Карта сайтаВ начало разделаАрхиепископ Мефодий. О знамении обновления святых икон*

* Печатается в сокращении по изданию: Архиепископ Мефодий. О знамении обновления святых икон. Джорданвиль, 1967, 82 с. (1-е изд. Харбин, 1925, последнее изд. — М., 1999.)

Преосвященный Мефодий (Герасимов, 1856-1930), выпускник Казанской Духовной академии, епископ с 1894 года. Выехал за границу в 1918 году. Когда в 1920 году, в связи с наплывом русских беженцев в Манчжурию, обосновавшихся в Харбине и окрестностях, в поселках при железнодорожных станциях, где еще до революции жили русские служащие Китайской-Восточной железной дороги, была образована Харбинская епархия, был назначен святым Патриархом Тихоном на Харбинскую кафедру с возведением в сан архиепископа, с 1929 года – митрополит Харбинский.

Существуют явления высшего порядка, стоящие вне законов, которыми связаны и ограничены явления чувственного, вещественного мира. Какие бы объяснения этим явлениям ни давались, эти объяснения носят характер одних недоказуемых предположений. Общечеловеческое сознание всегда признавало и признает существование явлений иного, высшего порядка, которые верующий ум и слово Божие именуют знамениями и чудесами.

В истории Церкви Христовой знамения и чудеса были особенно многочисленны в первые века христианства, когда свирепствовали кровавые гонения на христиан... Ныне, волею Всеблагого и Премудрого Бога, явились знамения и чудеса в годину нового великого искушения веры, когда человек восстал на Самого Всевышнего и, подобно виденному святым тайнозрителем зверю, отверзе уста своя в хуление к Богу, хулити имя Его и селение Его и живущая на небеси (Апок. 13,6), когда хула и безбожие хотят совершенно исторгнуть из души человека веру, заставить человека забыть Бога и жить одною животною жизнью, как говорили древние безбожники: да ямы и пием, утре бо умрем (1 Кор. 15, 32).

Знамения и чудеса, которые благодать Божия ныне явила нам, как всем известно, суть дивные знамения обновления святых икон и других святынь. Знамения и чудеса в духовном мире человека и в жизни Церкви имеют такое же важное значение, как и величайшие события во внешней жизни народов, а потому они должны быть записаны в священную летопись таинственных благодатных событий в жизни Церкви наряду с величайшими историческими событиями, записанными в летописи народов, должны быть записаны, как несомненный исторический факт, подобно дивным знамениям благодати Божией, записанным в книге Деяний святых апостолов, жизнеописаниях святых и священных летописях Церкви.

Памятуя слова: тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно (Тов. 12,7), мы взяли на себя труд, по мере сил своих и разумения, сделать описание великого чуда Божия. Да не поставят нам в вину, если это описание для иных покажется слишком распространенным второстепенными подробностями. Но такие дивные и поразительные знамения, какими ныне являются знамения обновления, бывают однажды только в течение веков, а потому их описания должны быть сделаны со всею тщательностью, чтобы не осталось места сомнению в их достоверности. Знамения обновления так многочисленны, объем лют целые области, что по справедливости эти знамения могут быть названы событием в таинственной жизни Церкви, и это событие в своем роде есть единственное событие. Благодать Божия явила прежде различные знамения и чудеса, но дивное знамение благодатных обновлений происходит ныне только в первый раз. Это событие люди не прославили на весь мир, о нем не прокричали газетные глашатаи, оно прошло для мира незаметно; но Господь сказал: Не приидет Царствие Божие с соблюдением; се бо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20-21). Величайшее из всех событий в таинственных судьбах мира — пришествие Сына Божия в мир — совершилось невидимо и незаметно для мира и его шумной славы. Сказано: в мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна (Ин. 1, 10). Благодать Божия являла и ныне явила дивные знамения и чудеса, но мир не познал и не увидел их, потому что их видит только духовное око верующей души. События в Царстве Божием совершаются в таинственном безмолвии, минуя мир и его преходящую славу; но благодатные события в мистической жизни Церкви имеют неизмеримо большее значение в судьбах мира и человека, чем величайшие события, какие только человек увековечил в своей истории и монументах.

Описывая явления обновления, мы особенное внимание обращаем на психологическую сторону показаний, те переживания, которые испытывали свидетели знамения. Эти переживания дают столь наглядную и живую картину события, что производят неотразимое впечатление правдивости показаний, и самое описание мы делаем по возможности в словах и выражениях самих свидетелей чуда.

Скорбные времена настали для всех, кто остался верен Христу. Но умножились скорби — умножилось и утешение, как сказано Апостолом: якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2 Кор. 1, 5). Среди смрадной мглы неверия и безбожия блеснул яркий луч благодати Божией в дивных знамениях обновления святых икон. Благодать Божия не являла таких знамений прежде, и это, без сомнения, потому, что они тогда не были так необходимы, как ныне, могли возбудить только праздную пытливость-, явила же их теперь, когда они нужны, чтобы утешить и укрепить скорбящие души, не дать сатане уловить их в сети уныния и отчаяния, изобличить хулу и посрамить врагов Божиих. Благодать Божия явила свою милость в тот самый момент, когда тяжесть ниспосланных испытаний достигла крайнего своего предела, к гонениям от явных врагов и гонителей веры присоединились гонения от лжебратий, дерзкого мятежного сборища, наименовавшего себя "Живой церковью", являющегося, может быть, предвестием такого же пагубного отступления, какое произвел Лютер в Западной Европе...

