Карта сайтаВ начало разделаШугаев М. Благодатный Огонь - источник трансцендентен

I Некоторые общие сведения о сходе Огня

На протяжении практически всего времени существования христианства - это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (например католиками, армянами, коптами и др.), а также и представителями и нехристианских религий: мусульманами, иудеями. Само схождение происходит накануне Светлого Христова Воскресения в Великую Субботу днем (как правило от 13 до 15 часов местного времени). Храм Гроба Господня заполнен так, что люди в Субботу утром стоят вплотную друг к другу, причем даже в самых отдаленных местах Храма. По самым скромным подсчетам, вместительность Храма Гроба Господня не менее 10 тысяч человек, площадь около Храма и ближайшие окрестности Храма вмещают еще не менее 30 тысяч человек. Причем схождение Огня наблюдается накануне именно православной Пасхи по православному календарю и только по молитвам Иерусалимского Патриарха. Огонь сходит, только на его свечи. История помнит два случая, когда пытались получить Огонь представители иных христианских конфессий. В начале XII века, наиболее вероятно в 1101 году, представители Римо-Католической церки пытались самостоятельно получить Огонь, и в XVI веке, наиболее вероятно в1579 году, представители Армяно-Григорианской церкви пытались получить Огонь.

Обе попытки закончились полным провалом, и уже более 400 лет ни одна из неправославных конфессий не пытается повторять подобные попытки.

Самое раннее письменное свидетельство нашего земляка очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к XII веку, и принадлежит игумену Даниилу Современная и историческая практика свидетельствуют, что для схода Огня необходимы три группы участников:

1. Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского Патриархата по его благословению (как было в 1999 и 2000г когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этих обязательных участников процедуры Благодатного Огня совершается чудо его схождения.

2. Другими обязательными участниками схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного

3. И наконец третья группа обязательных участников - местные православные арабы. В великую Субботу, минут через двадцать - тридцать после опечатывания Кувуклии, с криком, топаньем, барабанным боем, верхом друг на друге начинает песни и пляски арабская православная молодежь. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные ко Христу и Божьей Матери, которую просят умолить Сына о ниспослании Огня. И к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном востоке. Некоторые источники относят первое участие православных арабов в схождении Благодатного Огня к XVI веку.

Иными словами, для сошествия Благодатного Огня необходимо участие и совместная молитва и Предстоятеля Иерусалимской церкви и священства (игумен с братией монастыря Саввы Освященного) и мирян (православных жителей Иерусалима - арабов)

II Некоторые закономерности процедуры схода Огня.

Для начала необходимо отметить, непосредственно о возжигании свечей Иерусалимского Патриарха на Святом Гробе мы можем знать только из слов самих Патриархов. Остальные свидетели схода Огня оставляли и оставляют свои воспоминания, по которым мы можем знать наиболее запомнившиеся им события или последовательность событий, накануне или после схода Огня. Современные свидетели привозят с собой видеосъемки, фотодокументы. Обратимся к свидетельствам:

В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: "Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь".

Константинопольский клирик Никита (947 год) писал "Около шестого часа дня воззрев на Божественный Гроб Спасителя Архиепископ видит Божественное светоявление :ибо чрез придел ангела ему доступен вход в дверь. Улучив время для передачи оного света поликандилам, находящимся в святой церкви, он еще не выступил из Гроба, как уже можно было внезапно видеть всю Божию церковь исполненную неприразимым и Божественным светом".

Игумен Даниил 1106-1107 годы писал:

"И когда миновал девятый час и начали петь песнь проходную "Господу поем" тогда пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом Храма и пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое. Пришел Епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери Гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в Гроб зажег первой королевскую свечу от света святого, вынес из Гроба эту свечу и подал самому королю в руки."

Трифон Коробейников (1583 год) писал: "И тогда вси люди зрят благодать Божию, пришедшею с небеси на Гроб Господень, ходящу огню по дске Гроба Господня аки молния и цвет в нем зрится всяк: Патриарх же приступает ко Гробу держаще свещи вскрай Гроба, и снидет от Гроба Господня огонь на патриаршеские руки и на свещи. Тогда же и кадила христианские сами вожгошася, иже над Гробом Господнем". Следует отметить, что на основании свидетельств очевидцев, возможно сделать заключение об отсутствии некоего единственно возможного варианта схода Благодатного Огня. Наиболее часто встречается 2 варианта:

- (подобно иг. Даниилу и Трифону Коробейникову) описание возжигания свечей Патриархом Иерусалимским от капелек дождя или мелкого бисера на Святой Гробнице.

- (подобно Арефе или Никите) описание возжигания от молнии святого света свечей в руках Иерусалимского Патриарха и лампад около Кувуклии.

