Карта сайтаВ начало разделаДушеполезное чтение. №4,5, 1872 г. С. 170-175

Патриарх встал со всеми прочими и благословил народ трикирием, а певчие пропели: многая лета а. Затем один из архимандритов с кафедры сказал проповедь на турецком языке; потом с крестом и рипидами все в облачении пошли по улицам к патриарху в дом, где и разоблачились; там была закуска, чай и кофе. Так проводил четверток. Стояние для Русских отправлено было в русской церкви с вечера, а по утру царские часы. Греки отправляли часы на Голгофе и в патриаршей церкви. На Голгофе торжественно читали Евангелие на разных языках. {171} Вечерню Русские отправили в своей церкви, а Греки в храме Гроба Господня торжественно. Под великую субботу Русские утреню отправили с вечера дома, потом часов в 10 пошли к Гробу Господню. Подле святых врат на площади разведены были огни и стояло войско; а в храме происходила служба иноверцев. Мы попали в храм как раз во время крестнаго хода римско-католиков и поспешили на Голгофу, где они снимали с креста изваяннаго Христа и клещами выдергивали гвозди. Затем следовала у них проповедь, потом сошли они с Голгофы на место помазания, и здесь была проповедь; окончили свою процессию у Гроба Господня. По окончании католической службы начали православные утреню в храме Воскресения и по окончании - Бог Господь и тропарей: Благообразный Иосиф - начали петь канон: Волною морскою со стихами, весь нароспев. По окончании канона и славословия, патриарх, все архиереи, архимандриты, игумены, священники, диаконы и священосцы облачились; а хоругви уже стояли подле Голгофы. - Сам патриарх с архиереями поднявши плащаницу с престола понесли прямо на Голгофу с пением: Святый Боже, и положили на престол пред крестом. Много было пений погречески; потом архимандрит Антонин сказал проповедь по-русски; потом Русские пропели "Благообразный Иосиф, - егда снизшел Животе безсмертный и проч., - Тебе одеющагося светом яко ризою, - и: приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго. Далее Греки говорили эктении, которыя положены на литии. Потом сошли на место помазания, у всех были в руках свечи. Здесь Греки пропели приличные стихи и была проповедь на турецком языке, потому что все его понимают - Турки, Греки, Болгары и Арабы. Потом пошли к часовне Гроба Господня и обошедши ее трижды, плащаницу внесли внутрь ея и положили на Гроб Господень. Затем началось надгробное пение, пели всю 17-ю кафизму с припевами; пели сначала архиереи, потом архимандриты, а после их священники, и вся эта церемония продолжалась более 6-ти часов; затем следовала проповедь на греческом языке, за нею паремия, Евангелие, эктении и первый час; потом все разошлись. Поутру были отправлены в русском храме {172} скору часы, вечерня и литургия Василия Великого. В 12-ть часов дня пошли все в храм Гроба Господня, каждый держал в обоих руках 33 свечи. Храм представлял необычайное зрелище - огня нигде нет, пещера Гроба Господня запечатана. Вокруг нея и по всему храму стоит турецкое воинство с оружием; храм был переполнен тысячами народа разных вер и языков, хоры все были заняты и еще поделаны около стен временные хоры, которые также были наполнены народом. Мы едва с помощию турецких офицеров могли пробраться в алтарь Воскресенскаго храма. В первом часу пришел патриарх с архиереями и сели на своем диване. Потом взошла в алтарь толпа Арабов; они поклонились до земли патриарху и взявши благословение вышли. Прошло несколько минут, вдруг сделался в храме шум, крик; это Арабы принялись за свою работу, - начали большими толпами ходить по храму, и хлопая в ладоши припевать: "един Бог Иисус Христос и единая вера православных христиан истинная". Турецкие солдаты старались их унять и ружьями и бичами, но ничего не могли сделать. Те из поклонников, которые присутствовали при этом первый раз, испуглаись, полагая, не бунт ли это, а которые уже бывали, те спокойно стояли. Этот гвалт продолжался около часу, но в прежнее время более суток. Потом взошел патриарх армянский в алтарь с своими архиереями, поклонился православному патриарху, и просил по получении благодатнаго огня уделить его для Армян. Патриарх согласился, только велел