Карта сайтаВ начало разделаСвидетель чуда. Благодатный огонь и мистика света (раздел Религия и культура) // Общественно-политическая газета для православных, №8 (29), 2002 г.

Религия и культура

Наверное, каждый христианин мечтает хотя бы раз в жизни посетить Святую землю, где находится столько православных святынь. Архимандрит Игнатий, насельник киевского Ионинского монастыря, в 2000 году сподобился не только побывать в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, но и стать свидетелем чуда схождения Благодатного огня. Мы попросили о. Игнатия рассказать о том, что его более всего поразило при этом событии.

— Вы знаете, там все необычно. Мы пришли в храм почти за сутки до схождения огня, часа в три-четыре пополудни, и простояли в храме вечер и ночь. В храме были потушены все лампады. Около одиннадцати часов в Великую субботу Патриарх Диодор (его тогда уже носили на носилках) начал совершать службу. К этому времени стечение народа было просто колоссальное. Нельзя было даже упасть. Я невысокий, мне почти ничего не было видно, и поэтому я взял с собой стульчик и стал на него, подобно Закхею, который влез на смоковницу, чтобы увидеть Христа. Благодаря этому я поднялся на тридцать сантиметров выше и уже видел все. Я стоял в правой части храма в 10–15-ти метрах от Кувуклии. В храме было много греков, коптов, эфиопов, румын, армян — был представлен весь мир. Напряжение все время росло, все ожидали схождения огня. Православные арабы, которых было очень много, кричали: «Наша вера славная, вера Православная».

Около полудня в храме начали появляться вспышки огня — как бы отблески голубоватого цвета, но не холодного, а теплого оттенка. Эти вспышки мелькали все чаще, и народ все более ликовал. В это время Патриарх, сняв облачение, вошел в Кувуклию. За ним затворили дверь, как бы запечатав камень. Настала гробовая тишина, все крики прекратились. Вспышки огня стали появляться все чаще и чаще, во всех уголках храма — тысячи и даже более вспышек, сменяя одна другую. Напряжение росло. Каждый, кто стоял в храме, держал в руках несколько пучков свечей (в каждом пучке 33 свечи). У меня было пучков восемь или девять. Я почему-то отвлекся на минуту, и вдруг слышу нарастающий шум, а потом будто взрыв — все начали ликовать. Вижу: огонь!

В храме есть специальные служители, которые принимают огонь от Патриарха и разносят по сему храму по проходам, которые специально для этого отгорожены. Они бегут по этим проходам и раздают огонь. Пока я зажег свои свечи, прошло около минуты. Я попробовал поднести огонь к лицу, но он уже немножко обжигал. Чувствую, что борода может загореться. Но первые полминуты огонь точно не обжигает: я сам видел, как люди подносили огонь к лицу, волосам, рту, умывались им.

В храме зажглись сами собой все лампады. Также зажглись свечи у многих людей. Я сам это видел: у людей, стоявших на балконе, свечи вспыхнули раньше, чем к ним могли добежать гонцы, разносящие огонь.

Весь храм был мне виден как на ладони, и уже через минуту вокруг меня во все стороны появилось море огня. Море огня и море радости: до этого было огромное напряжение, а теперь кто плачет, кто смеется, все ликуют и прославляют Бога. Чувство необыкновенное, будто птица вырвалась из клетки и устремилась вверх, настолько растворяешься во всеобщем торжестве.

Благодатный огонь и мистика света

Мы верим в чудо Воскресения Христова. Вера же не нуждается во внешних доказательствах, на то она и вера, а не знание, основанное на телесном опыте. И все же мы нуждаемся в чудесах – конечно, истинных, а не мнимых. Не для подтверждения нашей веры, а скорее для чувства близости Бога, ощущения Его живого и действенного присутствия рядом с нами, здесь и сейчас. Без такого живого чувства наша вера легко вырождается в чисто интеллектуальное, рационалистическое, холодное умствование.

