Карта сайтаВ начало разделаТоропцева Н. Паломничество по Святой Земле в конце ХХ века. // "Альфа и Омега"

Прожив 50 лет, я даже не могла мечтать о возможности посетить Восток, поклониться драгоценным сердцу христианина святыням, принести покаяние на тех священных местах, где совершилось наше спасение. Само слово паломник в нашей стране в данное время все еще кажется чужим, не соответствующим духу, пропитавшему современное общество; многие отдают предпочтение круизу, туризму, которые так популярны сейчас и среди молодежи, и среди людей моего поколения, даже если они и христиане. Поэтому в нашей группе должным образом готовился к поездке в Палестину, очевидно, только Владыка, который ранее там уже был дважды.

Желая быть полезной соотечественникам моим, предпринимающим путешествие к святым местам, а также тем, кто никогда не сможет совершить этого путешествия, предлагаю дневник нашего паломничества с воспоминаниями и размышлениями о совершавшихся событиях. Кроме личных наблюдений, я руководствовалась Священным Писанием, церковными преданиями и сочинениями знаменитых иерархов нашей Церкви, а также описаниями иеромонаха Афонского Русского Пантелеймоновского монастыря Арсения (Минина), совершившего свое путешествие по Палестине в 1870 г. Главная цель этого дневника — пробудить в христианине XX века, живущем в нашей стране, благоговейную любовь к Пострадавшему за спасение всех нас, напомнить о великих событиях, совершившихся в местах, где Господь сподобил меня побывать, чтобы поклонение святыням сделалось у читающего более сердечным и сознательным.

ВСТУПЛЕНИЕ

Господи, благослови!

Всякое доброе дело начинается с благословения Божия: ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5), — сказал Господь.

По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Евгения, архиепископа Тамбовского и Мичуринского, после оформления соответствующих документов, сборов, вечером воскресного дня 8 сентября 1991 г. группа паломников Тамбовской епархии выехала поездом в Москву. Вечер был теплым, прошел дождь. Проводить нас приехал на вокзал протоиерей Михаил Ильинский с семьей — это было трогательно. Мы еще не представляли, что нас ждет впереди.

Паломники прошлого века по прибытии в Одессу отправлялись в Святую Землю пароходом по Черному морю. До Одессы многие шли пешком. Мы же, добравшись до Шереметьева, вылетели в Ларнаку, что на Кипре. Прямого рейса из Москвы до Тель-Авива тогда еще не было.

Обычная суета аэровокзала: регистрация, просмотр и сдача багажа. Скорость 900 км/час — и примерно через три часа мы на Кипре! 2 часа ночи (по московскому времени), душно.

Встречал нашу группу брат Харлампий, представитель Кипрской Православной Церкви. Разместились по машинам, и вот уже мчимся по трассе (на Кипре левостороннее движение). Сначала мелькали огни населенных пунктов, потом узкие улочки Ларнаки. Гостиница с кондиционером; усталые, мы быстро разместились. Когда утром, проснувшись, открыли шторы окон, то каждый из нас, наверное, ахнул: пальмы, синее Средиземное море...

После осени Тамбова эта голубизна моря, простор неба, блеск солнца захватывали, освобождали от притяжения земли.

День первый. 10 сентября. Вторник.

Город Ларнака (в переводе с греческого lЈrnax ‘ковчег’) находится на юго-восточном побережье Кипра. Постоянных жителей около 30 тысяч, и примерно 45 тысяч беженцев. Чистый, уютный, спокойный город. Древнейшей примечательностью его является храм, построенный в честь Божией Матери. Начало строительства храма относится к VI веку. До сих пор сохранилась алтарная часть со знаменитой мозаикой, изображающей Божию Матерь с Младенцем в окружении ангелов. Остальная часть храма пристроена в XI веке в византийском стиле. Сохранились фрески святых Космы и Дамиана (XII в.). Все бережно хранится в первозданном виде. Понравились в храме и удобные подставки для праздничных икон, для книг, нот.

Второй примечательностью города Ларнаки, античного Китиона, родины стоического философа Зенона, является самая красивая и самая древняя церковь Кипра — церковь святого Лазаря. Она построена непосредственно над могилой святого. После своего воскресения Лазарь вынужден был просить убежища на Кипре в Китионе, чтобы избежать гнева первосвященников, которые хотели убить его. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса (Ин 12:9–11).

Город Ларнака стал второй родиной Лазаря, второй Вифанией. Здесь его посетил апостол Павел в своем миссионерском путешествии на Кипр. Здесь его признали первым епископом Китиона. Поэтому все епископские троны в церквах Ларнаки имеют икону святого Лазаря. Здесь святой Лазарь жил тридцать лет и здесь он был погребен второй раз; над его гробом и была воздвигнута византийская церковь, в которой мы находились. Она была построена около 1100 года во времена византийского правителя Льва VII Мудрого. До настоящего времени это обязательное место паломничества тех, кто отправляется на Святую Землю.

В 1972 году в храме проводили реставрационные работы и под алтарем был обнаружен саркофаг из мрамора. С каким восторгом и благоговением рассказывал нам об этом настоятель храма! Он поведал нам и о том, что еще в 890 году в маленькой часовне, которая была устроена на месте второго захоронения святого Лазаря, был обнаружен мраморный саркофаг с надписью "Лазарь, который был четыре дня мертв, друг Христа". Тогда император Лев VII Мудрый, согласно существующим правилам, перевез мощи святого Лазаря в Константинополь. На месте же часовни был построен настоящий храм и установлен новый мраморный саркофаг, который и обнаружили при реставрационных раскопках в 1972 году. Часть мощей святого Лазаря была возвращена из Константинополя в Ларнаку. Мы к ним прикладывались...

Церковь с тремя куполами сложена из камня. Колокольня была построена в 1857 году. Удивительны иконы и резьба, выполненная резчиком из Никосии Хаджи-Саввас-Гиалиадором в 1779 г. Иконы написаны мастером Хаджи-Михаилом и его учеником. В иконостасе около 120 икон. В алтаре удивительная резная напрестольная сень, епископский трон.

Когда турки в 1570 году завоевали Кипр, церковь была отдана католикам за 3000 талеров. От этих времен до сегодняшнего дня на северном входе в храм осталась римо-католическая эмблема с пятью крестами и в часовне северного нефа маленький католический алтарь.

В северо-западной части церковного двора находится маленькое протестантское кладбище с красивыми мраморными надгробиями. Здесь погребены европейские торговцы, мореплаватели, английские консулы и американские миссионеры.

При храме в двух комнатах размещается музей истории города Ларнаки, истории храма святого Лазаря. Удивительны древние византийские иконы!

После обеда поехали в храм, построенный недавно в честь святого великомученика Георгия. Современная постройка изящной архитектуры. Иконы иконостаса написаны в византийском древнем стиле. Ощущается простота совершенства и изысканный вкус исполнителей. На дотации от этого храма и государства существует дом престарелых. Это просторный дворец с садиком внутри. У каждого из 46 его обитателей своя чистая комната, их обслуживает 23 человека персонала. Старички, чистенькие, с приветливыми, улыбающимися лицами быстро перемещаются на колясках по коридорам. Были и такие, которые доживали, видимо, последние дни своей жизни на земле. Правда, это жизнью и не назовешь: они находились в бессознательном состоянии, со множеством трубочек, проводов, иголок, подключенных к аппаратам, поддерживающим работу сердца, легких, почек. Так умирают там, даже не осознавая, что покидают землю.