молиться Богу, и все поцеловав руку патриарха пошли вон. В два часа патриарх пошел в ризницу облачаться и начали из ризницы выдавать всем облачения. Игумен Святогробской братии объявил всем , что облачаться будут не все, не более 20 пар или 30. Я, видя большую тесноту, с больной рукой уклонился в сторону; но когда сделалось просторно, игумен пригласил меня, говоря: "что вы, отец игумен, не берете облачения: кому не будет, а вам - есть", - и выдал мне облачение, чего мне очень желалось, чтобы быть участником предстоявшаго крестнаго хода. С хор спустили на веревках сотни пуков свеч. Когда все было готово, патриарх вышел из ризницы; тогда растворили царския врата. Впереди несли 12-ть хоругвей, за ними следовали певчие, все духовенство, сначала младшие, а потом старшие, позади всех патриарх, все со свечами, но без огня. Пели стих: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Войско стояло с оружием по обе стороны процессии; несколько десятков турецких полицейских чиновников сновали по храму, особенно около часовни Гроба, и нагайками разгоняли толпы, казавшияся подозрительными. Крестный ход двигался очень медленно, с остановками; наипаче всех устрашило то, что одна хоругвь все останавливалась и вертелась, как бы кто ее отбивал. Повсюду видны были представители всех народов со всего света: из Сирии, Аравии, Месопотамии, Персияне, Индийцы, Греки, Болгары, Сербы, Молдаване, Волохи, Албанцы, Черногорцы и Русские; много было Негров, Абиссинцев и Коптов; тут были и чернокожие, краснокожие, синие и белые. Было очень страшно, того и смотри что бунт и всех поколотят. Беды можно было ожидать от арабов католического исповедания, которыми внушено неверие в благодать небеснаго огня. Католическое духовенство всегда старается подстрекать их против православных, и редкое торжество проходит без бунта чрез католиков арабов. Обошедши трижды пещеру Гроба с хоругвями, все духовенство поспешило в алтарь, но среди храма было остановлено, - опять хоругвь отбивают, но не удалось отбить: вмешались и монахи и турецкие солдаты, и мы все, слава Богу, попали в алтарь. Патриарх же остался один у Гроба Господня под охраною турок. Гроб отпечатали и отперли. Патриарха разоблачили и оставили в одном подризнике. Всего обыскали, впустили в пещеру Гроба, а за ним и армянскаго, - более мы ничего не видали. В алтаре разоблачились, все стоим в безмолвии и в храме настала тишина, как бы никого нет, слышны были только вздохи; но прошло не много времени, вдруг ударили во все била и колокола. Тогда все сотворивши на себе крестное знамение познали, что сошла благодать. Чрез несколько минут в северныя двери алтаря вбегает полунагой араб высокого роста {174} с железным фонарем, из котораго огненные языки пылают, и обежал кругом престола. Тут некоторые успели зажечь свечи и передали огонь другим, а араб всунул свой фонарь в отверстие царских врат для народа и с пуком зажженных свечей вышел в северныя двери. Мне было хорошо видеть, что происходило в эту страшную и трогательную минуту: как бы две огненныя реки шли, одна с запада от Гроба Господня, а другая с востока от алтаря, и потом поднялись на все хоры, и сделался весь храм огненным, не видно ни людей, ни стен, только слышен один шум, но и тот стал утихать. Смотрю - несут на руках патриарха Кирилла восмидесяти-летняго старца, во всем уж облачении, держащаго в обеих руках по пуку свеч, но толкотни и шуму не было. Когда поднесли его к амвону, он сам сошел на амвон, пошел в алтарь и сел на свое место. Тогда началась вечерня и литургия, а народ начал гасить свечи, от чего поднялся дым, другие же с огнем пошли вон из храма, кто по монастырям, кто по домам. И мы с зажженными свечами пошли на русския постройки. На дороге по улицам Иерусалима народ выбегал из харчевен и трактиров зажигать от нас свечи. И так проводили великую субботу до вечера. К пасхе купили красных яиц, сыру и молока.

Цит. по: Душеполезное чтение. №4,5, 1872 г. С. 170-175

В фигурных скобках "{}" указаны номера страниц в оригинальном тексте.

Примечание: вместо старого написания слов, использовано современное.

Карта сайтаВ начало разделаДушеполезное чтение. №4,5, 1872 г. С. 170-175