Карта сайтаВ начало разделаГубанов Владимир Благодатный Огонь: Чудеса на Гробе Господнем. Изд-во "Елеон", М., 1997 г.
Оглавление


^ Ежегодное чудо схождения Священного Огня

на Православную Пасху в каждую страстную субботу, в православном храме Воскресения Христова в Иерусалиме

10-го апреля 1905-го года, на Вербное воскресение, в б часов пополудни, мы прибыли в Иерусалим. На другой день со своими спутниками я отправился в желанный великий и святой храм Воскресения Христова, где Голгофа, где гроб Господень, откуда "воста Господь, яко от чертога". Сердце билось и трепетало"! как голубь крыльями...

Но увы, уже на пути к православному храму, чувства мои были парализованы частью утомлены ем от большого морского переезда, но больше обстановкою того пути, по которому пришлось идти к {127} храму: гул и гам от крика и говора всевозможных народностей, со всего света собравших своих представителей в этот духовный центр всего мира, рев ослов и других животных; вид калек и нищих; улицы грязные, усеянные грубыми и грязными торговцами разной мелочи и полуживыми бродячими собаками – все это расхолаживало и угнетающе подействовало на меня.

Ч/б иллюстрация. Подпись: Изображение кувуклии с гравюры. (стр. 127).

{128}

Но всем искушениям настал конец перед неописуемым величием и силой впечатления дня 16-го апреля, великой субботы, во время так именуемой "Благодати", схождения святого огня, благодатно сходящего свыше на гроб Господень. Собственно говоря, по торжественной праздничности этот день в Иерусалиме и есть начало Пасхи: к этому-то именно дню стекаются сюда паломники со всего света.

Уже со страстной пятницы город кипел народом; улицы, и без него тесные, стали непроходимы; в воздухе шум и гомон стояли невообразимые... Храм еще с вечера на субботу был оцеплен турецкими войсками и постепенно наполнялся народом, заблаговременно покупавшим себе места, ценою от 50-ти копеек, на наши деньги, до 10-ти рублей. Мы решили идти в храм в субботу в 9 часов утра. В нашей миссии нам было объявлено, что служба в Воскресенском храме перед "Благодатью" начнется около часу дня. Народ огромными толпами направлялся к храму. Лавки все были закрыты. Близ {129} храма народу было – как говорится, пушкой не прошибешь. Солдаты турки отгоняли народ плетьми, но и это мало помогало, – народная волна все приливала и приливала.... Что будет дальше? Как нам пройти?... Господи, благослови, – и мы нырнули в толпу, как в океан, который нас, на гребне своей волны, вынес в самый храм. Еще, по милости Божией к нам, оставались продажные места для присутствия в храме на Богослужении. Мы заняли места в первом ряду, близ кувуклии [кувуклия – место гроба Господня, где лежало тело Христа. – Сост.],

Ч/б иллюстрация. Подпись. Изображение Гроба Господня с гравюры.

{130} но турецкая стража схватила нас за шиворот и вытолкала в главный храм... Тяжело было бороться за место, да и жара к тому же стояла невыносимая, но нечего было делать– надо было держаться до начала Богослужения, до получения благодатного огня, этого великого чуда милости Божией.

С двенадцати часов дня греческое духовенство начало готовиться к Богослужению. Нами и всеми присутствовавшими стало овладевать лихорадочное нетерпение. И что только тут начало твориться с арабами, коптами и абиссинцами – темнокожими нашими единоверцами. [Среди арабов, коптов и абиссинцев (эфиопов) много православных христиан, но вообще копты – еретики, заражены ересью монофиситства, поэтому они не являются нашими единоверцами. – Сост.]. Такой поднялся гомон, что этого и передать невозможно... Наконец, около часа дня, патриарх в одном хитоне вошел в кувуклию и был заперт там. Ожидание стало еще более лихорадочным. И вдруг, шум затих, все замерло, и наступила такая тишина что слышно было только биение одного тысячегрудого сердца всех находившихся в храме. Минуты переживались неописуемые, неизобразимые, священного, какого-то никогда неиспытанного, духовного томления...