В 21 час 40 мин. по местному времени (разница с московским временем в один час) мы сидим в аэробусе-320 и летим в Тель-Авив на высоте 30000 футов. Через 45 минут приземляемся в аэропорту имени Бен-Гуриона. Очень трогательной была встреча владыки Евгения с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Никитой; они были знакомы еще в Ленинграде. От аэропорта до Иерусалима 54 километра. Можно представить, как мы смотрели за окна машины. Темно. Огни населенных пунктов и дорога... Дорога в Святой град Иерусалим.

День второй. 11 сентября. Среда.

День усекновения главы Иоанна Предтечи.

День начался Литургией в храме Русской Духовной Миссии, которая на Святой Земле стала для нас родным домом. Храм освящен в честь святой мученицы царицы Александры. Старинный, деревянный, резной иконостас. Возле кануна на всю стену Распятие с предстоящими, написанное недавно в византийском древнем стиле на золотом фоне.

После благодарственного молебна мы вышли из ворот Миссии на улицы Иерусалима.

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камениями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф 23:37).

Вспоминаются слова Христа: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет (Лк 18:31–33).

По общепринятому на Востоке преданию, Иерусалим был основан царем и священником Бога Вышнего — Мелхиседеком, и назван первоначально Салимом, что значит "мир". По тому же преданию, Мелхиседек перенес сюда тело Адама и похоронил его на Голгофе, на месте, где впоследствии водружен был Животворящий Крест Искупителя падшего Адама, а с ним — и всего рода человеческого.

Иевусей, захватив город Салим, построил крепость на горе Сион, которую назвал по имени своего предка Иевусом. Весь город, расположенный еще на двух горах Мориа и Акре, получил название Иерусалим, что означает "место наследия мира".

Царь Давид, взяв город и крепость Сионскую у иевусеев, перенес туда скинию для кивота Господня и построил кедровый дворец для себя, назвав Сион городом Давидовым. Соломон построил Господу храм, который был предметом удивления для всех народов по своему великолепию, богатству и сугубой благодати Божией.

Большое опустошение претерпел Иерусалим от вавилонского царя Навуходоносора; город был разорен до основания, а жители его уведены в плен или убиты. После семидесятилетнего вавилонского пленения иудеи вернулись в свое отечество и восстановили Иерусалим, а в нем — храм Божий. Однако Иерусалим снова попадает во власть язычников, а сыны его не узнают своего Искупителя — Мессию и распинают Сына Божия. Когда Господь наш Иисус Христос шел на вольную страсть Свою, то сопровождавшие его жены рыдали. Обратившись к ним, Господь сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! (Лк 23:28–30).

Прошло всего одно поколение и исполнились слова Господа: Иерусалим был разорен римлянами. Как велико было это бедствие, видно из того, что погибло тогда один миллион и сто тысяч мужчин, кроме жен, детей, старцев, которые собрались туда со всех сторон на праздник Пасхи. Слух человеческий не выносит ужаса, какой был тогда в Иерусалиме: мятежи, убийства, голод довели до крайности осажденный город. По слову Господню камня на камне не осталось от храма и города: все было предано огню, мечу, разорено и сравнено с землей. Тит (впоследствии император римский), сын императора Флавия Веспасиана, разоривший Иерусалим, видя его падшим в прах, сказал: "Сам Бог способствовал нам: силы человеческие не были бы для того достаточны!".

И в настоящее время над Иерусалимом сбываются слова Господа: Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лк 21:24). Когда "окончатся времена язычников", известно Ему Одному, а сейчас на месте ветхозаветного храма Соломона сверкает золотом купола Омарова мечеть. Но и такой Иерусалим дорог сердцу христианина по священным, почти на каждом шагу встречающимся воспоминаниям о земной жизни и вольных страданиях Спасителя мира.

Существует мнение, что Второе пришествие Господне будет там же, где Он пострадал. Так, пророк Иоиль говорил от лица Господа: Да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки яже окрест (Иоил 3:12). Само название долины Иосафатовой означает "Суд Божий".

Иерусалим находится на четырех возвышенностях и имеет несколько ворот. С запада, при замке, называемом Давидовым, находятся под огромной башней ворота Яффские, или Вифлеемские, с севера — ворота Дамасские, правее от них — ворота Иродовы на востоке, против Елеона ворота Гефсиманские (в древнее время их называли Вениаминовыми или Овчими), на этой же линии видны заложенные извне Золотые ворота. Мусульмане наглухо заделали эту стену, так как и у них сохранилось предание, что этими воротами в Иерусалим вступит победоносно христианский Царь. Есть еще ворота Сионские. Уцелели остатки ворот Судных, находящихся около Голгофы, то есть храма Воскресения Христова, где кончается так называемый Страстной Путь, по которому Спасителя вели на Голгофу. Недавно построили восьмые, новые ворота.

От здания Русской Духовной Миссии пешком по оживленной от потока машин и людей улице мы прошли через регулируемый светофором перекресток и вошли в ворота Дамасские (около пяти минут ходьбы). Из суетного XX века мы вступили в начало первого века, если не замечать современных машин, умудряющихся даже разворачиваться на узких улочках.

По давно установившейся традиции паломники должны посетить сначала Патриархию, чтобы получить благословение Патриарха Иерусалимского. Нашу группу принял сам Блаженнейший Патриарх Диодор. В его приемной веяло стариной и покоем. Блаженнейший Патриарх Диодор и Высокопреосвященнейший архиепископ Евгений обменялись теплыми речами. После чашечки кофе и беглого, к нашему сожалению, осмотра достопримечательностей приемной Патриархии (а она похожа на музей) мы направились по узким улочкам, выложенным камнями, отполированными до блеска ногами многих миллионов паломников, здесь до нас проходивших.

Вниз, вниз по ступенькам перехода — и мы на площади перед входом в храм Воскресения Христова — главной святыни современного Иерусалима. Вступив в этот храм, сначала останавливаемся перед камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное Тело Иисуса по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили пеленами с великим плачем и рыданиями. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом, со множеством подсвечников, лампад. С благоговением поклонились и припали мы к этому святому месту. Перед взором сцены, изображенные на стене: Снятие со Креста Тела Спасителя Иосифом и Никодимом, помазание тела Христова миром, положение Его во гроб. Мозаика исполнена на золотом фоне и выдержана в печальных тонах. Скорбь Божией Матери, удлиненные печальные фигуры... — сама сопереживаешь вместе с ними, прикасаясь к камню, на котором лежал Сам Господь. Пусть мои душевные вздохи и внутренний вопль на этом священном месте будут приняты как погребальные песни и рыдания Иосифа и Никодима. Возле камня помазания слева изображен мраморный круг на полу, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

Идем направо от святых врат храма Воскресения и камня помазания и по мраморной лестнице поднимаемся на 28 ступеней. Мы на святой горе Голгофе. Переносимся мысленно во времена страданий Спасителя мира... Тогда гора эта была местом казни преступников, которых здесь предавали распятию, считавшемуся позорной смертью. В одном из утесов Голгофы было углубление в виде пещеры: там стерегли преступников, приводимых на распятие. В этой пещере был и Христос...

У Голгофы располагалась площадь, на которой народ собирался смотреть казнь преступников. С западной стороны примыкали сады и упоминаемый в Евангелии вертоград, принадлежащий Иосифу Аримафейскому. Возле скалы была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Туда же был повергнут и Крест Господень. Враги Креста засыпали его землей, забросали камнями и на этом месте император Адриан построил капище Венеры.