Волна обновлений прошла по югу России как бы каким-то многоводным потоком. Знамения обновления так многочисленны, так явственны, так очевидны, что сама безбожная власть вынуждена признать действительность происходящего и засвидетельствовать об этом в своем официальном органе. Так, в одном из номеров газеты ВЦИК за вторую половину 1923 года или за первую 1924 года была помещена заметка, которая начиналась словами: "Повсеместно началось обновление икон..." В этой заметке сообщалось, что в одном местечке России обновилась икона и каждую ночь перед ней сама собою зажигалась лампада. Власти поставили часового, который подтвердил это явление. Но когда, говорится далее в заметке, его стали допрашивать более строго (приблизительное выражение), то он сказал, что напился самогонки и ничего не видел. Заметка эта в главном официальном органе имеет особенно важное значение, как свидетельство, удостоверяющее несомненный факт повсеместного обновления икон. А часовой при вторичном допросе, не осмеливаясь отрицать совершившийся факт, дал уклончивый ответ...

Обновляются святые иконы, кресты на храмах, причем обновляется только один какой-либо крест, а прочие остаются по-прежнему потемневшие от времени. Обновляются купола, иконостасы храма. Пишущему сие лично прежде известен был случай обновления одной святой иконы. Когда в 1919 году он был в Иркутске в женском Знаменском монастыре, то видел обновившуюся Казанскую икону Божией матери. Икона довольно большого размера, итальянской живописи. Икона была потемневшей от времени и отдана художнику в чистку. Однако и после чистки икона осталась по-прежнему потемневшей. Но вот святая икона стала постепенно просветляться сама собой, и когда пишущий сие прикладывался к ней, то икона была настолько просветлевшей, краски были настолько ярки, что казалось, икона была только сейчас написана.

Приступая к описанию знамений обновления, мы ближайшим образом будем говорить о знамениях обновления, которые благодать Божия явила в пределах Харбинской епархии; это дивное событие совершилось как бы на наших глазах, и мы были очевидцами его. Но первые случаи благодатных обновлений на Дальнем Востоке произошли во Владивостокской епархии, а потому опишем наперед эти случаи, насколько возможно было собрать о них сведения...

Господь являет знамение благодати Своей не для какой-либо суетной земной цели, не для того, чтобы удивить людей и возбудить их праздное любопытство, а являет для какой-либо высокой, спасительной цели; являет знамение Своей благодати и не тогда, когда мы желали бы, просили бы и ждали знамения, потому что сказано: Не искусиши Господа Бога твоего (Мф. 4, 7) — не требуй чуда от Бога, — а являет тогда, когда мы не предполагаем и не ожидаем... являет тогда, когда нужно бывает явить для нашей пользы и спасения...

Первое знамение обновления последовало в Гродекове, в пятницу на сырной седмице 1923 года. 3 февраля старого стиля обновилась икона у жителя Гродекова казака Аполлона Степановича Мрыхина, проживающего на Андреевской улице. Обновившаяся икона небольшого размера, штампована чернью по белой фольге, наложенной на доску. Икона — родительское благословение. На ней девять изображений в три ряда... Первым заметил обновление красноармеец, бывший на постое у хозяина дома, когда утром после уборки лошадей вошел в комнату и, вымыв руки, взглянул на икону. Заметив обновление, он тотчас же сказал проснувшейся хозяйке: "У вас икона обновляется; у нас на юге России (откуда красноармеец был родом) иконы тоже обновлялись". Икона обновлялась постепенно. По словам одного лица, видевшего святую икону спустя неделю после обновления, обновление шло с левого от зрителя угла сверху книзу, захватывая часть изображения святителя Николая и Воскресения Христова и внизу все изображения Успения Божией Матери. Оставались необновившимися вверху два изображения Божией Матери, в средине Зосимы и Савватия и внизу в углу слева Воздвижение Честного Креста. То же лицо видело икону в следующее воскресенье через неделю. На иконе оставались необновленными только изображения Зосимы и Савватия Соловецких и Воздвижения Честного Креста и необновившееся пятно по изображению Воскресения Христова (левый угол внизу) и святителя Николая (правый угол внизу). В обновившихся местах можно было заметить полное и неполное обновление, которые незаметно сливались одно с другим...

После первых случаев благодатных обновлений прошла как бы какая-то волна по всему Приморью. Стали обновляться святые иконы в храмах и у частных лиц по разным селам Приморья; обновлялись также в храмах хоругви, утварь и другие священные предметы.

Событие обновлений произвело глубокое впечатление на массы и вызвало необыкновенный подъем религиозного настроения; огромные толпы народа стекались всякий раз, где только являлось знамение обновления. Агенты ГПУ употребляли все усилия, чтобы скрыть чудо, наряжали комиссии, собирали народ, мыли необновившиеся места на иконах мылом, терли содой, пытаясь доказать, что обновление есть не более, как обман и шарлатанство, проделка попов. Поэтому духовенство в данном случае старалось держать себя совершенно в стороне... Имеется письмо одного благочестивого христианина из Владивостокской, епархии священнику-беженцу этой епархии, находящемуся в Харбине. Письмо описывает поистине поразительный случай обновления иконы: "У нас, слава Богу, появилось множество чудес, и я решил сообщить о них Вам, предварительно убедившись своими грешными глазами; в Кролевце обновилось более десяти икон. И вот мне представился случай смотреть на них. Да, действительно чудеса Божий, посылаемые нам, грешным, чтобы мы каялись и обратили сердца свои к Господу. У Василия Косячука икона Спасителя, окруженного двенадцатью апостолами, на бумаге, без стекла, в простенькой рамке, уже изорванная, сделалась совершенно новой и следы изорванного зажили, только рубцы. Один неверующий колол ее и резал ножницами, но и эти следы в течение некоторого времени заросли, и это на глазах людей. Лики икон как живые, необыкновенные. Внизу на иконе в ¼ вершка осталась черная полоса, указывающая прежнее состояние иконы. У Марченко Хромого икона Богоматери была в серебряной обделке, но сделалась в золотой, и необыкновенного золота. Остались только в трех местах признаки дообновленного состояния иконы. Лики поразительные, очень заметные издали. Я видел это своими глазами и верю, что это чудо Божие..." То же лицо в другом письме (29 декабря минувшего года) пишет: "Я писал о чудотворно обновленных иконах в селе Кролевце, а сейчас счастлив написать Вам, что это Божественное чудо перекинулось и на Кневичи. Икона Божией Матери Казанская чудотворно обновилась и у меня. Не могу Вам описать радости, которую я с семейством испытываю, глядя грешными взорами на лик Богоматери и Богомладенца, изменившиеся на невообразимо кроткие, миловидные, нежные, весьма красивые, с кровавым румянцем лица. Позолота обделки изменилась, как только что из магазина куплена, даже много красивее. Осталось только пятнышко на венчике Богоматери величиною в ¼ медной монеты копейки прежнего темного цвета — это доказательство бывшей темноты иконы, стоявшей на стене в течение девятнадцати лет. Между тем стоящая рядом и такое же время икона Спасителя оставалась темной. Я искренне верю и благодарю Бога, посетившего меня, грешного, своим благословением. Кроме меня, чудотворно обновились иконы у стариков Дьяченко, Мокриенко, Тарасова, Д. Барабаша, Феодора Сущенко, моей матери, Гервасия Сидоренко, Василия Остапенко. Каково это знамение, Бог знает, но люди, не верующие в Бога, по-прежнему не верят, а веровавшие укрепились еще лучше в вере".