Бесконечно разнообразие Божиих чудес, окружающих нас даже в повседневной жизни, хотя обычно мы их почти не замечаем или, заметив и удивившись, быстро забываем в текучке будней. Вот почему особенно важны для нас те немногие и редкие чудеса, которые случаются не внезапно и неожиданно, как и положено «обычному» чуду, но регулярно и периодически. Таких чудес мало, но они есть. И едва ли не самое удивительное из них – схождение Благодатного Огня в Иерусалиме на Гробе Господнем.

Оно происходит ежегодно и не перестает поражать и восхищать очевидцев, сподобившихся присутствовать при нем. Явление в самом деле исключительное, говоря по-современному, прямо таки фантастическое, невероятное, в высшей степени чудесное и впечатляющее. Давайте вспомним, как оно происходит.

В наше время уже не найдешь человека, который не слышал бы о Благодатном Огне, а большинство читали о нем в самой разной, не только православной, литературе. Свидетельства очевидцев зафиксированы в книгах и журналах, засняты на фото- и видеопленках, которые показываются по телевизору. Наконец, самые современные описания и фотографии можно найти на специальном сайте в интернете. Среди свидетелей – не только православные паломники, но и самые разные люди, например, мусульмане и атеисты.

Приготовление.

В 12 часов дня в Великую Субботу (канун Пасхи) по «старому стилю» Иерусалимский Патриарх, глава Православной Иерусалимской Церкви, с духовенством идут крестным ходом от здания Патриархии до Храма Воскресения, входят в Храм и, обойдя трижды Кувуклию с пением тропаря «Воскресение Твое, Христе Боже, Ангели поют на небесех...», останавливаются перед ее дверьми.

Напомним, что Кувуклия – это часовня внутри огромного Храма Воскресения, расположенная прямо под главным его куполом. Внутри нее два отделения: Придел Ангела и сама пещера с Живоносным Гробом Господним. Гроб – ложе в пещере, где лежало Тело Спасителя, – покрыт мраморной плитой, на которой заранее разложена вата, а по краям лента.

Перед закрытым входом в Кувуклию, накануне запечатанном огромной восковой печатью, Патриарха разоблачают до подризника (нижняя одежда патриаршего облачения) и епитрахили. Специальные служители, так называемые кавасы, обыскивают Патриарха, чтобы при нем не было ничего, чем можно добыть огонь. А во всем Храме еще с пятницы потушены все огни. Кавасами служат мусульмане, потомки турецкого семейства, которому юридически принадлежит земля под Храмом.

Молитва об Огне.

Патриарх с двумя пучками по 33 свечи (число лет земной жизни Спасителя) входит в пещеру Гроба и молится о ниспослании Огня. Рядом, в Приделе Ангела стоит армянский Патриарх-Католикос – для контроля, не воспользуется ли православный Патриарх каким-нибудь искусственным средством возжигания огня.

Наступает напряженное ожидание. В битком забитом огромном Храме воцаряется абсолютная тишина, такая, что пролети птица, был бы слышен шум крыльев, свидетельствует очевидец. Проходит 10-15 минут, реже час или два.

Схождение Огня.

И вот – вспышки огней, свечение, которое движется. Вспышки могут появиться в самых разных местах Храма и выглядеть по-разному. Когда свечение касается свечей и лампад, они зажигаются. Под куполом сверкают голубоватые молнии.

Те, кто стояли снаружи Храма, рассказывали, что видели над куполом замедленные молнии, разноцветные огни вокруг купола, которые появлялись и гасли, словно играя.

Это явление запечатлено на видеопленку и вот описание заснятого: «В низко висящих над куполом храма густых ночных облаках появляется быстро растущий яркий просвет из которого на шпиль главного купола храма вырывается ослепительный бело-голубой луч света. Мгновение спустя, как это бывает в западных фильмах, весь храм оказывается опоясанным змеящимися по его стенам и колоннам вниз молниями и бликами, которые как бы стекают к подножию храма и растекаются (в буквальном смысле слова) по площади среди стоящих на ней людей... Чудо длится не более 10-15 минут. Из сияющего провала в облаках, с ночного неба постоянно ниспадают вниз сполохи яркого голубого пламени, молнии, которые заливают прилежащие к храму районы и сам храм, вся окружающая местность полностью залита красивым, мягким сиянием».