Около двадцати минут второго в отверстии кувуклии показался патриарх Дамиам с пуком огня, и от этого огня мгновенно запылал весь храм. Что {131} было с нами – писать отказываюсь: такой восторг, такой подъем духа, такой трепет... Я был вне мира, где-то над землей, в надмирной вечности, или в пещи огненной с тремя отроками, не опаляемый пламенем ее седмеричного разжжения. И, действительно, я был в море огня, который не опалял и не жег, несмотря на то, что кругом меня люди совали его себе в рот, огнем крестили лицо, волосы, руки. Я и на самом себе испытал это необъяснимое, дивное свойство этого неопаляющего благодатного огня. Такое свойство благодатный огонь сохраняет в себе только несколько минут, после чего становится обыкновенным, стихийным.

На первый день Пасхи Иерусалим наполовину опустел. Мы этот нареченный и святый день встретили в нашей миссии, по-российски, но не так торжественно-радостно, как дома: благодатный огонь несколько умалил красоту этого великого дня, подавив силою впечатления наши чувства.

"Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся" (Лук. 12, 49). Ты и низвел его. Господи. Он со дней Твоих земных невещественно горит в сердцах Тебе верных, а вещественно – каждогодне на честном гробе Твоем в Иерусалиме.

(Печатается по изданию: о Православные чудеса в XX веке; автор и составитель Владимир Губанов, Москва, 1993 г.).

^ Чудо схождения Благодатного Огня (1855, 1859 и 1982 годы)

{184} Это чудо бывает ежегодно, перед православной Пасхой, в Воскресенском храме в Иерусалиме.

Это чудо, единственное по своему величию в истории христианского мира, совершается каждый год. Напомним: чудо схождения огня происходит в православном храме, на православную Пасху, празднуемую по православному, старому стилю, когда службу совершает православный патриарх. Попытка католикоса епископа принять благодатный огонь окончилась крахом, точнее, наказанием Господним: священный огонь не сошел внутри храма, но молния ударила в колонну около храма, опалив ее изнутри и расщепив. Больше никто из неправославных не дерзнул незаконно получить священный огонь.

Чудо это совершается в храме Воскресения Господня, в Иерусалиме. Огонь сходит сам, от Бога, не зажигаемый никаким человеком, ни спичками, {185} зажигалками, ни другими человеческими изобретениями. Для этой цели патриарха перед входом специально проверяют, причем тщательно, иноверцы.

Огонь сходящий называется благодатным, потому что несет с собою благодать от Бога – благодать, которая освящает человека, освобождает от грехов, исцеляет болезни, дает таланты и духовные дары. Греки этот огонь называют святым светом: агиосфотос. Первые мгновения этот огонь не опаляет, не жжет, потом становится обыкновенным, стихийным.

Сошествие священного огня разные очевидцы, жившие в разные века, описывают очень схоже, с незначительными разностями, которые только дополняют друг друга. Ибо, если их описания были бы тождественны, возникло бы подозрение, что один списывает у другого.

В Библии сказано: "при устах двух или трех свидетелей станет всяк глагол", то есть, для достоверности нужно два, три свидетеля.

Так и мы, для сравнения и совершенной достоверности, приведем описания двух очевидцев схождения огня, одного – жившего в XIX веке, другого – в XX веке.

В 1859-ом году госпожа Варвара (Б. д. С.-И.) присутствовала при схождении благодатного огня и {186} описала это чудо в письме к своему духовному игумену Антонию.

X X X

В великую субботу в Феодоровском монастыре рано утром все монахини и паломницы связывали в пучки маленькие пестрые свечи так, чтобы каждый пучок состоял из 33-ех свечей – в память числа лет Христа.

Изображение храма гроба Господня, с гравюры.

В 10 часов утра, после литургии, наши православные на гробе Господнем потушили лампады, " в церкви все свечи. (Гроб Господень – место {187} погребения Господа нашего Иисуса Христа, бывший склеп, а ныне часовня).

Во всем городе, и даже в окружности, не осталось ни искры огня. Только в домах католиков, евреев и протестантов огонь не угасал. Даже турки следуют православным и в этот день приходят в храм гроба Господня. Я видела, как их дети держали в руках пучки свечей, и говорила с ними через переводчицу. С детьми были и взрослые.