После Приморья волна обновлений двинулась в пределы Харбинской епархии. Первые случаи обновления здесь падают на конец июня старого стиля того же 1923 года. Достойно внимания, что, по дошедшим до нас сведениям из Советской России, начало обновлений на юге России падает точно так же на это время. Первою обновившеюся иконою в пределах Харбинской епархии была икона Божией Матери Владимирская. После обновления этой святой иконы последовало обновление других икон Божией Матери, а также икон Спасителя и угодников Божиих. Последовательно через некоторые промежутки обновились иконы Божией Матери Казанская, Иверская, Всех скорбящих радость, Умиление, Знамения Курская Коренная, Калужская. Есть обновившиеся иконы Спасителя, но их небольшое по сравнению с обновившимися иконами Божией Матери число. Может быть, по грехам своим, мы недостойны видеть знамения от пречистого лика Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. Из икон угодников Божиих первою обновилась в пределах Харбинской епархии икона мученика Иоанна Воина, защитника от обидящих. Но наибольшее число обновившихся икон — иконы великого угодника Бо-жия святителя Николая и иконы святого великомученика Георгия Победоносца. Святитель Николай — самый чтимый русским народом святой угодник Божий. Великомученик Георгий почитается как покровитель Российской державы, его изображение находится на ее государственном гербе. Обновлением святых икон эти великие угодники не свидетельствуют ли нам, что они видят наши скорби и возносят крепкую молитву перед Богом за Русскую землю и за каждого из нас?..

Первый случай обновления благодать Божия явила в пределах Харбинской епархии на станции Пограничная, и первая обновившаяся икона была, как сказано, икона Божией Матери Владимирская, наименованная простецами Праворучицей, потому что держит Младенца Христа на правой руке. Обновление святой иконы совершалось с 3 на 4 июля. Первое чудо обновления совершилось так неожиданно и так было ново, что слух об этом быстро разнесся по всей Маньчжурии и произвел на всех неизгладимое впечатление, привел всех как бы в какое-то недоумение. Обновившаяся икона простого письма; но лик Божией Матери имеет приятное выражение; кругом икона украшена фольговыми цветочками. Иконе более двадцати лет. До обновления икона была потемневшей, тусклого бледного цвета. Такой вид имеет одновременная с ней икона Спасителя, находившаяся рядом. После обновления краски лика так оживились, как будто икона только сейчас написана и покрыта лаком, фольговые украшения так блестят своим золотистым блеском, как будто они сейчас только вышли из рук мастера. Обновление иконы никак не могло произойти путем обыкновенной чистки. Икона никогда не вынималась из киота, чему доказательством служит насевшая в нижней части киота паутина, а фольга настолько слабый материал, что при малейшей попытке чистки фольговых украшений они рассыпались бы в прах. Описанная святая икона принадлежит жительнице станции Пограничная Евфимии Потаповне Немерецкой. Вставши утром 4 июля на молитву, хозяйка дома увидела икону уже обновившейся, а потому полагает, что обновление произошло в ночь с 3 на 4 июля.

9 июля 1923 года у прихожан станции Пограничная Георгия Васильевича и Елизаветы Ивановны Журицких обновилась икона святого мученика Иоанна Воина. Икона была темной с едва заметным ликом и производила впечатление старой и ветхой. Находилась она в киоте под стеклом, которое не открывалось, написана на дереве, риза и венчик вокруг головы из фольги золотистого цвета. После обновления икона стала необыкновенно светлой, с отчетливо прояснившимся ликом святого и обновившейся фольговой ризой. Икона пожертвована владельцем в местный храм.

10 июля обновилась Казанская икона Божией Матери и икона святителя Николая у жителя соседнего с Пограничной поселка Благовещенского Ивана Дмитриевича Кондратюка. Казанская икона была приобретена владельцем сорок два года назад. Просветление иконы заметила хозяйка дома во время утренней молитвы, немедленно позвала дочь, которая заметила и самый процесс просветления иконы. Икона святителя Николая напечатана на бумаге. В средине поясное изображение Святителя, по бокам мелкие изображения из его жития, иконе пятнадцать лет. На иконе во всей ясности видно, какою она была до обновления и какою стала после... Переход светлого в тусклое и наконец темное в самом углу настолько незаметен, что исключает всякую возможность чистки иконы человеческою рукою, потому что тогда остались бы какие-либо полоски. Икона пожертвована владельцем в Харбинский собор.

