. Поэтому восприятие и переживания совершенно особенные.

В Иерусалиме есть ещё одна интересная особенность, когда мы все идём ко Гробу Господню для встречи и получения Благодатного Огня. Это событие по-особому переживается, потому что жители Иерусалима, православные христиане, особенно арабы, по-своему переживают, празднуют и торжествуют. Конечно, нужно учитывать менталитет арабских христиан. Прямо в храме особо резвые ребята садятся друг другу на плечи, выкрикивают: «Наша вера правая! Пресвятая Богородица, помогай нам!». Для нас это восклицание необычно. (Вот тут можно вспомнить, как царь и пророк Давид скакал и играл вокруг Ковчега Завета.)

Крестный ход возглавляет Иерусалимский патриарх, а если его нет, то его заместитель. Совершается крестный ход трижды вокруг Кувуклии (Кувуклия напоминает нашу часовню. Она разделена на две части: в одной — Гроб Господень, а в другой — камень от Гроба Господня. Называется эта часть «придел Ангела», здесь явился ангел женам-мироносицам, когда они пришли помазать Тело Иисуса), и потом входят в неё патриарх и один из архимандритов от Армянской церкви.

Но надо сказать, что накануне этого события — после совершения погребения Иисуса Христа — Плащаница переносится с Голгофы и полагается на Камень Помазания. Потом читается Евангелие, говорится проповедь,и плащаница переносится в Кувуклию. Перед этим из Кувуклии выносят все воспламеняющиеся предметы и полагают туда Плащаницу. А когда богослужение завершается, её оттуда убирают, двери Кувуклии закрывают и опечатывают. Начиная с этого момента до самого крестного хода и до получения Благодатного Огня, там постоянно дежурят, как часовые, по очереди священники — представители Православной, Католической и Армянской церквей. Три человека с пятницы до субботы дежурят у входа в Кувуклию.

После окончания крестного хода туда входит патриарх, перед входом он снимает свои патриаршие достоинства: митру, омофор и саккос, берёт свечи, два пучка по тридцать три свечи, по числу лет земной жизни Спасителя, входит внутрь и совершает молитву. А армянский архимандрит не входит — остаётся в приделе Ангела. Связано это вот с чем. Было время (в XIV столетии), когда армяне претендовали на право получения Благодатного Огня и для этого подкупили турецкие власти, вошли в храм первыми и начали совершать крестный ход. Когда пришли православные, храм был закрыт; тогда они начали совершать молитвословия перед запертым храмом. Огонь сошёл именно к православным, прямо на мраморную колонну перед входом в храм. До сих пор сохранилась трещина на колонне, несмотря на столько прошедших столетий, погодные условия и поклонения многочисленных паломников. Внутренняя часть колонны остаётся обугленной до сих пор.

После этого чуда право получения Благодатного Огня осталось за православными. Но, тем не менее, армянский архимандрит входит туда и следит, чтобы православный патриарх не принёс с собой спички или зажигалку. И если бы кто-то из православных патриархов занёс в Кувуклию что-нибудь воспламеняющееся, то армянский архимандрит оповестил бы всех, и православных лишили права получать Огонь. В дни турецкого правления перед входом в Кувуклию патриарха ещё и обыскивали. Сейчас уже, правда, не обыскивают.

По продолжительности патриаршая молитва в Кувуклии бывает разной. Иногда пятнадцать минут или двадцать. Но были случаи, особенно в последние годы, долгого ожидания схождения Благодатного Огня, если происходили какие-нибудь ссоры между молящимися в храме. Например, четыре года назад была драка между армянами и арабами, и часа полтора Огонь не сходил. Этот Огонь имеет особенные качества — он первые минуты не обжигает.

Уже сто пятьдесят лет рядом с Кувуклией есть место, где всегда находится начальник Русской миссии во время сошествия Огня.

Как только выходит православный патриарх, Кувуклия опять закрывается, все православные уходят в Воскресенский храм, и начинают богослужение. Вокруг Кувуклии продолжается крестный ход с участием армян, коптов, сирояковитов, эфиопов. В Кувуклию больше никого не пускают, а поскольку мы стоим рядом с входом, после выхода патриарха мы стараемся быстро зайти внутрь, прикладываемся ко Гробу Господню и идём к себе в Миссию. А затем разъезжаемся по храмам: кто-то в Яфу, кто-то в Хайфу, кто-то в Тиверию, чтобы совершать богослужение на наших участках.