В 12 часов дня двери храма отворены, и собор полон народу. Все без исключения, старый и малый, идут в церковь Воскресения Господня. Сквозь толпу народа мы с трудом пробрались туда. Паломниками были полны все пять ярусов хоров, и даже на стенах, где только можно было как-нибудь держаться, везде были арабы. Один обратил на себя особое внимание: он уселся на ручке большого канделябра пред иконой и посадил себе на колени дочь свою, лет семи. В храм набежали с гор бедуины с бритыми головами, женщины с нанизанными на голове и на носу деньгами и прикрытые белыми чадрами, с детьми разных возрастов. Все суетились, хлопотали, нетерпеливо ожидая благодатного огня. Между паломниками стояли турецкие солдаты и ружьями унимали волнующихся арабов.

На все это смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между ними был и наш {188} русский князь Гагарин, перешедший 18 лет тому назад в латинскую церковь.

Царские врата были отворены, и там виднелось высшее духовенство всех христианских вероисповеданий. [Воскресенский собор – единственное место на земле, где вместе присутствуют представители всех вероисповеданий, – как исключение из правила, которое все же подтверждает правило: нельзя молиться с еретиками].

Иерусалимскому патриарху впервые случилось присутствовать здесь – в прежние годы он проживал в Константинополе. Однако в алтаре распоряжался наместник его, митрополит Петр Мелетий, и сам принимал благодатный огонь. С воскресения (недели ваий) митрополит ничего не вкушал, кроме просфоры, и даже не позволял себе выпить воды; от этого он был бледнее обыкновенного, впрочем, спокойно говорил с причтом.

Каждый имел в руках пучок свечей, а другие, стоявшие на хорах, спустили на проволоках несколько таких пучков и эти пучки висели по стенам для принятия небесного огня. Все лампы налиты маслом, в люстрах новые свечи: фитили нигде не обожжены. Иноверцы с недоверчивостью тщательно вытирают все углы в кувуклии [кувуклия – место гроба Господня, где лежало тело Христа], и сами кладут вату на мраморную доску гроба Господня. {189}

Торжественная минута приближается, у каждого невольно бьется сердце. Все сосредоточены на мысли о сверхъестественном, но у одних возникает сомнение, другие, благочестивые, молятся с надеждою на милость Божию, а иные, пришедшие по любопытству, равнодушно ждут, что будет.

Вот луч солнца блеснул в отверстие над кувуклией. Погода ясная, жарко. Вдруг показалась туча и заслонила солнце. Я испугалась, что уже не будет благодатного огня и что народ от досады растерзает митрополита. Сомнение омрачило мое сердце, я стала укорять себя, зачем осталась, зачем было ожидать несбыточного явления? Размышляя так, я все более волновалась. Вдруг в церкви все стемнело. Мне стало грустно до слез; я усердно молилась... Арабы начали кричать, петь, ударяли себя в грудь, молились вслух, поднимали руки к небу; кавасы и турецкие солдаты стали унимать их. Картина была страшная, тревога всеобщая!

Между тем в алтаре начали облачать митрополита – не без участия в этом иноверцев. Клир помогает ему надеть серебряный стихарь, подпоясывает его серебряным шнуром, обувает; все это совершается в присутствии духовенства армянского, римского и протестантского. Облачив, его ведут под руку с обнаженною головою между двух стен солдат в предшествии нарядных кавасов до двери {190} кувуклии и запирают за ним дверь. (Кувуклия пуста, ее предварительно обыскивают).

И вот он один у гроба Господня. Опять тишина. На народ спускается облако росы. Досталось и мне на мое белое батистовое платье.

В ожидании огня с неба все смолкает, но не надолго. Опять беспокойство, кричат, мечутся, молятся; волнующихся снова унимают. Наша миссия была на кафедре над царскими вратами: мне видно было благоговейное ожидание преосвященного Кирилла. Взглянула я и на стоявшего в толпе князя Гагарина. Лицо его выражало грусть, он пристально всматривался в кувуклию.

В передней комнате с обеих сторон кувуклии есть в стенах круглые отверстия, чрез которые игумены и настоятели окрестных монастырей подают высокопреосвященнейшему наместнику (митрополиту) свечи.