На ложе Живоносного Гроба рассыпаются звездочками яркие голубые огоньки, превращаются в синий огонь. Иногда их видят и других цветов. Вата и лента, лежащие на Гробе, вспыхивают, загораются свечи в руках Патриарха, зажигается специально приготовленная и заправленная маслом большая лампада на Гробе.

Один очевидец рассказывал, что Кувуклия сияет, переливается серебром, по ней струятся белые молнии. Из отверстия в куполе Храма на Кувуклию с неба опускается вертикальный широкий столб света. Он то разделяется на такие же вертикальные лучи, то собирается в один огромный сноп света. Другие видят схождение огня в виде огненных шаров, от которых загораются свечи. Очевидцы уверяют, что эти сполохи, вспышки и молнии не дают теней...

Некоторые видят над Кувуклией голубоватое облачко, ощущают выпадение росы. Эта роса проникает и в Кувуклию и смачивает вату на Гробе. Иногда по Камню Помазания (место, где помазали Тело Господа перед положением во Гроб, недалеко от Кувуклии) пробегают искры.

У некоторых в Храме загораются в руках свечи. Обычно зажигаются лампады над Камнем Помазания. Одна гречанка подбросила вверх свой пучок и он вернулся к ней горящим.

Получив огонь, Патриарх выходит в Придел Ангела и дает зажечь свечи армянскому Католикосу, затем они оба через овальные окошечки Кувуклии передают горящие свечи наружу, и все, у кого они еще не зажглись, зажигают друг у друга от огня из Кувуклии или от ближайших соседей, у которых сами зажглись свечи. Мгновенно весь Храм взрывается ликованием и наполняется огнем.

Свойства Огня.

Он голубоватого цвета, на ощупь мягкий, не горячий и не холодный, теплый. Им умываются, проводят по волосам – он не опаляет. Тушат руками свечи, не обжигаясь, затем они снова самовозгораются, снова тушат, снова зажигаются... Но через 10-15 минут Огонь приобретает свойства обычного огня и становится обычного оранжевого цвета. Наблюдали, впрочем, иногда, возгорание от него, но потом оказывалось, что ничего не горело – не было следов. Люди вне себя от счастья, рыдают, смеются, вопят, особенно, конечно, арабы. Все чувствуют обновление, возрождение, преображение. Зафиксированы многочисленные случаи исцелений, в том числе прозрения слепых.

История Огня.

Чудо схождения Благодатного Огня засвидетельствовано с глубокой древности многими и различными свидетельствами. Нет никакого сомнения, что он сходил каждый год, без исключения, начиная, очевидно, с самого момента Воскресения Господа. Мало того, существует предание, что тот год, в который Огонь не сойдет, будет концом света.

Православие Огня.

К особенностям Благодатного Огня относится тот замечательный факт, что дается он только по молитвам православных иерархов. История знает несколько случаев, когда православным пытались помешать получить Огонь, и все они оканчивались бесславно для противников и полным торжеством Православия.

Так, во время владычества католиков в Палестине, в XII веке, они пытались получать Огонь, но безуспешно. Самый известный случай – когда в XVII веке руководителям армянской общины удалось убедить турецкую администрацию Иерусалима предоставить им право получения Благодатного Огня. Православных поместили снаружи Храма у входа. В Кувуклию для получения Огня вошел армянский Патриарх-Католикос. Но продолжительные усердные молитвы не дали ожидаемого результата: Божественный Огонь не сходил. Спустя долгое время, около 5 часов, раздался громкий удар: небесный Огонь явился не на Гробе, где молился Католикос, а из мраморной колонны у входа, где стояло православное духовенство! Колонна треснула, и теперь паломники при входе в Храм лобызают эту трещину. Турецкий офицер Анвар, стоявший на веранде соседнего здания, увидев сошествие Благодатного Огня на колонну, прыгнул на мраморные плиты перед Храмом и возгласил: «Едина есть истинная вера православная христианская! Я – христианин!» При падении на каменный пол Анвар не разбился. Камень стал как воск под его ногами, так что следы его ног сохранились на каменной плите, хотя власти потом пытались их соскоблить... Турки обезглавили Анвара и сожгли его тело. Пепел мученика, крестившегося в своей крови, хранится в одном из христианских монастырей.