Но это только наиболее часто встречающиеся варианты описания схода Огня. В 1579 году, когда представители Армяно-Григорианской церкви попытались получить Огонь на святом Гробе, Огонь сошел на свечи православного Патриарха из колонны около закрытых дверей Храма. И сегодня паломники видят трещину в колонне, появившуюся в результате этого события. Колонна находится с левой стороны от главного входа в Храма.

На основании свидетельств очевидцев скорее можно говорить о наличии совокупности нескольких атмосферных событий - обстоятельств, предшествующих самому Сходу Огня. Но для схождения Огня еще необходимо и Церковная служба с участием Иерусалимского Патриарха, священства, и мирян.

III Естественнонаучный аспект происходящего

Что же можно сказать с естественнонаучной точки зрения о почти 2000 летней истории схода Благодатного Огня на Святой Гробнице?

В дополнении к уже приводимым наблюдениям свидетелей схода Огня можно добавить следущие: По многим, как древним так и современным свидетельствам (например в фильме "Православие на Святой Земле", Фильм VIII. - "Благодатный огонь". Совместное производство Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата и LIL VIDEO PRODUCTION (1995г) , явления благодатного света (или всполохов) могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года - наиболее многочисленны и продолжительны по времени такие явления накануне Праздника Светлого Христова Воскресения в Великую Субботу, и особенно усиливаются после захода Патриарха в Кувуклию.

По наблюдениям свидетелей можно охарактеризовать и некоторые свойства пламени:

- Пламя не обжигает, в течении некоторого времени ( сорок раз произнести Господи помилуй). Причем пламя любой свечи в любом месте храма.

- Пламя одной свечи зажигает другую, при этом передает свойства

- После распространения по всему Храму, или времени около 15-20 минут Огонь становиться обыкновенным.

Как из письменных, так и из устных свидетельств очевидцев следует существенное отличие от нормы атмосферы (и в прямом и в переносном смысле) в Храме. Вспомним о кодексе чести ученого требующего воздерживаться от необоснованных высказываний [Лакатос.И. Фальсификация и методология научно исследовательских программ] и рассмотрим непосредственно физические аспекты процессов, происходящих в Храме во время схода Благодатного Огня. Наиболее корректно использовать язык и понятия термодинамики, при рассмотрении процессов, связанных с выделением энергии. В отсутствии конкретных экспериментальных данных имеет смысл применить просто энергетический подход.

В Храме находится большое число лампад (в том числе в современной Кувуклии висят не менее 40 серебряных лампад). Во всех лампадах находится масло. В атмосфере Храма постоянно испаряется и конденсируется достаточно значительное количество масла. Ничего удивительного в конденсации капелек масляной жидкости на Святой Гробнице нет. Любое масло достаточно легко воспламеняемая жидкость (например Т вспышки вазелинового около 250 градусов Цельсия).

Энергия всполоха, в состоянии выделится например, на капельках жидкости на Святой Гробнице и на фитиле потушенной лампады. Что приводит к самопроизвольному возжиганию и свечей Патриарха на Св. Гробнице и лампад висящих в Храме (температура воспламенения фитиля лампады не более 200-300 Цельсия, энергия возгорания соответственно: n = 10^20, k = 1.38*10^-23[дж/К], не больше E < 0,7 [Дж]). В связи с наличием всполохов, равнораспределения частиц-молекул по энергиям не наблюдается. Иными словами на атмосферу в Храме -представляющую собой термодинамическую систему излучающих (в тепловом спектре) частиц-молекул, действуют внешние (вероятно электромагнитной природы) возмущения. Эти возмущения вызывают излучение локальной подсистемы частиц-молекул - энергии, в спектре близком к ультра-фиолетовому диапазону. Причем, каждая частица-молекула подсистемы излучает квант с частотой порядка 6*10^14 [1/сек] (или периодом 1,7*10^ -15 [cек.]), но время излучения всей системы порядка 0,1 секунды. Из наблюдений следует, что в подсистеме частиц-молекул излучение происходит с относительной задержкой по времени (не одновременно), и соответственно распределено и по пространству. Диссипация энергии излучающей подсистемы частиц-молекул, возможно, происходит и на фитиле лампады и на фитиле свечи. Возможно происходит и поглощение излученной энергии частицами-молекулами граничащих подсистем с изменением внутренней энергии и частиц-молекул и подсистемы. Вероятно, это зависит от пространственно-временной конфигурации внешнего возмущения. Энергетические состояния молекул воздуха (в том числе кислорода) в Храме можно сказать, достаточно далеко от состояния термодинамического равновесия. Иными словами энергетические характеристики молекул газов, составляющих атмосферу в Храме отличаются от нормальных.

Отличия от нормального состояния молекул атмосферного кислорода позволяет Огню иметь относительно низкую температуру горения.