Вдруг из бокового отверстия показывается пучок зажженных свечей... В один миг архимандрит Серафим передает свечи народу. Вверху кувуклии все зажигается: лампады, люстры. Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости, сотни, тысячи свечей передают свет одна другой... Арабы опаляют себе бороды, арабки подносят огонь к обнаженной шее. [Опаляют бороды – то есть, они омывают огнем свои бороды, проводя горящим пламенем свечей по волосам бороды снизу, – ведь {191} первые минуты огонь не жжет и не опаляет ни кожи, ни волос. – Сост.]. В тесноте огонь пронизывает толпы; но не было случая, чтобы произошел пожар. Общего восторга описать нельзя: это чудо неизобразимое. После солнца – тотчас облако, потом роса и огонь. Роса падает на вату, которая лежит на гробе Господнем, – и мокрая вата вдруг загорается голубым пламенем. Наместник необожженными свечами прикасается к вате – и свечи зажигаются тусклым голубоватым пламенем. Зажженные таким образом свечи наместник передает стоящим у отверстий лицам. Замечательно, что вначале от такого множества свечей в церкви – полусвет; лиц не видно; вся толпа в каком-то голубом тумане. Но потом все освещается и огонь горит ярко. Передав всем огонь, наместник выходит из кувуклии с двумя огромными пучками зажженных свечей, как с факелами.

Арабы хотели, по обыкновению, нести его на руках, но владыка от них уклонился и сам, как в тумане, прошел скорыми шагами из кувуклии в алтарь Воскресенского храма. Каждый старался зажечь свою свечу от его свечей. Я была на пути его шествия и тоже зажгла. Он казался прозрачным; весь он был в белом; вдохновение горело в его очах: народ видел в нем вестника небесного. Все плакали от радости. Но, вот, в народе прошел невнятный гул. {192}

Нечаянно я взглянула на князя Гагарина – у него градом текут слезы и радостью сияет лицо. Вчера он превозносил преимущества римского исповедания, а сегодня, пораженный действием небесной благодати, даруемой только православию, льет слезы. Не есть ли это поздний плод раскаяния?..

Наместника принял в свои объятия патриарх. А бедуины в диком восторге собираются в кружок и пляшут посредине церкви, вне себя от радости становятся друг другу на плечи, поют и молятся, пока не падают обессиленные. Никто не останавливает их.

Последовала обедня, после нее все бегут зажигать лампады: кто – домой, кто – к Илии пророку, в Крестный монастырь, кто – в Вифлеем, кто – в Гефсиманию. Огни по улицам в продолжение дня, при солнечном свете – зрелище необыкновенное!

Его высокопреосвященство, наместник Петр Ме-летий говорил, что вот уже 30 лет, как Бог сподобляет его принимать небесный огонь:

– Ныне благодать уже сошла на гроб Господень, когда я взошел в кувуклию: видно, вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молитвы. А бывало, долго молюсь со слезами, и огонь Божий не сходил с небес до двух часов дня. А на этот раз я уже видел его, лишь только заперли за мною дверь! А на тебя пала ли роса благодатная? {193}

Я отвечала, что и теперь еще видны следы росы на моем платье, будто восковые пятна. "Они навсегда останутся", – сказал владыка. Это так и есть: 12 раз отдавала я мыть платье, но пятна все те же.

Я спросила, что владыка чувствовал, когда выходил из кувуклии, и отчего так скоро шел? "Я был, как слепой, ничего не видел, – отвечал он, – и если бы не поддерживали меня, упал бы!". Это и приметно было: глаза у него как будто не глядели, хотя и были открыты.

Таково краткое изложение письма госпожи Варвары Б. де С.-И.

В этом описании нужно особенно обратить внимание, что здесь не одно чудо, а два: кроме благодатного огня сходит и благодатная роса из благодатного облака. Это подтверждается и другим очевидцем, иноком Парфением с горы афонской. Он говорит так: после того, как патриарх выходит из гроба Господня, – "народ бросается внутрь гроба Господня прикладываться; и я [инок Парфений] сподобился приложиться. Весь Христов гроб был мокрый, якобы дождем вымочен; но я не мог узнать, отчего это. Посреди гроба Господня стояла та великая лампада, которая сама зажглась, и великим светом горела". (М., 1855 г., инок Парфений). {194}

Х Х Х

А вот, что говорит очевидец о благодатном огне, сошедшем в 1982-м году.