В 326 году мать императора Константина царица Елена отправилась в паломничество на Святую Землю, желая посетить места, освященные событиями жизни Спасителя. Она обратилась к жителям с просьбой указать ей место, где скрыт Крест Господень. Ей помог некто Иуда, который привел царицу к большому холму с языческим храмом наверху. Когда храм разрушили, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место — место распятия Спасителя.

Голгофа в переводе и означает "лобное место". По мнению одних, так она называлась из-за сходства ее округлой формы с черепом. По мнению других, — из-за множества находившихся там черепов преступников.

Вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя. Она лежала отдельно от крестов и поэтому было невозможно определить, на котором из трех крестов был распят Христос. Тогда патриарх Макарий предложил провести испытание: на место обретения крестов принесли женщину, находящуюся при смерти. Все присутствующие горячо помолились о том, чтобы Крест Христов был указан через ее исцеление. Лишь при прикосновении к третьему кресту женщина получила исцеление.

Обретение Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели большое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, указавший нахождение святых мест, вместе со многими иудеями уверовал во Христа и крестился, получив во святом крещении имя Кириака. Впоследствии он был патриархом Иерусалимским и претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике.

Древо Креста Господня представляло для христиан столь великую святыню, что многие хотели получить от Него хоть частичку. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует о том, что "многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее златом, вешали себе на шею". Крест Христов стал в Церкви величайшей святыней, драгоценным украшением храмов Божиих, частных лиц и домов как символ победы Христа над диаволом, как знак торжества добра над злом. "Крест — хранитель всея вселенныя, крест — красота церкви, крест — царей держава, крест — верных утверждение, крест — ангелов слава и демонов язва. Приидите, вернии, животворящему кресту поклонимся", — так изображает великое значение Креста Христова Святая Церковь.

Алтарь и престол Голгофы открыты как бы в знамение призывания всего мира в Церковь Христову. На возвышенном мраморном основании стоит величественное Распятие Христово в полную величину. Животворящая кровь Господня как бы струится из Его язв на Голгофу. Кресту предстоят пораженные глубокой скорбью Пречистая Его Матерь и возлюбленный ученик Иоанн. Открытый престол Голгофский осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был Животворящий Крест Господень. Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением страстей Христовых. Со страхом и трепетом припадали мы к этому месту. Стоя здесь, на Голгофе, понимаешь всю значимость, величие и глубину крестных страданий Христа. Раскаяние в грехах, моление о спасении переполняют душу. Сколько пролито здесь Ему слез сердечного покаяния... И будет живот твой висящ пред очима твоима (Втор 28:66). "Да молчит всякая плоть человека", — взывает Святая Церковь.

О мучениях на Голгофе и распятии Христовом святитель Димитрий Ростовский, основываясь на описаниях древних Святых отцов, повествует, что когда привели Господа на Голгофу для распятия и стали снимать с Него одежду, прилипшую к телу Его, то язвы Его вскрывались. Перед распятием Господь обесчещен был мерзким плевком. Когда Христос Сам захотел лечь на Крест, то мучители яростно повергли Его на Крест и так неистово растянули пресвятое тело Его, что все суставы сдвинулись со своих мест. Христа так немилостиво пригвоздили, что все Его тело терзалось, и сбылось пророческое слово: ископаша руце Мои и нозе Мои. Изчетоша вся кости Моя (Пс 21:17–18).

Последние данные по исследованию Туринской плащаницы потрясают наших современников. Недаром Туринскую плащаницу называют пятым Евангелием.

Патриархи и архиепископы служат на Голгофе Божественную Литургию без митр, в воспоминание уничижения Христа, бывшего на этом месте.

В правой стороне от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Богочеловек испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась сверху донизу. По трещине в Голгофской скале Кровь Спасителя стекала вниз до черепа Адама, омывая его, поэтому на Голгофе внизу распятия изображают череп. Первый грех человека был искуплен Кровью Иисуса Христа. Эта трещина и теперь просматривается донизу. Взирая на эту расселину в горе, мысленно видишь, как дрогнула бездушная природа, которая не могла видеть страданий своего Творца, как разрушились скалы, как открылись могилы, и со стыдом сознаешь и чувствуешь, что человек, существо разумное, очень часто бывает тверже камня, нечувствительней физической природы к окружающим его беззакониям, несчастиям, страданиям. Понимаешь, что и наше сердце окаменело и часто даже не содрогнется, видя, как ум наш глумится над истиной, как жизнь наша попирает закон Божий и правду. И стыдно этой расселины Голгофской, страшно того воздаяния, какого заслуживаем.

Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы. Кресты эти очень поучительны: оба разбойника страдали одинаково, но один из них, осознав свои грехи и уверовав во Христа, назван благоразумным и сделался наследником Царства небесного. Другой же за богохульство попал в ад.

Над Голгофой пронеслось бесчисленное множество кровавых событий, но она и до наших дней осталась и всегда будет священным прибежищем для всех с благоговением поклоняющихся Освятившему ее Своею Животворящею Кровью.

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Основан он царицею Еленой в IV веке на месте, которое называлось прежде Юдолью мертвых. Благолепие храма соответствует его высокому значению. Иконы в иконостасе украшены ризами, пожертвованными до революции из России, пол выстлан мраморными плитами.

У входа в храм со стороны Гроба Господня стоит мраморная урна с крестом на изображении глобуса, которая обозначает середину земли в духовном смысле, соответственно словам: "Спасение соделал еси посреди земли, Боже".

Алтарь храма Воскресения Христова возвышен. Большой престол храма осенен величественным вызолоченным балдахином. Из алтаря направо вверх вход на Голгофу, налево — в ризницу.

Сойдя с Голгофы, входим в придел, устроенный под Голгофскою церковью во имя святого Иоанна, Крестителя Господня. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской трещины. В притворе этого придела у входа, по преданию, погребен священник Бога Вышнего Мелхиседек, царь Салимский.

Напротив Голгофы, в 60-ти шагах от нее находится камень, который называют "узы Спасителя". В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя во время мучений Его в претории, откуда этот камень принесен. Теперь здесь придел заключения во узы Спасителя.

В десяти шагах от этого места в углублении находится придел, посвященный Богоматери всех Скорбящих Радости. В прошлом году на Страстной неделе икона плакала. В этой пещере Христа стерегли воины во время приготовления на Голгофе орудий Его казни. Когда Христа повели на распятие, на этом месте осталась Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Сына ко Кресту.

Нет слов на языке человеческом, чтобы точно выразить душевное состояние Пречистой Богоматери, описать Ее душевную скорбь и сердечную тяжесть в то страшное время, когда Она видела бесчеловечные муки и истязания Своего безгрешного Сына. Нам, очевидно, это невозможно ни понять, ни описать. Никто из людей никогда не терпел столько горя и страданий от людской злобы, как Пречистая Богоматерь. Это место земной скорби Богородицы для нас особенно священно и дорого. Мы можем открыть перед Ней и свое горе, свои страдания — они для Нее понятны. Она всем скорбящим — радость, болящим — исцеление, обидимым и сиротам — заступница, неимущим — подательница, грешным и одержимым страстями — дверь покаяния.

В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находятся гробницы Иосифа и Никодима, учеников Господа Иисуса, высеченные в природной скале.

Шагах в десяти направо находится место, обозначенное мраморным кругом, над которым горят неугасимые лампады. Здесь явился Господь по Воскресении Своем Марии Магдалине, как повествуется в Евангелии: А Мария стояла у гроба и плакала. И когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господина моего, и не знаю, где положили Его. Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он ей это сказал (Ин 20:11–18). Сейчас там находится католический придел с современным стилизованным скульптурным изображением события.