Переход к нормальным, необжигающих в первые мгновения, свойств Огня связан с действием достаточно медленных тепловых потоков и поднятием температуры в Храме. Переходя ко второму варианту схода Огня (воспламенение свечей Патриарха от капелек на Святой Гробнице), можно отметить, что элементы таблицы Менделеева, составляющие органические масла, (например оливковое - С, H, O), присутствуют и в составе атмосферных газов. Возможно происходит замена "невозбужденных" атомов в масле на "возбужденные" атмосферы, при испарении и конденсации масла - соответственно. Капельки конденсирующейся масляной жидкости содержат "возбужденные" атомы. Далее "лишняя" энергия выделяется - что и вызывает возгорание фитиля свечи Патриарха.

Конечно, следует экспериментально проверить такие гипотезы. Но использование термодинамического подхода с учетом внешнего возмущения, гораздо более корректно, нежели "химический" подход, при естественнонаучном описании процессов при сходе Благодатного Огня.

Тем не менее остается необъяснимым:

1. Источник возмущений, вызывающий всполохи света, которые предшествуют и сопровождают возгорание Благодатного Огня. Перед и после захода Патриарха в Кувуклию в Храме. Часа за полтора, перед схождением Огня по всему Храму, но предпочтительно в районе Кафоликона и Кувуклии (над ними расположены купола) возникают всполохи голубоватого цвета - типа зарниц, подобные тем, которые каждый наблюдал в вечернее время суток на небе. Причем они могут вспыхивать в любом направлении и сверху - вниз и слева направо. [Отличить их от вспышек фотоаппарата несложно. Вспышки от фотоаппарата короче по времени и имеют цвет близкий к белому. Всполохи - зарницы дольше по времени и имеют голубоватый цвет].

2. Только в Великую Субботу накануне Светлого Христова Воскресения, всполохи света имеют многочисленный и длительный характер на протяжении не менее, чем 1100 лет (первое письменное свидетельство об этом датировано началом X века).

3.Феномен того, что огонь не жжет и не обжигает, при том, что Огонь распространяет жар. Обычный огонь свечи, имеет температуру многие сотни градусов, ближе к 10000 К. Не обжигающий человека Огонь распространяется по Храму - за счет возгорания свечей - одной от другой. От Патриарших свечей Огонь в течении нескольких минут распространяется по всему Храму. Но одновременно этот же Огонь не поджигает волосы на головах женщин и бороды мужчин. Существуют много снимков паломников-мужчин омывающих лица и бороды Огнем и паломниц женщин, чьи длинные волосы касаются Огня свечей соседей.

Остановимся и на "химическом" или гипотетичном подходе к научным аспектам схождения Благодатного Огня. В основном такой подход используют противники Благодатного Огня. Он сводится к перечислению списка и свойств химических веществ имеющих относительно небольшую температуру воспламенения и пламени. После перечисления следуют различные варианты развития тезиса об использовании "лукавыми монахами греческих хитростей". Что характерно, несмотря на использование непосредственно научного языка изложения, в таких сочинениях, как правило, отсутствуют какие-либо данные о количественных (весовых, объемных, температурных) свойствах конкретных веществ. Например :

" Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров ( этиловый эфир борной кислоты). Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку."

"Органическое масло диптама горит голубовато-красным огнём. Для многих веществ характерен ярко-желтый цвет пламени. Как мы теперь знаем, эфирное масло может сам овозгораться и гореть необжигающим огнём на открытом воздухе."

"Вполне возможно, что пламя фитиля выступает затравкой для химической реакции горения сероуглерода (или какого-нибудь эфира), который создает языки холодного пламени вокруг горящего обычным, горячим пламенем фитиля".

На основании свойств таких веществ делается умозрительное предположение об использовании этих веществ или аналогов как непосредственно Иерусалимским Патриархом при получении Огня, так и не менее чем 20 тысячами паломников в течении 2000 лет. Экспериментальную проверку даже на уровне 1ой кухни и 1ой свечи, ни одно изыскание, как правило, не проходило.

Надо сказать, что за последние 300 лет научные достижения существенно изменили и быт и ритм человеческой жизни. Но эти достижения не затронули основы критики картины схода Благодатного Огня.

Околонаучно "эволюционируют" лишь наименования химических веществ. Использование безосновательного, умозрительного положения об применении "лукавыми монахами" греческих хитростей неизменно почти 2000лет.

Кроме того любое подобное изыскание имеет cледующие слабые стороны:

а) Все перечисляемые химические вещества легко детектируются. Возможности пресечения подлога (или использования химических соединений) у официальных лиц Иерусалима, как мусульман так и иудеев, имеются в течении более 1000 лет.

Патриарха обыскивают, Кувуклию досматривают, содержимое лампад может быть и протестировано и заменено, уже в течении многих веков, но несмотря на все меры Огонь сходит многие столетия. Достаточно было один раз найти "греческие хитрости" чтобы воспрепятствовать сходу Огня и закрыть навсегда вопрос с Чудом.