Время 10 часов, до благодатного огня осталось часа четыре.

Вот уже запечатали двери кувуклии, поставили печать из воска. Сейчас идут арабы крестным ходом.

Шум, крики, музыка. Арабы обращаются к Богу очень бурно, с южным темпераментом.

Мимо нас проходит патриарх Диодор. Через несколько минут патриарх войдет к гробу Господню в одном хитоне. У двери Гроба стоят копт и армянин. Они будут стоять как свидетели получения благодатного огня.

В этот день каждый православный христианин, каждый верующий старается придти в храм Воскресения. Приезжают паломники из разных стран.

Патриарх уже вошел в кувуклию, сейчас будет молиться о ниспослании благодатного огня.

...Благодатный огонь сошел в этом году необыкновенно быстро.

Крики, шум, плач. Все зажигают благодатным огнем свечи, протягивают свечи, видны сотни рук, и весь храм как бы зажигается, кругом огни, огромные пучки свечей, в каждой руке по 2-3 пучка. Весь храм озаряется.

Выйдя из храма, мы видим: все улицы Иерусалима запружены людьми, все несут благодатный огонь. {195}

Вот рассказы некоторых сестер после схождения огня.

– Огонь я видела и вокруг кувуклии" и вокруг купола храма, в виде треугольных молний.

– Испытывая радость, некоторые сестры плакали, даже рыдали около меня, когда благодатный огонь сошел.

– А около меня были русские из Бельгии. "Ура!" – кричали.

У кого радость, у кого слезы. В общем, нет такого настроения, как в нашей церкви в России.

Какой Господь милостивый: ведь рядом и ругаются, и полиция кое-кого разнимает, всякое бывает... а благодать сходит, всем одинаково видно.

Сестры рассказывают, что благодать еще проявляется после первого схождения, после огня.

– Я вижу, сверкает опять над кувуклией, вокруг кувуклии молнии такими зигзагами, то там; сверкнет, то на самом куполе кувуклии... Вдруг появился шар (как шаровая молния). В какой-то момент он вдруг распался, сверкнув зигзагом. Тут же мы все вскочили: благодать! Какое чудо.

– Мы стоим все в ожидании. Вдруг засвистали все, смотрю, прямо на образ Воскресшего голубой шар сошел. И выходит патриарх, уже получил благодатный огонь.

– Приходим мы на Голгофу, вдруг опять как засияет весь храм, и опять благодать на Голгофе! {196}

– Когда я в первый раз приехала сюда, мне сказали: благодать исцеляет. У меня руки так болели ревматизмом, все скручены были. "Господи, – думаю, – буду я на Свет прикладывать руки, прямо на благодать". А благодать теплая и не печет. Я прикладываю и чувствую. Господь дал мне утешение, – я от радости не помню, какой, горячий или холодный огонь. И с такою радостью шла до здания миссии, ничего не чувствовала, есть болезнь или нет, но одна в душе радость такая, что не передашь. Я от радости не знала, что делать, плакать или кричать.

X X X

Итак, свидетельства разных веков однозначно сходятся: благодатный огонь бывает каждый год. Но чудо не одно, а два: кроме огня является и роса из облака. А благодатный огонь сопровождает явление молний, не только внутри кувуклии, но и снаружи ее, снаружи храма Воскресения и в других священных местах Иерусалима, освященных пребыванием там Господа нашего Иисуса Христа.

(По материалам книги: Благодатный огонь над гробом Господним: Издательство "Пересеет", Москва, 1991 г.).

^ Богословие Благодатного Огня
{376}

ЧУДЕСА НА ГРОБЕ ГОСПОДНЕМ: ДВА СВЕТА, ДВА ОГНЯ, ДВЕ БЛАГОДАТИ.