На месте бывшего вертограда Иосифа расположен католический придел, в котором находится часть каменного столба. К нему Иисуса Христа привязывали в темнице во время мучений. С ужасом смотрели мы на этот столб. В оцепенение повергает воспоминание этой картины злобы человеческой. Как она страшна и ненасытна! Как беззаконна и безумна деятельность человеческой страсти!

Далее выходим в греческий придел святого мученика Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Богочеловека при виде дивных знамений. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий (Мф 27:54). Предание говорит, что придел этот устроен на месте обретения слепой женщиной головы святого Лонгина мученика, пострадавшего за Христа. Женщина эта прозрела. Здесь же находится часть камня от Голгофы.

Отсюда проходим в придел разделения воинами риз Господних.

Еще Богодухновенный псалмопевец Давид, пророчески изображая обстоятельства страданий Спасителя, говорил: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (Пс 21:19). Это пророческое указание буквально исполнили воины у Креста Господня, на этом именно месте. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что (Мк 15:24).

Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, то есть без шва, и они пожалели рвать его, а, оставив целиком, согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию. Хитон, эта единая неразделимая одежда, изображает собою Церковь Христову как единую, неразделимую духом, верою. Как хитон, Церковь Божия должна оставаться одним обществом людей, проникнутых одинаково живою верою и любовью к Богу. Здесь сейчас находится армянский престол.

От этого места сходим по двадцати восьми ступеням вниз в подземную армянскую церковь, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения Его, в самом углублении пещеры, устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время распятия Христа. Здесь же устроен и католический престол, а вверху видно в скале окно, из которого, по преданию, святая царица Елена смотрела на работавших при откапывании Креста Господня. Подземелье это находится на месте бывшей лощины, именуемой Юдолью мертвых, о которой упоминалось ранее.

Поднявшись вверх из подземелья обретения Честнаго Креста, входим в греческий придел поругания и тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из претории. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца. Во всех посещаемых местах Владыка читал соответствующее событию Евангелие, и здесь было прочитано: Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие (Мф 27: 27–31).

Итак, мы поклонились всем святым местам страданий Господа, находящимся в храме Воскресения, осталось в заключение посетить главный предмет нашего поклонения — Гроб Господень, куда мы и направимся.

Под высоким куполом храма Воскресения (в момент нашего пребывания он был покрыт лесами для реставрационных работ) устроена часовня, или малая церковь (по-гречески кувуклия), обложенная желтым мрамором с украшениями по стенам и куполом посередине. Внутри находится скала, к которой можно прикоснуться, открыв икону Божией Матери в окладе из серебра, укрепленную на петлях.

В этой скале заключено бесценное сокровище христиан — Животворящий Гроб Христов.

Перед входом в кувуклию стоят в два ряда огромные подсвечники; множество лампад — вне и внутри кувуклии. По карнизам установлены драгоценные старинные иконы. Перед иконой Воскресения (она расположена над входом в кувуклию) висит лампада императора Николая II в память великого князя Сергея Александровича. По существующему на святых местах status quo точно определяются права и владения всех вероисповеданий. Над Святым Гробом Господним обычно горят тринадцать совершенно одинаковых лампад из чистого серебра, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать — католических, тринадцать — армянских и четыре — коптских. Лампады эти отличаются друг от друга формой. Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии на этот камень возлагается доска, служащая вместо престола. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария <...> И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем (Мф 28:1–2).

Вход низкий и узкий, высотой 112 см, шириной 72 см, ведет в пещеру Гроба Господня, которая тоже мала (длина и ширина около двух метров), так что перед гробом могут стоять одновременно не более трех человек. Три стороны его прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, как бы разделенная посредине. Сколько лобзаний отполировали эту мраморную поверхность! Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником. Над Гробом располагается много лампад, подсвечников, ваз с цветами. Выходят из пещеры Гроба Господня лицом ко Гробу. Благословенный трепет охватывает душу христианина при одном приближении к этой святыне. Эта маленькая пещера временно была вместилищем Необъятного. Здесь бездыханным и безжизненным лежал Тот, Кто дает жизнь всякой твари, Кто был Создателем всего мира. Здесь совершилось то, что составляет нашу славу, здесь произошла победа Христа над диаволом, торжество добра над злом, здесь воскрес Христос...

На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд по три Божественных Литургии: в 12 часов ночи греческая Православная, за нею — армянская и третья — католическая.

Обычай входить без обуви сейчас утрачен. Идет конец XX века, соответствующая ему одежда на людях, фото-, киноаппаратура. Но трепетное благоговение и невыразимый радостный страх, наверно, испытывал каждый молящийся у Гроба Спасителя, взывая вместе со святой Церковью: "Аще и во Гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение". Мы пели этот пасхальный кондак и молились каждый так, как ему внушала благодать Божия.

С древних времен и до настоящего времени паломники в Великую Субботу наблюдают явление сошествия Святого Огня на Гробе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — получение благодати Святого Огня, так это называют в народе.

Удалось найти литературные источники по данному событию следующих авторов-очевидцев. Располагаю их хронологически от древнейших к позднейшим. Сильвия Аквитанская, IV век.

1. Игумен Даниил, путешествующий по святым местам при великом князе Святополке Изяславиче, когда в Палестине царствовал король крестоносцев Балдуин I, вскоре после крестовых походов, а именно с 1093 по 1112 г.

Иеродиакон Зосима, монах Сергиевой Лавры, путешествовавший в Иерусалим в 1420 г.

Трифон Корабейников, московский купец с товарищами, путешествовавший по особому указу государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича в 1583 г.

Барский В. Г. (Плаки-Альбов), антиохийский монах, был пешим паломником с 1724 по 1727 г.

Лукьянов Иоанн, московский священник, путешествовавший в царствие Петра I с 1710 по 1711 г.

Иеромонах Мелетий, монах Саровской пустыни, путешествовавший с 1793 по 1794 г.

Муравьев А. Н., духовный писатель, путешествовал в 1832 г.

Норов А. С., министр просвещения в России, путешествовал в 1835 г.

Инок Парфений, иеромонах Афонской горы, путешествовал с 1841 по 1846 г.

Каминский В. К., путешествовал в 1851 г.

Варвара Брюк де-Сент Ипполит, путешествовала в 1859 г.

Архимандрит Леонид, путешествовал в 1863 г. (под именем инок Паломник).

Авдуновский Ф. М., путешествовал в 1887 г.

Дмитриевский А. А., профессор, путешествовал в 1908 г.

В основном все авторы почти одинаково описывают существо этого необычного явления.

"По своему началу новозаветный праздник сошествия Святого Огня относится к первым векам христианства. По свидетельству историка Евсевия, поводом к его установлению послужило чудо, совершившееся при патриархе Нарциссе, когда при недостатке масла, налитая в лампады силоамская вода была зажжена сошедшим с неба чудным Огнем и горела как елей во все продолжение пасхальной службы" (Воскрес. чтен. 1879. № 14. С. 153–154).

В Великую Субботу в церквах Иерусалима Литургия совершалась раньше, так как все старались в этот день быть если не в самом храме Воскресения, то поближе к нему. Вся площадь перед храмом, кровли монастыря Константина и Елены, Авраамиевского, Гефсиманского подворья, храма святой Марии Магдалины, храма святого апостола Иакова, брата Господня, и других прилегающих зданий в этот день переполнялись народом. В толпе много любопытствующих туристов, иноверцев, даже мусульман-обывателей.