в) Свечи закупаются паломниками в разных странах, но тем не менее Огонь от любой свечи в первые мгновения не обжигает.

с) Вскоре, после распространения по всему Храму, Огонь становится обычным.

d) все писания о "химических фокусах" обладают как научной так и общественной безответственностью. С точки зрения науки - такие писания лишь набор слов о потенциальной возможности. С точки зрения общества - клевета (альтернатива - заявление типа в 2002 году Патриархом Иеринеем в Кувуклии были использованы следующие хим вещества …, что вызвало самовозгорание его свечей.) Но официальные лица, опечатывающие Кувуклию и обыскивающие Патриарха обладают правом привлечь к судебной ответственности авторов таких писаний.

Естественно к действительной картине схода Благодатного Огня такие писания не имеют отношения. В наличии особой атмосферы, всполохов, световых шаров,…можно убедится ознакомившись с литературными источниками, со свидетельствами очевидцев, или лично совершив паломничество в Святую землю (примерно $600).

IV Трансцендентность источника Огня

Следует учесть, что вариациям на тему "применения лукавыми монахами греческих хитростей" уже почти 2000 лет. Еще до создания непосредственно научного метода противники христиан иудеи активно разрабатывали (на уровне того времени) эту идею. Неожиданно, лет 150 назад идея получила новое развитие у других противников христиан - атеистов. Вероятно именно религиозные соображения и преобладают у авторов пишущих на тему "химические хитрости". Но "приватизировать" науку атеистам не удастся. Различие между положениями псевдорелигии атеизм и научного (объективного) метода познаний относится к философии науки и заключается в отрицании наличия трансцендентных воздействий в природе атеизмом, и неотрицанием наличия трансцендентных воздействий непосредственно наукой.

Наука не отрицает наличие в природе трансцендентных воздействий, но не дает им определение, и не изучает их особенностей. В словарях можно найти расплывчатые определения типа: лат. transcendens - выходящий за пределы, недоступный познанию, находящийся за пределами опыта. (Словарь иностранных слов, М.:Рус.яз.,1988 стр.504). Ввиду отсутствия четкого объективного определения, в первом приближении можно провести аналогию нетрансцендентные воздействия - принципиально воспроизводимые человеком воздействия. Сводимы или нет, все природные воздействия и процессы к воспроизводимым для человека - не является вопросом непосредственно науки. Вопрос о наличии в природе невоспроизводимых (или трансцендентных) воздействий, это вопрос связанный с вероисповеданием, которое каждый человек выбирает индивидуально. Атеизм, как псевдорелигия, отрицая наличие в природе трансцендентных воздействий, постулирует все процессы и воздействия в природе нашего мира воспроизводимыми для "объективного" человека. Основа Христианства - вера в Воскресение Христово. Соответственно, наличие недоступных для воспроизведения человеком трансцендентных воздействий, в природе это, в некоторой степени, постулат религии Христианство.

Рассматривая вопросы о природе, необычных свойствах, источнике Благодатного Огня необходимо разделять религиозные и естественнонаучные аспекты этого периодического Чуда. Учитывая ранее сказанное, естественнонаучная интерпретация сошествия Благодатного Огня, как невоспроизводимого человеком, или трансцендентного воздействия, приводит и к сверхъестественным качествам Огня (от свечи свеча возгорается но волосы нет) и к почти 2000 летней периодичности этого Чуда.

Соответственно и источник этого чудесного события - трансцендентен. Господь наш Иисус Христос повелевает Огню воспламенится из капелек "дождя" на крышке Святой Гробницы, или на фитиле православной лампады у Кувуклии по молитве Иерусалимского Патриарха, как бы напоминая нам грешным ежегодно в Великую Субботу о своем Воскресении и победе над адом. Но, грешные люди по - разному воспринимают факт сошествия Благодатного Огня. Ищущим и сомневающимся - Господь свидетельствует об истинности своего Воскресения именно на этом месте в Иерусалиме в Евангельские времена и укрепляет в вере. Равнодушным и не стремящимся к своему спасению и жизни вечной - свидетельствует о Своем Воскресении и предстоящем Страшном Суде. Своим сознательным противникам - свидетельствует о Своей победе над адом, и вечных муках ожидающих всех Его противников после Страшного Суда.

Должно отметить, также, что на протяжении почти 2000 лет представители противников Божьих (от иудеев до атеистов) не в силах воспрепятствовать Воле Божьей. Благодатный Огонь сходит ежегодно в память Воскресения Христова.

Шугаев М. Благодатный Огонь - источник трансцендентен / альманах "Божественное откровение и современная наука", вып.2. Из-ние храма пр.Даниила. М., 2005. С. 103-109.

Карта сайтаВ начало разделаШугаев М. Благодатный Огонь - источник трансцендентен