10-го же июля у прихожанина поселка Благовещенского Пограничного прихода Ивана Григорьевича Козловского обновились следующие святые иконы: небольшая иконка Тайной Вечери, печатанная на бумаге, приобретена тридцать три года назад, родительское благословение; Казанская икона Божьей Матери, писана на дереве, с фольговою ризою в киоте, приобретенная около пятидесяти лет назад; икона святителя Николая, приобретеннная около тридцати дет назад, писана тоже на дереве, с фольговою ризою в киоте. Все поименованные иконы были так загрязнены пылью и засижены мухами, тараканами, что почти невозможно было рассмотреть изображения. Обновление произошло заметным образом на глазах присутствовавших. Вот простой беспристрастный рассказ об этом хозяина дома: "10 июля в 12 часов дня я пришел в кухню обедать. Жена старуха пошла в комнату, где стояли иконы, и увидела, что икона Божией Матери, стоящая выше других икон, стала обновляться. Она возвратилась в кухню и сказала мне: „Старик, иди, посмотри на нашу икону, какая она светлая!" Я пошел вместе со старухой, снял икону и вынес ее на кухню, где вместе с квартирантами стали рассматривать. Когда мы рассматривали, то икона в наших руках обновлялась и стала совершенно светлой. После пришло много народу, стали смотреть на угол, где находились иконы, и заметили, что и остальные иконы значительно светлее, чем раньше. Небольшая иконочка Спасителя, печатанная на бумаге, лежала ликом вниз, но когда ее подняли, то тоже заметили перемену. Икона, бывшая совершенно темной, грязной, засиженной мухами, оказалась светлой, чистой. Через два часа все иконы обновились, и к вечеру пришел отец настоятель церкви станции Пограничная, протоиерей Ильинский, при большом стечении народа отслужил молебен". Икона Тайной Вечери пожертвована владельцем в Харбинский собор. Лица на этой иконе имеют какой-то особенный, нежный оттенок красок...

В то же приблизительно время обновились святые иконы: 1) Икона Спасителя у прихожанки станции Пограничная Матрены Викуловны Мотях. Иконе 42 года; писана красками, простой, но приличной работы; икона пожертвована владелицей в Харбинский собор; 2) Иверская икона Божией Матери у прихожанина Михаила Прокопьевича и Варвары Андреевны Романюк... 3) Икона святого великомученика Георгия Победоносца в доме большевика, но верующего человека, Василия Ананьевича Беликова, большевика скорее, как говорят, по должности. Икона была приобретена его матерью, богобоязненной женщиной, которая и доселе жива. Иконе шестнадцать лет, напечатана на жести. Икона блестит, как будто только сейчас изготовлена на фабрике; остались только кое-где ничтожные пятнышки, показывающие, какой икона была до обновления. Большевик хозяин скрывал обновление иконы и только кое-кому проговаривался об этом: "Вот как у меня обновилась икона святого Георгия Победоносца. Икона висела в переднем углу. Когда я стоял на молитве, то заметил яркий блеск, причем обновление иконы последовало в течение суток. О просветлении иконы я никому не говорил, кроме своей матери, боясь различных кривотолков. До обновления икона была совершенно темная, покрыта пылью и засижена мухами". Когда спрашивали владельца иконы, почему он не объявил всем о ее обновлении, он отвечал, что тогда его единомышленники подняли бы его на смех.

Как много среди нас таких малодушных! Как много таких, которые видят истину и в душе своей веруют, но стыдятся и боятся исповедать свою веру перед людьми! Братья, верующие в Бога большевики! Вы стыдитесь и боитесь людей, чтобы показать свою веру, но бойтесь и стыдитесь не людей, а Бога, чтобы вас не постыдился Христос, когда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Мк. 8, 38).

Шествуя на запад, благодатная волна обновлений достигла города Харбина. 8 ноября старого стиля совершилось в Госпитальном городке первое обновление: обновилась икона великомученика Георгия Победоносца... Икона печатана на жести, принадлежала Пятому Сибирскому стрелковому полку и была сдана в склад изъятых из употребления вещей. Оттуда она была взята в свою квартиру врачом Николаем Александровичем Смирновым...

Вторая обновившаяся икона в Харбине была икона Божией Матери "Всех скорбящих радость", находящаяся в домовом храме хронических больных... Эту икону сам пишущий сие видел как до обновления, так и после. Краски и золото на иконе просветлели как живые, но повреждения от времени, выкрошившиеся места сохранились как бы для того, чтобы свидетельствовать о чуде. Храм приюта хроников устроен в честь иконы "Всех скорбящих радости", и икона лежала на аналое, где больные и молящиеся постоянно к ней прикладывались.

После обновления иконы "Всех скорбящих радости" вскоре обновилась в Харбине Владимирская икона Божией Матери, принадлежавшая Павлу Домниковичу и Елене Никаноровне Шумским — родительское благословение госпоже Шумской. Икона пожертвована владельцами в харбинский мужской Богордице-Казанский монастырь. Икона печатана на бумаге, покрыта фольговой плоской ризой, под стеклом в наглухо заделанной рамке...