Рано утром внутрь храма Воскресения вводился усиленный наряд турецкого войска для поддержания порядка. Вокруг кувуклии и от кувуклии до алтаря храма Воскресения устанавливались войска в два ряда. Свободными от народа оставались лишь дорожки от входных дверей до камня помазания, далее к кувуклии и к алтарю Воскресенского храма. Народ заполнял все. Некоторые еще в канун Субботы занимали себе удобное место поближе к кувуклии, обрекая себя на подвиг сурового бдения и истинного столпничества. Храм к полудню переполнялся до тесноты снизу и сверху. Богомольцы занимали все выступы, углы стен, балконы, места на Голгофе. Образ поведения богомольцев в этот день особенный: по мере приближения часа сошествия Святого Огня толпа становилась более нервной, нетерпеливой и резче проявляла свою религиозную возбудимость. В два часа дня греческий Патриарх в сопровождении клириков Патриархии, епископов, шествовал в храм Святого Гроба Господня. За Православным Патриархом следовали торжественно Патриарх армянский со своим клиром и клир коптов и яковитов. Каждый занимал соответствующее место.

Затем армянский архиерей, патриарший драгоман (переводчик и распорядитель церемонии) и по два клирика от коптского и яковитского абуна шли в алтарь храма Воскресения и целовали руку Православному Патриарху в знак почтения к нему и в силу привилегий, данных Омаром ибн Хаттабом и его преемниками православным грекам. В практике католической Церкви в этот день выполнялся лишь чин освящения восковых свечей.

Патриарх облачался в белые одежды. С ним одновременно надевали белые одежды двенадцать архимандритов и четыре диакона. Из алтаря выходили попарно клирики в белых стихарях, несшие двенадцать хоругвей с изображением страстей Христовых и Его славного Воскресения, за ними — клирики с рипидами и Животворящим Крестом, затем попарно двенадцать священников, четыре диакона, последние из них держали перед Патриархом в серебряной подставке пучки свечей для удобной передачи Святого Огня в народ и, наконец, выходил Патриарх с жезлом в правой руке. По благословению Патриарха певчие и всё духовенство при пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити" шли из храма Воскресения к кувуклии и троекратно ее обходили. Затем вся процессия останавливалась против Святого Живоносного Гроба и пела "Свете тихий". После пения все духовенство, кроме Патриарха, удалялось в алтарь храма Воскресения. Патриарх, став перед дверьми Святого Гроба, при помощи диаконов снимал с себя митру, саккос, омофор и палицу, оставаясь лишь в подряснике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман снимал печати и шнуры с двери Святого Гроба (перед этим специальная комиссия осматривала Гроб Господень и придел Ангела и запечатывала двери) и впускал внутрь Патриарха, державшего в руках пучки свечей (33 свечи в каждом пучке по числу земных лет жизни Иисуса Христа). За ним тотчас шел в кувуклию армянский Патриарх в священных одеждах и с пучками свечей. Для скорейшей передачи Святого Огня народу в приделе Ангела с южной и северной сторон расположены отверстия.

Как только Патриарх входил в Святой Гроб, двери кувуклии тотчас закрывались, армянский архиерей оставался в приделе Ангела возле упомянутого южного отверстия в нем.

Патриарх подходил к ложу Спасителя и, преклонив колени, со слезами молился Господу.

Момент этот поистине захватывающий и своего рода единственный. В храме после невообразимого шума и суеты воцарялась гробовая тишина. Мысли и взор молящихся устремлялись проникнуть в сокровенную глубину этой драгоценной христианской Святыни, погруженной во мрак. С трепетом и замиранием сердца ожидали все, находящиеся в храме Воскресения и за пределами его, момента первого появления Святого Огня из Гроба Господня. В томительном ожидании минуты для них казались часами, иногда вечностью... Поэтому лишь только среди этой напряженной тишины как бы оцепеневшей в своем благоговейном ужасе народной толпы с колокольни Воскресенского храма раздавался оглушительный трезвон "во вся тяжкая" и из отверстий в кувуклии появлялись первые пучки свеч с ярко пылающим Огнем, который в одно мгновение ока морем разливался по всему обширному пространству храма, из груди тысяч богомольцев вырывался восторженный крик радости и неподдельного восторга. Каждый паломник, держа в руке пучок из 33 свечей, спешил в духовном веселье зажечь их от первоисточника света.

С окон, карнизов стен спускались на веревках пучки свеч от тех, кто там ожидал приобщения к благодати.

Свечи поднимались вверх, обливали стоящих внизу горячим воском, осыпали огненными искрами. Огонь носился в храме по всем направлениям. В одно мгновенье, говоря языком церковной песни, "вся исполнишася света, небо и земля и преисподняя".

Восторг богомольцев, уже ничем не сдерживаемый, не имел предела... Протяжное греческое "Кирие, элеисон" (Господи, помилуй) смешивалось с радостными восклицаниями о преимуществах веры Православной. Неистовый стон и крики радости внутри храма передавались уличной толпе, стоящей близ храма, и далеко разносились по закоулкам и домам Иерусалима.

Огонь разносили в дома, везли в Вифлеем и другие места Палестины и всей земли. В настоящее время православные везут этот Огонь в специальных фонариках на самолетах в Америку, Японию и другие страны. Святым Огнем зажигали костры на улицах Иерусалима, возле них собирался празднично настроенный народ. После получения Святого Огня, люди плакали слезами умиления, радости, восторга. Наиболее экзальтированные "опаляли" себя Святым Огнем, но этот Огонь в первые мгновения не обладает свойствами обычного огня — он не жжет, а лишь светит; об этом рассказывала и матушка Георгия, нас сопровождающая и сама бывшая очевидцем этого события. Богомольцы скоро тушат свои свечи, чтобы сохранить их себе на память о своем паломничестве, и при нужде зажигают их, прося исцеления от болезней.

Мы также зажигали свои свечи от горящих на Гробе Господнем свечей и тоже их тушили, чтобы привезти домой, раздать близким, знакомым.

Когда первые минуты народного восторга проходили, из кувуклии появлялся бледный Патриарх, держа в руках по пучку горящих свечей, зажженных во Святом Гробе. В храме снова раздавались вопли и царило такое возбужденное оживление, что никакие человеческие усилия уже не могли его сдержать. Специальные люди буквально выхватывали Патриарха из толпы и относили его на своих плечах в алтарь храма Воскресения.

Как же происходит само появление Святого Огня? Об этом разные путешественники пишут по-разному; одни описывают, что на кувуклию при этом находит облако, другие говорят о происхождении Святого Огня прямо от Гроба Господня. Одни паломники видят сначала Огонь синим, другие — красным. Один из паломников видел, как "на Гроб Господень предварительно кладут вату, а затем ею собирают Святой Огонь, который появляется малыми искрами на мраморной плите Гроба Господня".

А. С. Перов писал: "Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей".

Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила, отправлявшего тогда служение: "Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня: но Огонь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредеся крат "Господи, помилуй", не жжет и не опаляет и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются".

Такое разнообразие сведений о цвете Святого Огня и способе его явления говорит о неподдельной искренности очевидцев.

Все сводится к одному: Святой Огонь невещественен, благодатен. Это явление ежегодно происходит в Великую Субботу и до настоящего времени.