Каждую субботу перед православною Пасхою в иерусалимском храме Воскресения Христова сходит с неба огонь на гроб Господень. Гроб Господень – место, где покоилось тело Богочеловека Иисуса Христа по смерти и где оно воскресло в третий день. Иисус Христос воскрес, и свет воскресения Его сияет из гроба с того времени и по ныне. Над гробом Его устроена кувуклия – это часовня, или как бы малый храм. А над кувуклиею – храм Воскресения со многими крытыми переходами, и отделениями, принадлежащими разным исповеданиям, не только православным, но и инославным, неверным. И вот сюда, s кувуклию, на гроб Господень, где молится православный патриарх, ежегодно перед православною Пасхою, празднуемою всегда по старому стилю; нисходит от Бога святой огонь. Огонь чудесно загорается сам, каждый год перед нашею Пасхою, хотя Пасха в разные годы празднуется в {377}

Изображение: чудо схождения благодатного огня в 1997-м году, с фотографии: "Православная жизнь", № 4, 1997 г.

разные времена, то ранее, то позднее. Нигде и никогда в мире не было второго такого чуда, повторяющегося почти что две тысячи лет. Сошедший с неба огонь первые минуты не жжет, не опаляет, хотя наполняется огнем весь Воскресенский храм: все богомольды зажигают свечи, иные умываются огнем, проводят огнем по волосам своим, по голове, по бороде, по рукам, но огонь не обжигает никого. В храме никогда не бывает пожара. Через несколько минут огонь становится обыкновенным, стихийным, опаляющим.

{378}

чудо схождения благодатного огня в виде светящихся венцов
Изображение: чудо схождения благодатного огня в виде светящихся венцов, с цветной фотографии.

Ежегодное чудо схождения благодатного огня на гробе Господнем бывает различно: бывает явление чудесных молний, вспышек, разноцветных огней, луча света, огненного креста, огня в виде шара, явление облака, росы, или тумана, состоящих не из воды, являются и другие чудеса и знамения от Бога. Главное же действие святого огня – благодатное озарение души и духа, святым огнем человек освещается весь, он просвещается и обличается огнем, кается в своих грехах, трепещет от {379} страха явиться пред лице Божие не в брачной одежде, плачет от истинного умиления, сознавая свое недостоинство и Божию чудесную милость к себе, просвещенный же небесным светом, святым огнем, христианин радуется о Духе Святом, ликует с ангелами и всеми святыми.

Так говорят и пишут очевидцы.

О сошествии огня на гроб Господень свидетельствуют не только православные, но и еретики; не только богомольцы и паломники, но и "религиозные туристы", маловеры и даже неверующие. Об этом чуде сообщают уже и в мирских газетах, и по телевидению. Так, даже безбожники, туристы, прибывшие из любопытства, утверждают, что огонь сходит с неба, что сначала огонь не обжигает, и они фотографируют схождение огня, снимают теле- и видеокамерами, – то есть, неблагодатными средствами запечатлевают чудо благодатного огня. Верующие тоже снимают, запечатлевают чудесные миги, что можно видеть, прочитав книги о схождении благодатного огня на гроб Господень, украшенные снимками благодатного огня. Я против позирования перед камерами, съемок в храме Божием, особенно в алтаре, это есть глумление или кощунство над святынею. Если не всем можно присутствовать в алтаре, даже верным, – то почему разрешают подглядывать за святынею в скважину {380} фотографического аппарата? На туринской плащанице Сам Господь запечатлел тело Свое, создав первое в мире негативное изображение. Но это не оправдание подглядывания через объектив, а обвинение: Христос умер и воскрес и об этом вопиет неодушевленная плащаница, а мы светописью разжигаем любопытство. (Фотография, по-русски, – светопись).

Итак, чудо запечатлевается.

Благодатный огонь, или благодатный свет, запечатленный на фотоснимках, являет особые свойства. Можно видеть вспышку благодатного огня над патриархом– вспышкою освещен патриарх и рядом идущие священники. Видна вспышка света (совершенно не похожая на фотовспышку от аппарата), но источника света не видно. Источника нет здесь, он в другом мире. Можно видеть иногда, что свет благодатного огня озаряет разом нескольких человек, но теней нет. Свет одновременно окружает, освещает с разных сторон, и поэтому нет теней, как нет их на иконах. Свет охватывает со всех сторон, как и благодать отовсюду окружает человека, – так и на некоторых иконах пишут Христа, всего осиянного вокруг: светящийся венец (нимб) окружает не только главу, но и все тело Его. Иногда свет озаряет и кувуклию с разных сторон, хотя она обширна, и у кувуклии тогда не бывает тени. Иногда небесный свет вспыхивает в виде конуса, тогда {381} виден круг света и видны все предметы в этом круге света. Но, удивительно, не видно источника этого света, этого конуса, ибо источник его не здесь, не в нашем мире. Иногда видны как бы молнии – источники излучения; но нет грома. А иногда бывает вспышка света в виде креста. Иногда свет в виде шара. И никогда никого благодатный свет не ослепляет, напротив, если зрение слабое, оно может укрепиться. Когда сверкает свет без видимого источника, он сверкает как бы из разных мест в храме, сверху, сбоку, – он светит отовсюду, как отовсюду в храме на нас смотрят святые с икон; цветом свет бывает светло-желтый, теплый, и голубой. Итак, благодатный свет не распространяется по законам этого мира, по законам физики.