Есть свидетельства, что когда сходит Огонь в Храме, то загораются именно лампады Православной Церкви даже тогда, когда ближе ко Святому Гробу висят лампады инославных – армян, католиков, коптов.

Свидетельство Огня.

О чем свидетельствует чудо Благодатного Огня?

В первую очередь, конечно, об истине Воскресения Христова и, следовательно, вообще христианской веры, потому что ее сердце – провозвестие о Воскресении. Затем – об истинности именно Православия среди всех христианских исповеданий. Наконец, о правильности православной Пасхалии, т.е. способа вычисления празднования Пасхи по юлианскому календарю (так называемый «старый стиль»), по которому живет Православная Церковь.

Но есть еще таинственная и духовная сторона в этом Божием явлении. Она связана с тем, что принято называть мистикой света.

Мистика света

Случалось ли вам долгое время находиться в темной пещере или шахте, а потом внезапно выйти на солнечный свет? Испытавший такое никогда не забудет радостного потрясения в первый миг. Через минуту восстановится привычное, будничное восприятие солнца. Но в эти несколько секунд солнечный свет открывается как нечто сверхъестественное, кажется, будто видишь его впервые. Невольно вспоминается первозданный свет, который воссиял из тьмы по слову Божию в начале творения...

Свет всегда занимал особое место в миросозерцании Православной Церкви. Среди всех физических явлений свет издавна, еще в ветхозаветной и языческой древности, был излюбленным символом духовного мира, а видимое солнце – Солнца невидимого, «Солнца правды» – Бога. Лучшие из древних философов и святые Отцы называли солнечный свет образцом и пределом земной красоты и даже самой красотой. Толкуя первые Божии слова «Да будет свет!», св. Василий Великий писал, что если красота всех предметов состоит в соразмерности частей, то для света, явления совершенно простого, не состоящего из частей, это не так. Он назвал свет «естеством, приятнее которого к наслаждению невозможно ничего и представить человеческим разумом».

В Ветхом Завете лицо Моисея, когда он сходил с Синая, просияло так, что все вокруг боялись на него смотреть, и он должен был закрывать его покрывалом. В Новом Завете мы видим, как Господь Иисус Христос пообещал ученикам, что они увидят «Царство Божие, пришедшее в силе», и после этого преобразился перед ними на Фаворе в несказанном сиянии, от блеска которого они упали наземь. Лица многих из древних подвижников сияли небесной славой. Так, на лицо египетского аввы (отца) Памво никто не мог смотреть по причине его блеска. Когда умирал авва Сисой, лицо его просияло, как солнце. Афонские подвижники, называемые исихастами, созерцали несотворенный Фаворский свет – непосредственное действование (по-гречески энергия) Божие, истекающее из Самого Существа Божия. Наконец, кто из нас не знает чудного рассказа из записок Н.А. Мотовилова о его беседе с преп. Серафимом Саровским, когда лицо старца само превратилось как бы в солнце «в самой блистательной яркости его полуденных лучей»?

Современная наука не противоречит этому опытному свидетельству православных аскетов. Физики любят шутить, что свет – самое темное место в современной физике. Природа электромагнитного колебания (это и есть свет по научной терминологии) остается загадочной и непохожей на природу всех остальных материальных явлений. Свет, по заключению ученых, – невещественная энергия, можно сказать, уже не материя, а нечто среднее между материей и духом. Следовательно, наука подтверждает, что свет – наилучший символ духовного мира.

Цит. по: Свидетель чуда. Благодатный огонь и мистика света (раздел Религия и культура) // Общественно-политическая газета для православных, №8 (29), 2002 г.

Карта сайтаВ начало разделаСвидетель чуда. Благодатный огонь и мистика света (раздел Религия и культура) // Общественно-политическая газета для православных, №8 (29), 2002 г.