Матушка Георгия, которая нас сопровождала в первый раз ко Святому Гробу, рассказывала о своих личных наблюдениях и переживаниях в этот знаменательный день. Некоторые, очевидно, чистые сердцем, видят вспышки Святого Огня в атмосфере храма, от них загораются свечи и в руках молящихся, другие им "умываются", не опаляясь. На Гробе Господнем и на стенах внутри кувуклии появляется "благодатная роса" с запахом. Эту "росу" собирают ватой и раздают молящимся. Аромат сохраняется долго. Две монахини однажды по дороге ко Святому Гробу немного поссорились, затем попросили друг у друга прощения. Одна из них в сердце своем все равно осталась убежденной в своей правоте, несмотря на испрошенное прощение. И вот, когда наступил момент сошествия Святого Огня, она на вопрос своей сестры, видела ли она вспышки, которыми та даже "умывалась", ничего не могла ответить — она ничего не видела... Для выражения внутреннего состояния молящихся в этот момент, очевидно, не хватит слов человеческого языка. Радостно осознавать, как пишет инок Парфений, что "теперь и нехотя прочие христиане православную веру уважают, а на православных яко на пресветлое солнце взирают: ибо все надеются получить благодать Святого Света именно от православных". Однажды, когда греки были под турецким игом, богатые армяне вздумали вытеснить греков из Гроба Господня и из Воскресенского храма. Вот как повествует об этом инок Парфений ([10]. Ч. 4. С. 10–12).

"Армяне собрали большую сумму денег и подкупили иерусалимское начальство, уверяя неверных, что Святой Огонь сходит не ради греков, но ради всех христиан, и если там в кувуклии и храме Воскресения будут армяне, то они тоже его получат. Турки пошли на сделку. Армяне обрадовались, писали по всем землям к своим единоверцам, чтобы они шли на поклонение. Сошлось их много. Наступила Великая Суббота. Армяне собрались в храме, а греков турки выгнали за пределы храма Воскресения на площадь. Православные стояли напротив входа в храм, а кругом их окружало турецкое воинство. Патриарх и весь народ православный стояли со свечами, надеясь от армян получить Благодать. Но Господь показал истинную веру Своим огненным перстом и утешил Своих истинных рабов, смиренных греков.

Уже пришло время, когда сходит Благодать, но Ее все не было. Господь не услышал. День был чистый и ясный. Патриарх сидел справа. Вдруг ударил гром и на левой стороне входа средняя мраморная колонна треснула, а из трещины вышло пламя. Патриарх встал и зажег свечи, а от него и все православные. Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан". Они бегали по всему Иерусалиму, подняв шум и крик. Турецкие воины, стоящие на страже и видевшие это чудо, удивились и ужаснулись. Один из них, Омир, стоявший у Авраамиевого монастыря, уверовал во Христа и с криком, прославляющим Иисуса Христа, прыгнул вниз с высоты более десяти метров на твердый мрамор, на котором, как на воске, запечатлелись следы его ног". Неправославные стараются их загладить, но автор этих воспоминаний, инок Парфений, сам их видел и трогал. Воину Омиру турки отсекли голову, а тело сожгли. Греки собрали его кости, положили в раку и поставили в женском монастыре Великой Панагии, где они до конца XIX века и находились, источая благоухание.

Армяне, ничего не получив у Гроба Господня, остались с одним стыдом. Паша иерусалимский очень на них разгневался и хотел их изрубить, но, побоявшись султана, только наказал.

Колонна с опаленной трещиной стоит до сих пор. Мы с благоговением прикасались к ней при каждом входе в храм Воскресения Христова. Позади кувуклии находится небольшая часовня коптов. После первого посещения храма Воскресения по улице Васты, узкой базарной улице мы с матушкой Георгией пошли в старый город, расположенный на святой горе Сион.

Пойте Господеви живущему в Сионе (Пс 9:12). Гора Сион сия, в нейже вселился еси (Пс 73:2). Явится Бог Богов в Сионе (Пс 83:8).

Основания его на горах святых, любит Господь врата Сиона паче всех селений Иаковлих (Пс 86:2–4). Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми (Пс 89:2). Надеющиися на Господа, яко гора Сион (Пс 124:1). Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе (Пс 131:13). Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю (Пс 133:3).

Сион имел большое значение в Ветхом Завете, но и новозаветная слава его велика. Святая Церковь изображает славу и значение Сиона в одном из следующих песнопений: "Радуйся, Сионе святый, мати церквей, Божие жилище. Обыдите, людие, Сион, и обнимите его а дадите славу в нем Воскресшему из мертвых. От Сиона бо изыде закон: языкоогненная Духа благодать".

Сион находится у соединения горных ущелий. Воздух там освежающий, много небольших садов, расположенных на крышах домов. Была осень, жара, бездождие, но цветы на кустах яркие, сочные.

Святой царь Давид отнял эту гору у иевусеев и, укрепив, избрал ее местом своего постоянного жительства. Там была устроена новая скиния, в которую перенесли кивот Завета. С тех пор израильтяне смотрели на Сион как на гору Божию. Впоследствии храм Соломонов, заменивший скинию, был построен на другой знаменитой библейской горе — Мориа, но имя Сиона осталось для Израиля священным и продолжало обозначать место жилища Божия.

На Сионе драгоценна сердцу христиан Сионская горница, или дом Тайной Вечери. Здесь Господь со Своими учениками праздновал иудейскую Пасху и, совершив Тайную Вечерю, установил на ней святейшее таинство Евхаристии, умыв перед этим ноги Своим ученикам.

После Воскресения Своего Господь утешал учеников, явившись им также в Сионской горнице при закрытых дверях, и передал им Благодать Духа Святого: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:19–23).

Здесь же вторично явился Господь ученикам, чтобы уверить апостола Фому в Своем Воскресении: После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:26–28).

На Сионе в древности на развалинах того дома, где произошла Тайная Вечеря, была построена небольшая церковь. Эта церковь уцелела при разорении Иерусалима и названа "первою церковью и матерью всех церквей". Святая царица Елена восстановила ее. По свидетельству святого Кирилла Иерусалимского, она делилась на верхнюю и нижнюю. Впоследствии храм этот был разрушен до основания, и на его развалинах один из сицилийских королей воздвиг католическую церковь. Затем здесь был устроен монастырь францисканцев. В 1559 году турки по повелению султана отняли у католиков святыню под предлогом, что там находятся гробы Давида и Соломона. С тех пор и до настоящего времени мусульмане владеют этим священным местом.

Храм Сионский был в продолжение многих веков разрушаем и снова восстанавливался, но до сих пор сохранилось его разделение на верхнюю и нижнюю части. Нижняя часть состоит из двух комнат: первую называют местом омовения ног, а вторую — местом явления Господа ученикам Его. Небольшая лестница ведет вверх, где тоже две комнаты одинакового размера. В первой, называемой местом Тайной Вечери, две мраморные колонны, поддерживающие свод. В верхней части свода находится изображение агнца, вероятно, в воспоминание Божественного Агнца, преподанного ученикам на Тайной Вечери.

Другую комнату верхнего этажа называют местом сошествия Святого Духа на Апостолов. По свидетельству святого Епифания, Апостолы по Вознесении Господнем возвратились с горы Елеонской в Сионскую горницу. Там они, как упоминается в Деяниях Апостольских, пребывали в молитве с женами и Мариею, Матерью Иисусовой: ...было же собрание человек около ста двадцати (Деян 1:16). И там же вместо Иуды-предателя был избран по жребию апостол Матфий. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:1–4).

В воспоминание этого события ежегодно в первый день празднования сошествия Святого Духа приходит на Сион греческое духовенство и близко от Сионской горницы читает молитвы о ниспослании Благодати Святого Духа.