Благодатный огонь горит не по законам этого мира. Но мы видим не просто видение огня, как видят в уме или в воображении, мы видим не образ огня, как видим написанный огонь на картине. Нет. Огонь воистину горит и воистину не обжигает, огненный свет воистину пылает, но не опаляет. Пламя не горячее, и не холодное. Это не возможно по законам физики, ибо давно известна температура плавления (или кипения) воска или парафина, известна температура горения фитиля – он даже обугливается в горении и свеча в благодатном огне горит длинным пламенем (приобретенная ли в {382} Иерусалиме, или привезенная из Москвы, не имеет значения), но огонь не обжигает. Вот чудо Божие, непостижимое умом. Так же горел, и не сгорал терновый куст в Ветхом завете, пылала неопалимая купина. Так же святые тайны в причастии сжигают грехи, не опаляя души и тела (а один недостойный служитель алтаря по смерти был найден с черным, обуглившимся желудком). Так один из серафимов горящим углем коснулся уст пророка и очистил грех его. Так преподобный Сергий радонежский причащался благодатным огнем, вкушая святые дары. Так преподобный Серафим Саровский сиял как солнце в беседе, о Духе Святом, с мирянином. Так вифлеемская звезда по действу Божией благодати вела себя, действовала, как живая: разумно горела и светила; промышляемая Богом, звезда как живая шла пред волхвами, останавливалась в пути и наконец привела их к Богомладенцу, лежащему в яслях, к воплощенному Богу. Так во время преображения Христа просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Так Бог, Который есть огнь поядающий, воплотился в человеке, не опалив человеческой плоти.

В Писании сказано: Бог наш есть огнь. Почему Бог есть огнь? Бог сотворил солнце. Температура солнца, по определению ученых, тысяч шесть градусов на поверхности, более полутора миллионов {383} градусов в короне солнца и миллионов пятнадцать градусов внутри солнца. Металлическая ракета, летящая к солнцу, испаряется от солнечного жара, не успевая упасть на солнце. А это значит: сотворивший миллионоградусное солнце, Бог несравнимо горячее, пламеннее и солнца и всех прочих миллиардов звезд в миллиардах галактик. Это страшно себе представить. Сотворивший ухо – слышит. Сотворивший око – видит. А Сотворивший солнце? Горит, светит. Страшусь помыслить об этом.

Бог воплотился, вочеловечился, учит Церковь, огнь стал тихим светом, просвещающим мир. Слово стало плотию. Невидимый Бог, вочеловечившись, стал видимым. Явился в мир Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. Но можно ли видеть Божество? Можно ли видеть благодать Божию, благодать Святого Духа? Можно ли видеть ангела? Можно ли видеть душу, дух? Можно ли видеть мысли?

Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил, – сказано в Писании. Христос в Себе явил нам Бога. Кто видел Христа, Сына Божия, тот видел Бога Отца.

Значит ли это, что всякий человек может видеть Бога? Слышать Бога? Чувствовать присутствие Бога? И всякий ли человек может видеть благодать? ее схождение? ее присутствие? ее удаление? Нет. {384}

Ибо сказано: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Может ли богословствовать безбожник, едва отставший от безбожия? Прилично ли блуднице, не сотворивши плодов покаяния, учить целомудрию? а отягощенному грехами рассуждать о различии тонких помыслов?

Кто чисто молится, тот богослов, – так истинно говорит подвижник православия, – а вовсе не тот богослов, кто сочиняет богословские трактаты, списывая их с других трактатов.