Почти одновременно с Владимирской иконой Божией Матери обновилась в доме Владимира Николаевича Рыкова не менее как полуторастолетняя родовая икона Божией Матери "Умиление". Эта святая икона не только обновилась, но на одежде Богоматери выступили еще небольшие капли мира. Икона живописной работы. В том же семействе в начале марта 1924 года стала обновляться икона святителя Митрофания Воронежского, прекрасной .живописной работы; была в семье Рыковых более ста лет. 82-летняя старица, мать госпожи Рыковой, помнит икону, когда была еще маленькой; икона и тогда уже была темная. Незадолго до Благовещения вся икона ясно просветлела и продолжает как бы все более становиться ясной. Осталась только левая ручка святителя совершенно черной, какой вид имела вся икона до обновления. Перед иконой всегда лежал акафист святителю Митрофанию, напечатанный в 1850 году и от времени весь пожелтевший. Госпожа Рыкова каждодневно читала этот акафист перед иконой, хотя и не весь. Дня три не читав акафиста, госпожа Рыкова взяла его по обычаю, чтобы читать, и вдруг увидела, что пожелтевшие листы, за исключением крайних, побелели и стали почти как новые. Это было вечером 15 ноября старого стиля в день памяти святых мучеников Гурия, Самона и Авива. Икона была принесена в собор. Здесь в воскресный день архиерейским служением был совершен молебен святителю Митрофанию и прочитан акафист по обновившейся книжке.

14 декабря 1923 года обновилась в Харбине икона у фельдшерицы Софии Ермолаевны Антоновой. Икона старинной иконописи, родительское благословение. На иконе изображены преподобные Сергий Радонежский и Никон, ученик его, святитель Николай Мирликийский и святая мученица София. Иконе около ста лет; перешла она к госпоже Антоновой от прадеда ее. Есть особенная деталь в обновлении этой святой иконы. Госпожа Антонова вела споры о знамении обновления икон с врачом, доктором медицины Будбергом; доктор Будберг, лютеранин, увлекался оккультизмом. Господин Будберг не отрицает вообще факта обновления, но объясняет его скоплением в атмосфере магнетизма и электричества после землетрясения в Японии и напряжением магнетической энергии в людях вследствие особого состояния Солнца. В этом споре госпожа Антонова сказала господину Будбергу, не уверует ли он, если у нее обновится икона, и как она хотела бы этого, чтобы его убедить. Относительно обновления святой иконы госпожа Антонова показывает: "Раньше не наблюдая совершенно за иконой, я 14 декабря прошлого 1923 года нечаянно утром взглянула на икону, и мне показалось, что лики святых, изображенных на иконе, более рельефно < выделяются, но, подумав, что мне это показалось, сейчас же, не говоря об этом никому ни слова, пошла на работу в больницу. Вечером в тот же день при свете электрической лампочки я более тщательно посмотрела на икону и опять вторично убедилась, что лики более ясны, чем прежде. На третий день я категорически убедилась, что икона просветлела и лики святых стали отчетливо явны. Икона была под серебряной ризой, которая тоже просветлела, как новая; сняв ризу, увидала, что и облачения святых угодников под ризою тоже просветлела. Но повредившиеся от времени места остались как прежде. Видя в обновлении иконы Промысл Божий, я отслужила перед ней молебен, на котором присутствовал господин Будберг и молился, как православный".

После Харбина волна обновлений двинулась как еще дальше на запад. В декабре же месяце совершилось обновление иконы святителя Николая в Пекине в миссии. Об этом знамении владыка Симон пишет так: "Икона святителя Николая была принесена в Пекин в 1685 году русскими казаками города Албазина, поступившими на китайскую службу после взятия города китайцами. Большая часть гарнизона, воспользовавшись полученным от китайцев правом, возвратились в Сибирь, а 45 казаков со священником и с несколькими женщинами и детьми решились идти в Пекин. В Пекине для совершения православного богослужения очищена была буддийская кумирня, где и была поставлена принесенная казаками икона святителя Николая. Эта икона всегда почиталась в миссии как чудотворная, доказательством чему служит обычай, и до сих пор хранимый, вешать на икону крестики по обету за выздоровление болящих. Святая икона писана на холсте, наклеенном на ольховую доску размером 93 х 73 сантиметра. Письмо византийское, тип иконы Можайский. Святитель изображен с мечом в правой руке и с моделью храма в левой.

Обновление иконы замечено 21 декабря старого стиля. Прежде икона была совершенно темная, так что на ней трудно было разобрать изображение Святителя. При попытках снять с иконы фотографию выходили только венчик (металлический), навешанные крестики и общие очертания лика и облачения. В 1907 году отцом архимандритом Авраамием была снята копия с этой иконы. Икона была настолько темна, что невозможно было различить краски, а после обновления оказалось, что на копии положены были художником другие краски, чем какие обнаружились после обновления ее, что естественно делает чудо обновления еще более явственным и поразительным.

В Николин день 5-6 декабря минувшего года, когда икона по обычаю была вынута из киота и стояла среди церкви, никто не замечал в ней каких-либо перемен. А в следующие две недели совершенно неуловимо для наблюдения произошла в иконе перемена: помимо общего проявления очертаний и теней обнаружились такие подробности, каких нет в копии. Особенно поразительно обновление омофора. На груди цвет омофора изменился из темного в светлый и обнаружились на нем красные кресты с таким же узором кругом...