По общему преданию евреев и мусульман, гроб Давидов находится на месте дома Тайной Вечери. Как пишет в своих воспоминаниях отец Арсений, гробница Давида находится в небольшой грубо оштукатуренной комнате, по стенам которой сделаны каменные прилавки, а у передней стены в углублении стоит большой саркофаг, покрытый шелковой тканью зеленого цвета. Но он сомневается, что это — гроб царя-пророка, так как устройство его не сходно с обычным для иудеев. Основываясь на свидетельстве пророка Неемии (3:15–16), можно предположить, что гроб Давидов находится в недрах Сиона. Сейчас комната, о которой пишет отец Арсений, открыта для посещений.

Когда мы пришли ко гробу Давида, к нашей группе присоединились две русские девушки в современной открытой одежде. Их не пропустили ко гробу, пока они не надели на себя накидки, которые им там любезно предложили. В турецкую мечеть Неби-Даут (гроб Давида) нас не пустили.

Возле Сионской горницы стоит дом святого апостола Иоанна Богослова, где Пресвятая Дева пребывала от момента распятия Христа до дня своего Успения. В древности здесь была церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова — на том месте, где, по преданию, Апостол совершил первую Литургию для Пресвятой Богородицы. Сейчас в том месте, где было Успение Богоматери, находится скульптура, изображающая Матерь Божию на ложе, как мы привыкли видеть на православной иконе Успения Божией Матери. А в верхнем этаже здания находится католический храм.

С Сионской горы открывается красивый вид на гору Елеон, где возвышается колокольня монастыря Русской Православной Церкви за рубежом, называемая "русской свечой".

Внизу мы увидели храм, купол которого венчал крест с петухом. Это был храм Петелглашения (глашения петуха). Туда мы и направились, спускаясь сначала по асфальту, а потом и среди колючек. Там, у подножия горы Сион, находился дом первосвященника Анны, на суд которого первоначально из Гефсиманского сада приведен был Христос.

Предание повествует, что когда из Гефсиманского сада Господа вели вдоль потока Кедронского, мимо памятника Авессалома, то при прохождении через Кедронский мост (здесь Он ранее даровал зрение слепорожденному: ...Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому — Ин 9:6), Он утолил жажду. Как в пророчестве сказано: ...от потока на пути пиет (Пс 109:7). С этого места и начались истязания и поругание над Господом от сопровождающих Его воинов и народа.

Христа привели к дому первосвященника Анны в глухую ночь; по преданию, привязали к маслине. Поросль этой маслины и сейчас видна за глухой решеткой напротив алтаря храма в армянском женском монастыре, который построили на этом месте. От Анны Христа отвели к первосвященнику Каиафе, правившему в то время делами синедриона. Дом Каиафы находится близко. Мы шли к его развалинам по каменным ступенькам (тем ступенькам!), заросшим травой. Чуть выше от развалин дома Каиафы построили армянский храм. Алтарь его основан на части камня, который отвалил Ангел от Гроба Господня. Справа от алтаря находится каменный мешок, куда был заключен Спаситель до отведения Его к Пилату. На стене этого углубления в камне осталась тень фигуры Христа...

Изображением креста на мраморе пола храма обозначено, где стоял Господь во время Его истязаний. Показали и то место, на котором Каиафа в неистовстве растерзал одежды свои: Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? (Мк 14:63).

На небольшом дворике растет виноградная лоза, которая обозначает расположение костра, около которого грелся святой апостол Петр во дворе Каиафы, где он, обличаемый служанкой, трижды отрекся от своего Божественного Учителя, а после пения петуха (здесь теперь и построен храм Петелглашения) горько оплакал свое отречение. Ученик Апостола святой Климент повествует, что апостол Петр в продолжение всей остальной земной своей жизни, когда слышал полуночное пение петуха, обливался слезами и каялся в минутном своем отречении. По сказанию святого Никифора, глаза у святого Петра были красными от частого плача. Господь, видя искреннее раскаяние Своего ученика, утешил его. Ангел Господень, благовествуя женам мироносицам о Воскресении Христовом, добавил: ...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк 16:7). Это особенное упоминание Петра показывает великое милосердие Божие к кающимся.

На месте дома евангелиста Марка, где собирались на молитву святые Апостолы и куда пришел апостол Петр, чудно выведенный из темницы ангелом, сейчас находится Сирийский монастырь.

На восточном склоне горы Сион есть пещера, окруженная масличными деревьями, в которой Петр, выйдя с плачем со двора Каиафы, "горько плакал". В записках паломника XII века игумена Даниила упоминается, что в его время над этой пещерой была церковь во имя святого апостола Петра.

К стене, окружающей дом Каиафы, с западной стороны прилегает кладбище христиан всех исповеданий. Там же до 1917 года хоронили и русских богомольцев, скончавшихся в Иерусалиме.

Под палящим иерусалимским солнцем (был полдень) мы вернулись в Русскую Духовную Миссию. Как будто сработала машина времени: из начала первого века с горы Сион с ее историей и тишиной мы вышли в конец XX века с шумными улицами, заполненными толпами суетливых людей и длинными вереницами мчащихся машин. В центре Иерусалима убирали холм земли — делали подземный переход к Стене плача — экскаватор, самосвалы скрежетали, не переставая. Через две недели, когда мы, прощаясь со Гробом Господним, возвращались через Яффские ворота в Миссию, этого холма земли уже не было.

После обеда нас отвезли в Горний монастырь, или "Град Иудин в Горней".

Название "Град Иудин" встречается в Евангельском рассказе о посещении Пречистой Девой Марией родственницы — праведной Елисаветы сразу после Благовещения Ей архангелом Гавриилом о рождении от Нее Богочеловека Эммануила, Сына Божия. Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету (Лк 1:39–40).

Селение это находится в южной части Палестины, называемой Иудеей, местности очень гористой. До него два часа езды на мулах и осликах (это в начале XX века так было) и примерно 20 минут езды на машине (это уже в конце XX века). Дорога сложная, извилистая и узкая. Она не позволяет разъехаться двум машинам, поэтому при подъеме гудят, чтобы встречная машина знала и готовилась уступить дорогу, прижавшись к забору или въехав во дворик какого-нибудь дома. Кругом желтоватый камень, но из-за особого плодородия почвы Палестины здесь много садов и обработанных полей. Там же, где есть источник, у арабского селения Мальха растут великолепные розы. По преданию, у этого источника останавливалось для отдыха Святое Семейство, возвращаясь из Египта в Вифлеем, где родился Спаситель. Здесь Иосиф узнал от жителей селения Мальха, что вместо умершего Ирода в Иудее правит его сын Архелай, человек злой, жестокий и мстительный. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф 2:22–23; ср. Суд 13:5).

Селение Горняя по-арабски называется Айн-Карим, что в переводе означает источник виноградников. Здесь находится францисканский монастырь, построенный на месте рождения святого Иоанна Предтечи. В настоящее время это многолюдное селение. По составу населения оно делится на три части, или, вернее, на три небольших селения: древнее село — Айн-Карим с арабским, мусульманским и еврейским населением, католический поселок и новое поселение с православным, в основном русским населением, то есть Горненский монастырь.

Православное селение до революции занимало всю северную часть примыкающей к ложбине горы площадью почти в квадратный километр. В сталинское время часть земель продана или подарена. А семь лет назад, после зверского убийства двух монахинь, живущих в верхней, отдаленной части монастыря, там построили стену из камня (стоимость работы составляла около ста тысяч долларов), оставив пустынные земли, принадлежащие монастырю, за чертой этой стены.