Все семь раз, когда мне доводилось войти в Кувуклию, у меня было впечатление разряжённого воздуха: начинаешь задыхаться, как будто ты находишься на большой высоте, на горе. Все стены всегда в росе, большие капли росы повсюду. Как мне объяснили, это действие сошествия Благодатного Огня. Впечатления потрясающие, они сохраняются на всю оставшуюся жизнь.

Накануне Пасхи в комплексе храма Воскресения Христова находится колонна, которая называется «Колонна бичевания». Она была принесена из претории. Священное Предание говорит, что именно возле этой колонны бичевали Спасителя. В течение года с нею ничего не происходит, но в Страстную седмицу, если приложить ухо к этой колонне, то можно услышать удары плетью.

Я вспоминаю одного советского офицера, который приезжал в Иерусалим по служебным делам. Посетив Гроб Господень, Голгофу и комплекс храма Воскресения Христова, он сказал, что если бы даже не было Бога, всё равно бы поверил, что есть Бог, видя вот это всё. Невозможно человеку придумать евангельскую историю, концепцию и реализовать её в таком виде, в каком она есть, — всегда найдутся какие-нибудь изъяны. Впоследствии этот офицер крестился со всей своей семьёй. По-своему Господь приводит людей к Себе.

Ваше Высокопреосвященство, Вы много лет несли архиерейское служение за границей. На Ваш взгляд, общий духовный настрой, уровень религиозности паствы там и здесь, в Рязани, сильно разнятся?

Празднование Пасхи в Европе и США отличается от празднования в России. Ещё на периферии в Америке сохраняются традиции, которые принесли туда русские миссионеры.

Но в целом в последние годы очень резко изменилось отношение и к Пасхе, и к Рождеству Христову. Думаю, что это происходит под влиянием других религиозных конфессий. Например, когда я приехал в Америку ещё в 1992 году, видел очень много транспарантов на дорогах и в городах с надписью: «Мери крисмас!», то есть «Поздравляем с Рождеством!». Потом протестанты и иудеи стали возмущаться, говоря о своих религиозных праздниках. Стали возмущаться кришнаиты, мормоны, адвентисты — все секты, не признающие Христа Спасителем. И в последние годы стали вывешивать плакаты не «Мери крисмас!», а «Хепи сизонс!», то есть «Приятного праздника!». Всё изменяется. А про Пасху и говорить нечего. Они не празднуют Пасху так, как Рождество, Хотя Пасха — главное событие в жизни человека. Воскресение Христово — праздников Праздник, а за границей весь акцент сместился в сторону Рождества. Ноэто уже и не Рождество, а бизнес. По сведениям американских источников, за время рождественских распродаж американцы покупают товаров больше, чам за весь оставшийся год. Это уже не праздник Рождества Христова, а время подарков, время распродаж. А Пасха проходит как-то обыденно.

Слава Богу, что у нас на Руси Пасха является главным праздником, и мы считаем событие Воскресения Христова главным событием всего православного вероучения. Да, Христос родился, но главное в Его миссии — освобождение человека от плена смерти и греха. На Западе это даже не осмысливается с богословской точки зрения. Для них важнее Рождество. У них Рождество стало домашним праздником, в кругу семьи, как у нас Новый год.

Пользуясь возможностью, я хочу поздравить всех верующих людей Рязанской епархии с праздником Воскресения Христова, пожелать всем обильной Божественной радости. И чтобы вера в Воскресение Христово укрепляла нас. У нас есть надежда, что мы воскреснем, как Христос, мы вознесёмся на небо, как Он вознёсся. И верим, что тот, кто будет верить и жить по-христиански, причащаться Святых Христовых Таин, тот будет причислен к тому обещанию, о котором говорил Спаситель: «Кто будет вкушать Тело Моё и пить Кровь Мою, тот будет иметь часть со Мною, и Я приду и буду с ним вечерять».

И я желаю, чтобы эта радость и надежда всегда были в сознании всех верующих людей. Мы, православные христиане, счастливы этой надеждой, и она никогда не будет посрамлена. Христос Воскресе! -Воистину Воскресе!

Цит. по: «…Пасха — главное событие в жизни человека» // «Преображение-Рязань», №4 (12), 2004 г. С. 2.

Карта сайтаВ начало раздела«…Пасха — главное событие в жизни человека» // «Преображение-Рязань», №4 (12), 2004 г.