Схождение благодатного огня видят все, но не все видят в огне благодать Божию. Не все видят в земном свете свечи – небесный свет. Многие видели Иисуса Христа и Его чудеса, но не все увидели в Нем, чрез Него, небесного Отца. Христос сказал: видевший Меня видел Отца. Многие видели Иисуса из Назарета, святого Иисуса, пророка и праведника Иисуса, но не все увидели Богочеловека.

Итак, в храме Воскресения Христова в Иерусалиме мы видим два света, два огня, две благодати. Свет земной и свет небесный. Огонь земной и огонь небесный. Что такое свет земной? Это свет солнечный, свечение воздуха, освещенного солнцем, отраженный свет луны, свет электрической лампы, свет костра, свет лампад и свечей, когда мы зажигаем их в домах и в храмах пред {385} молитвою. Таков же и земной, вещественный, стихийный огонь, излучающий этот земной свет. Но увидеть свет небесный, исходящий от Бога, могут не все. И чтобы невидимое сделать видимым. Бог творит ежегодно в Воскресенском храме чудо схождения благодатного огня. И мы видим два огня в одном, два света в одном, две благодати, земную и небесную в едином чуде схождения огня. Огонь не опаляет, не жжет первые минуты, он как живой, он как бы сам переходит с одних свечей на другие, как бы сам зажигает высоко висящие лампады, является вдруг в разных и удаленных местах храма, и даже вне храма, когда никто этого не ожидает и не молится о том. Но не сам огонь действует, а Бог чрез ангелов Своих являет благодатный огонь. Тут не по вере и не по молитве бывает чудо, а выше веры и выше молитвы –то есть, по Божию промыслу о нашем спасении, по милости Божией, а не по нашим делам или прошениям. Это нужно запомнить навсегда; Бог милостив более, чем мы достойны, милостив более, чем мы просим, милостив более, чем мы веруем. Ибо если бы по делам были милости, то кто был бы достоин? Никто, ибо все согрешаем. Если же по делам дается, то это не благодать, а долг. Но Бог никому не должен, – все должны Богу. "Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. {386}

А если по делам, то это уже не благодать", – говорит апостол.

Две благодати. В писаниях святых отцов и учителей Церкви говорится о благодати и о благодатях, о благодатных энергиях Святого Духа. Благодатные действа Святого Духа суть небесная благодать, Божия благодать, благодатный свет, благодатный огонь, Божественный свет (или свет Божества), свет фаворский, свет незримый, свет вечный. Сей небесный, пресветлый свет нельзя увидеть по своему хотению, а вот свет земной может увидеть каждый, если не слеп.

Человек, выйдя из темного дома на улицу, на свежий воздух, говорит: какая благодать, подразумевая не благодатные энергии Святого Духа, а энергии, сотворенные Богом для бытия мира и в нем человека.

Эта земная благодать была обещана в Ветхом завете. А небесная благодать обещана в Новом завете. Вместо рая земного, утраченного по грехам нашим. Бог обетовал нам рай небесный, по милости Своей. Тогда люди жили в ветхом законе, теперь живут в новой благодати. Вместо земной благодати Моисеева закона, у нас небесная благодать и истина Христова Евангелия. Там тень вещи, у нас самая вещь. В Священном Писании об этом сказано так: и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать (Иоан. 1, 46). В подлиннике {387} сказано: anti, что переводится вместо, напротив. То есть, мы получили благодать вместо благодати, небесную вместо земной. Мы получили благодать против благодати, ибо наша благодать более их благодати, выше их, как небо выше земли, да побеждаем небесным земное. Мы получили сугубую благодать, ибо не только имеем временную жизнь и обетования временной жизни, но имеем и жизнь вечную и обетования жизни вечной. Мы получили благодать на благодать, во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава со Отцем и Святым Духом, и в земном веке, и в небесные веки веков. Аминь.

ВЛАДИМИР Губанов.

Цит. по: Губанов Владимир Православные чудеса в ХХ веке. Свидетельства очевидцев. Книга 3-я. М., 2001 г. С. 126-131, 185-196, 376-387.

Карта сайтаВ начало разделаГубанов Владимир Благодатный Огонь: Чудеса на Гробе Господнем. Изд-во "Елеон", М., 1997 г.