В феврале 1924 года совершилось знамение обновления в Чанчуне, где живет значительное число беженцев. Обновление совершилось у беженца Иннокентия Ильича Раздобреева. В комнате, где жил Раздобреев, висело четыре литографированных в рамах иконы: Спасителя, Курская икона Знамения Божией Матери, икона святой великомученицы Варвары, святителя Иннокентия Иркутского. Иконам около двадцати лет. В комнате, где висели иконы, живет-ютится двадцать пять человек беженцев, стоит постоянная пыль и грязь от народа, стирки белья, копоть и дым от печей, кухни и беспрерывного курения табаку. 16-17 февраля 1924 года обитатели жилища стали замечать просветление иконы Божией Матери. После нее обновилась икона Спасителя. Небезынтересно привести точные слова показания о чуде одного из свидетелей, врача, отнесшегося с полной осторожностью и критически к происходившему явлению. Вот его показание. "Врач Семен Константиновитч Сажин, 38 лет, православный, под судом и следствием не состоял и не состою. По делу чудотворного явления — обновления иконы Курской Божией Матери показываю: около 19 февраля текущего года одним из близких знакомых мне было передано как слух и как факт о чудотворном обновлении иконы в помещении общежития беженцев... Придавая особое значение этому огромной важности событию, я решил ознакомиться с ним с большей или меньшей осторожностью, дабы не быть введенным в заблуждение кем и чем-либо, так как в наше переживаемое тяжелое время возможно встретить злостные деяния со стороны какой-либо психопатологической личности. Зная седовласого старика Иннокентия Ильча Раздобреева как национально-мыслящего и глубоко верующего человека, я был уверен, что никакие преступные лица не могли уговорить старика на какой-либо шантаж и спекуляцию в этой области. Одновременно и параллельно этому событию со стороны врагов Церкви распространялись объяснения этого явления как не выходящего из круга физических законов — что при известном влиянии атмосферы подобные явления могут наблюдаться. Для меня было неясным, почему атмосфера проявляет свое исключительное действие по принципу избирательного права только в отношении икон, а не других каких-либо ценных частных и общественных картин и прочих изображений; ведь атмосфера как таковая не религиозна и аполитична. К сожалению, только 21 февраля мне удалось впервые посетить общежитие и угол Иннокентия Раздобреева.

В северо-восточном углу общежития, достаточно освещенном двумя окнами, выходящими на север и восток, висели четыре иконы... все иконы бумажные, в рамках без стекол, кроме двух, три из них ветхие от времени, темны, закопчены, загрязнены, пылью покрытые, не было возможности прочитать на них мелкие славянские надписи, а у иконы Спасителя не представлялось возможным разглядеть даже лики окружающих Спасителя апостолов. Икона же Курской Божией Матери была чиста, нова, блестяща, светла, как свежие выпущенные из литографии. По словам обитателей и самого И. Раздобреева, два дня тому назад, 19 февраля, на иконе Спасителя, находящейся в киоте под глухим стеклом, появилась внизу светлая полоса. Считаясь как с совершившимся фактом обновления в отношении иконы Курской Божией Матери, я задался целью наблюдать за чудесным обновлением иконы Спасителя, и с 21 по 26 февраля я ежедневно, иногда дважды в день, в разное время посещал это общежитие и пристально всматривался в икону Спасителя, запоминая мельчайшие подробности; ежедневно и каждый раз я замечал изменения просветления снизу вверх, обновления, объяснения которому я дать не могу иначе, как чуда, так как любое изображение, рисунки, олеографии, литографии и фотографии со временем теряют свой цвет, состав и качество, а в данном случае происходит процесс обратного, противоестественного характера — приобретения первобытных качеств. На вопросы, как и почему это совершилось, ответы приходится искать только в религии. Очищение происходило не как таковое, как физический акт очищения от пыли, грязи, тенет и пр., а как просветление, обновление в буквальном и полном смысле этого слова. Через три дня, 24 февраля, я имел возможность ясно рассмотреть лики окружавших Спасителя апостолов и без труда прочесть все мелкие надписи над и под ними. Для меня было до очевидности ясно, что в данном случае происходит только чудо как знамение времени не было сомнения и в том, что такое обновление иконы Курской Божией Матери происходило по воле "Творца вселенной. Если подобные явления до сего времени не наблюдались у нас и среди нас, то подобного безвременья и подобного надругательства и издевательства над святынями и православной верой также наблюдалось до сего времени ни вне, ни внутри сии. Врач С.К. Сажин".

11 сентября 1924 года обновилась святая икона святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца, в восточной части Китайско-Восточной железной дороги, на станции Эхо у служащего Ивана Ионовича Моргунова. Обновление святой иконы владелец описывает так: "После обеда я лег отдохнуть; проснувшись, услышал какой-то непонятный треск. Взглянув на икону, к своему изумлению увидел, что вместо совершенно темной иконы получилось совершенно явственное изображение, хотя и тускловатого вида".

7 ноября 1924 года по новому стилю в квартире Климента Панченко, служащего при депо станции Мяньдухэ, обновилась принадлежащая ему икона Спасителя. Случай обновления весьма замечательный. Икона — родительское благословение... Хозяин неоднократно намеревался снять святую икону с божницы и вынести в кладовую, но исполнить свое намерение он окончательно не решился, потому что каждый раз ему при этом вспоминался отец, благословивший его этой иконой... На глазах присутствовавших не более как в течение пяти минут икона просветлела вся. Потрясенный до глубины души, в простоте сердечной Панченко многим рассказывал: "Вот уже двадцать лет я не верую в Бога, не верю в иконы, не молился Богу, не бывал в церкви. Иконы поносил самыми страшными ругательствами; теперь тех слов, которые я произносил об иконах, я сказать не могу, мне так жутко".

Весной 1925 года последовало обновление Иверской иконы Божией Матери у Василия Александровича и Марии Михайловны Ушановых, проживающих в Харбине. Обновление сопровождалось особенным, необыкновенным знамением. Приводим описание знамения со слов самих владельцев иконы. В.А. Ушанов, придя домой, по обыкновению направился помолиться перед иконами в другую комнату. Горела лампада. Перейдя через порог, почему-то начал читать "Воскресение Христово видевше..." и увидал "полон угол огня"... Смутился, испугался, не стал молиться и вышел из комнаты, однако никому ни слова. В среду перед Троицей дети заметили белое пятно по подбородке лика Божией Матери. После этого постепенно просветляются остальные черты лика, как Божией Матери, так и Спасителя. В продолжение двух месяцев просветлели пречистые руки и ноги Божией Матери и Спасителя. Явление света, виденное В.А. Ушановым, повторилось 16 августа. Около 9 часов вечера вдруг увидели в углу, где иконы, несколько раз вспыхивавший свет голубого и белого цвета... Вспышки света повторялись до 25-30 раз...