Начало русской колонии положено начальником Русской Православной Миссии в Иерусалиме — архимандритом Антонином. На собранные частные пожертвования он купил в 1871 году у одного француза два дома и большую плантацию оливковых деревьев, затем расширил этот участок, покупая смежные, и построил обширный приют для православных русских паломников. Впоследствии здесь по благословению архимандрита Антонина стали селиться русские инокини и простые женщины, искавшие благочестивой жизни и богоугодных занятий. Местность стала застраиваться отдельными домиками и кельями. Архимандрит Антонин раздал им небольшие земельные участки как средство для скромного пропитания.

Во главе благочестивых поселянок этой местности вначале была инокиня Павла, известная своей богоугодной жизнью и строгим подвижничеством. Постепенно под ее руководством местность заселялась инокинями, строились домики-кельи, которыми, как ласточкиными гнездами, стали украшаться уступы горы. Окруженные виноградниками, оливами, кипарисами и небольшими фруктовыми садами, тщательно обрабатываемыми терпеливым трудом инокинь, эти домики были пожизненной собственностью русских отшельниц, нашедших себе здесь новую родину и в трудах и молитве доживающих в этих святых местах свой век.

Первые паломники Горненского монастыря вспоминают, что у каждого домика были прекрасные цистерны для пресной воды, необходимой для поливки садов и огородов. В безводной Палестине эти цистерны — истинное благодеяние. Прошло 120 лет со дня основания монастыря, но мало что изменилось, лишь все пришло в ветхость. Начальник Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Никита восхищался трудолюбием матушек монастыря. Если бы не их попечение о поддержании состояния домиков, они давно бы развалились. После революции 1917 года на новое строительство и восстановление разрушающихся построек средств не отпускалось. На самой вершине горы стоит и сейчас недостроенный храм. Его строительство закончилось в 1917 году... Стены, своды — нет лишь крыши — все говорит о грандиозности задуманного архитектором храма. Внутри храма мы увидели срез дерева с семьюдесятью кольцами диаметром в полметра и рощу молодых деревьев.

Когда мы, прощаясь с Горненским монастырем, поднялись к стене почти на вершину горы и смотрели на открывающуюся со смотровой площадки панораму, то сначала поразило величие простора этой земли, несмотря на ее гористость, а затем, опустив взор вниз на монастырь, мы остолбенели, глядя на белеющие и начинающие уже разваливаться стены недостроенного храма. Крыш домов-келий из-за множества кипарисов, олив почти не было видно, а вот храм... Мысленно так и хотелось бы его достроить, поднять кресты золотые над куполом, но... Это можно было увидеть лишь с закрытыми глазами, открыв которые, мы возвращались в действительность с разваливающимися домиками и действующим храмом во имя Казанской иконы Божией Матери, выкрашенным, как и колокольня, в розовый цвет такой по качеству краской, которая больше вредит постройкам, чем их защищает и украшает. Храм этот построен архимандритом Антонином на собранные им частные пожертвования. Церковь устроена в византийском стиле с куполом, некогда зеленым. Отдельно от церкви, выше на горе, стоит высокая колокольня, с которой открывается вид на прилегающую область Палестины вплоть до Средиземного моря. Колокольня эта видна паломникам издалека, как гостеприимный маяк, который всегда указывает путнику, что он здесь встретит радушный прием. И мы, подъезжая, услышали радостный колокольный звон, а выйдя из машины, попали в теплые объятия матушек, как будто встретились после длительной разлуки с родными. Успели к полиелею.

Храм внутри небольшой, уютный, как говорят, намоленный. Несмотря на отдаленность от России, здесь все было как у нас на родине. Нежное пение с молитвой внутренней небольшого хора монахинь.

Мысль перенесла нас к первым дням Нового Завета, к местным святыням: месту рождения Иоанна Предтечи, источнику Пресвятой Девы Марии и развалинам жилища родителей Иоанна Предтечи.

Место рождения Иоанна Предтечи заключено внутри католического монастыря, построенного в 1621 году. Монастырь обнесен высокими каменными стенами. Монастырский трехпрестольный храм богато украшен живописью, пол выложен мозаикой из мрамора. Под престолом левого придела находится пещерная часовня со входом в нее по восьми мраморным ступенькам. На пяти мраморных изваяниях изображены сцены жизни и подвиги святого Иоанна Предтечи. Под престолом внизу находится мраморная плита с надписью на латыни: Здесь родился Предтеча Господень.

Обитель эта основана еще в XI веке во времена крестовых походов. Мусульмане ее разрушили и превратили в стойла для скота. Лишь в 1621 году францисканские монахи купили это место, устроили обитель и святой храм.

За селением в тени смоковниц струится источник, известный у христиан как Источник Пресвятой Девы Марии. Это древний источник Навфо, упоминаемый в книге Иисуса Навина, тот самый, к которому, по преданию, Пресвятая Дева Мария во время своего трехмесячного пребывания у праведной Елисаветы ходила за водой. Узкая тропинка, теперь исчезнувшая, раньше вела к прилегающей горе, на вершине которой сохранились развалины какого-то, по-видимому, большого и некогда благоустроенного здания, на что указывают остатки прекрасной стенной живописи, обилие коридоров, сводов. Местные жители утверждают, что это руины храма, построенного в древности на месте жилища Захария и Елисаветы, а затем разрушенного мусульманами. Посреди двора растет большой развесистый платан, дуплистое основание которого обнесено двумя каменными уступами. Под сводами дерева устроен престол. Здесь, по христианскому преданию, произошла трогательная встреча Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, с Пречистою Девою Мариею, Матерью Сына Божия, Спасителя людей, переданная человечеству в святом Евангелии от Луки.

Недалеко от этих мест лежит пустыня святого Иоанна Предтечи, та суровая местность, где он рос, укреплялся духом и телом, закалялся в подвигах поста и молитвы до семнадцатилетнего возраста. Пустыня эта, по воспоминаниям одной из паломниц, находится от дома Захарии не более чем в двух часах ходьбы. У самой дороги на полпути стоит скала Иоанна Предтечи — огромный белый камень на месте одной из проповедей святого пророка. Часть этого камня хранится как святыня у храма Горненского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери. Мы с благоговением ее касались.

Высокие возвышенности, начинающиеся со второй половины пути, таят множество пещер. В одной из гор показывают пещеру святого пророка Иоанна Предтечи, ко входу в которую ведет лестница из двенадцати ступеней. По размерам эта пещера внутри шести метров в длину, трех в ширину и двух в высоту. На том месте, где, по преданию, было каменное ложе Иоанна Предтечи, сейчас находится католический алтарь. Недалеко от этой пещеры указывают источник отшельника, а на одной из горных вершин находится гробница Елисаветы, место, где погребена праведная мать святого пророка Божия.

В воспоминание события встречи Пречистой Девы Марии с праведной Елисаветой в обители Горненского монастыря установлен особый праздник с богослужением, как в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Такой праздник совершался раньше по распоряжению Иерусалимского Патриарха и благословению Русского Святейшего Синода и только в этой обители.

* Публикуемый дневник издан малым тиражом (Тамбов, 1996).

© Н. Т. Торопцева, 2000

Цит. по: Торопцева Н. Паломничество по Святой Земле в конце ХХ века. // "Альфа и Омега", СПб., №16, 2001 г.

Карта сайтаВ начало разделаТоропцева Н. Паломничество по Святой Земле в конце ХХ века. // "Альфа и Омега"