С 18 июня стали совершаться обновления икон в Амурской области. Мы выписываем почти целиком, что об этом предмете было напечатано в местной православной газете "Русский голос". Напечатанное в газете нами тщательно проверено и восполнено из личных расспросов лиц, прибывших из Благовещенска...

За обновлением икон в станице Поярковой последовало обновление крестов на храме. Обновление крестов совершилось на глазах у всех. Между прочим, это дивное знамение наблюдали с парохода, который стоял на Амуре у берега Поярковой в тот день. Церкви битком набиты молящимися. Красная власть волнуется. Назначается комиссия за комиссией. "Амурская правда" ежедневно наполнена кощунственными статьями, доказывающими, что в обновлении нет ничего чудесного, что это влияние химической реакции, развившейся благодаря засухе... Относительно обновления в № 1559 от 19 июня 1925 года "Амурской правды" появилась заметка, которая дословно гласит так: "В Завитинской волости Зейского уезда... стали десятками появляться обновленные иконы. Среди верующих крестьян, особенно крестьянок, это вызвало довольно сильное религиозное движение". Высказывая свое сожаление, что антирелигиозная пропаганда в деревне поставлена из рук вон плохо, газета добавляет, что после научного исследования комиссией обновления хотя многие и прозрели, но религиозный дурман в народе так силен, что по уезду ходят нелепые слухи о том, что "у членов комиссии руки отсохли".

Всех обновившихся икон насчитывается до трехсот, но многие владельцы обновившихся икон скрывают чудо, чтобы избежать арестов и других притеснений от ГПУ.

Одновременно произошли замечательные случаи обновления икон в Благовещенске... ГПУ объявило, что если еще у кого окажутся обновленные иконы, то будут закрыты все церкви. Но обновление совершалось в таком множестве, что повергло в смущение самих агентов ГПУ, и они оставили свои угрозы невыполненными.

Теперь коснемся дивных знамений благодати Божией, о которых достигли сведения из Советской России.

Веяние Духа благодати осенило, как сказано, собственно юг- православной России. Заслуживает внимания, что пишет одному из священников Харбинской епархии один из благочестивых богомольцев, посетивший летом 1923 года Киев: "Народу, богомольцев, видимо-невидимо. Русь Святая просыпается и опять стекается на поклонение. Пещеры и святые мощи посещаются и богомольцами, и любопытными. Богомольцы увеличивают свою мощь духа. а у любопытных чувство любопытства часто сменяется серьезной задумчивостью, явно свидетельствующей, что не обыкновенный музей видит он, а что-то другое, необычайное. В начале июля начались и до сих пор продолжаются массовые обновления икон, совершающиеся на глазах народа. В некоторых храмах чудесно озолотились старые почерневшие купола и блестят так ярко, что больно смотреть. Киев прославляется".

О дивных знамениях, совершившихся в Киеве, вот что засвидетельствовал приехавший перед Рождеством зимой 1923 года в Харбин один старец еврей, по отзыву знающих его, человек весьма религиозный (по иудейскому учению), честный и справедливый: "Моя дорога в Харбин лежала через Киев, где поезд стоит целые сутки. Я решил осмотреть город, где я был в первый раз, и разыскать своих знакомых, точного адреса коих я не знал. Пошел в адресный стол, заплатил миллион, но адреса так и не узнал. Решил походить по улицам. Это было 20 июня 1923 года. И вот на Житомирской улице я встретил огромную, многотысячную толпу; народу стояло так много, что, я думаю, не менее десяти тысяч человек. Толпа эта стояла чинно, без шума, что меня особенно поразило. Я сначала думал, это митинг и хотел уже удалиться, но эта тишина меня остановила, и я тоже остановился, не зная, в чем дело. В этой толпе было много наших евреев, много было и христиан. Я стал смотреть на небо, но один еврей сказал мне, что нужно смотреть на церковь, на главный купол, который вот уже два дня как обновляется. Я тоже стал смотреть, и на моих глазах с купола сошла как бы пелена. Я стал расспрашивать, мне наши евреи сказали, что и иконы под куполом были ранее старые, грязные, и тоже обновились. Действительно, иконы были как новые, только что нарисованные. Спустя несколько времени купол заблестел как солнце. Власти города, как мне сказали, производили обыск в церкви, думая, что здесь мошенничество, но ничего найти не могли. Вот это я видел сам своими глазами". Как бы для того, чтобы яснее и достовернее подтвердить чудо, благодать Божия избрала свидетелями не кого иного, а врагов и разрушителей веры во Христа евреев...

Вот что говорится в письме, которое получил один житель частного поселка станции Ханьдаохэцзы от родного брата, служащего дорожным мастером на Юго-Западной железной дороге Каменец-Подольской губернии в местечке Гайсин: "Под праздник Воздвижения Креста Господня проходило два солдата-красноармейца, и на среди окрестной дороге стоял большой крест, на котором было изображение Распятия Христа. Один из этих солдат перекрестился и поклонился Кресту, а другой сказал: „Что кланяешься дереву?" — и выстрелил в Распятие. Из простреленного места потекла кровь, которая капала три дня. Означенная весть распространилась в народе с быстротою молнии кругом верст на сорок-пятьдесят, откуда стали собираться к Кресту толпы народа, и такое количество собралось, что радиус от Креста простирался на пять верст, и не расходилась толпа три дня, пока не была разогнана коммунистами, что вызвало страшное возмущение в народе. Анализ, произведенный врачами, указанной крови дал результаты человеческой крови".

В июне 1925 года получено письмо из Бузулука, в котором говорится, что незадолго до праздника Святой Троицы в различных частях города обновились 44 иконы... Все были поражены этим чудесным событием, и перед праздником Святой Троицы большая часть жителей Бузулука исповедовалась и причащалась Святых Христовых Тайн. Доходят и еще сведения из Советской России о совершающихся обновлениях; то там, то в ином месте неожиданно происходит массовое обновление икон. Нельзя не обратить внимание, что знамение обновления в Бузулуке по времени приблизительно совпадает с обновлением святых икон в Амурской области и на станции Ханьдаохэцзы Китайско-Восточной железной дороги и в Харбине. Как будто некий благодатный облак осенил столь отдаленные друг от друга местности, и волна дивного знамения стала двигаться как бы далее к северу.

26 августа старого стиля 1925 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в Харбине совершилось обновление Владимирской иконы Божией Матери в общине беженок сестер Владивостокского женского монастыря. Обновление совершилось при некоторых особых обстоятельствах. День 26 августа был днем освобождения узников: бывшего управляющего КВЖД Б.В. Остро-Кумова, Н.Л. Гондатти и других, томившихся в заключении по настоянию большевиков. Освобождение I узников явилось знаком крутого поворота в политике Китая в отношении к большевикам не в пользу последних. По случаю освобождения высоких узников настоятельница общины игумения Руфина вознамерилась дать на благословение тому и другому Владимирскую икону Божией Матери. Для Б.В. Остроумова нашлась приличная по внешности икона, но для Н.Л. Гондатти не находилась. Тогда игумения вспомнила, что при общине имеется икона Божией Матери, висевшая в алтаре над жертвенником. К сожалению, эта святая икона и по письму и материалу, из которого она была сооружена, не представляла никакой ценности: лик Божией Матери и фольговая риза так от времени потемнели, что икона была слишком неблаголепного вида. Относительно этой иконы один иеромонах Казанско-Богородицкого монастыря, бывший в храме женской общины за два дня до ее обновления, выразился очень нелестно. "Зачем это жертвуют в храм такое барахло?" — спросил он игумению, указывая на икону. А другой священник, служивший в монастырской церкви, не хотел совершать каждение перед этой иконой, ибо она казалась ему слишком уж неблаголепной. Еще раньше этого протоиерей Модягоуской церкви отец Евгений Панормов, посетивший храм общины, очень неодобрительно отзывался о жертвователе этой иконы и рекомендовал поместить ее куда-нибудь подальше в уголок, чтобы она не бросалась в глаза молящимся. Икона действительно по распоряжению игумений была повешена в алтаре над жертвенником и совершенно скрыта от взоров молящихся; там она и находилась до знаменательного дня 26 августа.

Итак, игумения Руфина, вспомнив про указанную икону, решила дать ее Н.Л. Гондатти, руководясь тем соображением, что хотя сказанная икона по своему внешнему виду и неблаголепна, зато она древнего происхождения, а всякая древность почтенна, и кроме того, эта святая икона носит наименование Владимирской, а по мнению игумений, Николаю Львовичу было бы приятно иметь эту, хотя и старенькую и неблаголепную, но все же именно Владимирскую икону Божией Матери... Икона немедленно была снята со своего места послушницей Августой и передана игумений, которая, взяв икону, вынесла ее из алтаря в средний храм, где было до семи человек случайно прибывших мирян и некоторые сестры обители. Рассматривая святую икону, игумения вдруг переменилась в лице: икона мгновенно стала светлеть подобно тому, как под влиянием солнечных лучей рассеивается туман, и как бы очищаться от пыли и грязи, насевших на нее от времени. Не прошло нескольких секунд, как икона приняла совершенно иной, блестящий вид. Игумения, повертывая святыню в своих руках со словами: "Смотрите, смотрите, ведь совершается чудо... икона обновляется", стала показывать ее присутствовавшим в храме сестрам и мирянам. Все убеждаются, что действительно совершилось необычайное чудо милости Божией и что святая икона воистину внезапно обновилась... Венчик над ликом пречистой Богородицы засиял каким-то переливающимся светом, икона вдруг на глазах присутствовавших засветлела необычайным блеском, и только кое-где остались темные пятна как бы в удостоверение совершившегося чуда обновления. Итак, что для людей казалось малоценным, ничтожным, благодать Божия нашла достойным сделать драгоценным. Чудо обновления совершилось в 2 часа дня. В ближайшее воскресенье пишущим сие был совершен молебен перед обновившейся святой иконой...

Мы закончили описание всех по возможности случаев обновлений, какие нам стали известны. Поражает внимание то обстоятельство, что большинство обновившихся икон сооружены не из какого-либо 5 дорогого материала и не высокой какой-нибудь работы знаменитого художника, а самой простой недорогой работы и из самого простого недорогого материала; это те самые иконы, какие мы видим обыкновенно в жилищах благочестивых простецов. Благодать Божия не явилась на украшенных драгоценностями иконах, доступных по цене только богатым людям, а явилась на самых простых, какие по своей недорогой цене могут быть только доступны крестьянской бедноте. Для Бога нет ни дорогого, ни дешевого; все дело рук Божиих, и то, что человек считает дорогим и высоким, для Бога ничто...

Владельцы обновившихся икон точно так же в большинстве случаев не высокого какого-либо положения, не именитые какие-либо люди, а безвестные простецы. Благодать Божия прошла мимо палат богачей и зашла в хижины бедняков, потому что в этих убогих хижинах, а не в пышных палатах она нашла себе достойный прием и гостеприимство. Достойно внимания, что среди обновившихся икон большинство были родительским благословением детям или родовые иконы. Какая молитва может быть сильнее, искреннее, пламеннее, как молитва родительская? Эта искренняя, исходящая из глубины самой души, эта огненная молитва как бы проникла самое вещество иконы и проявила свою силу через десятки лет, иногда столетия, благодатным обновлением их...

К вам, дети, слово. Дорожите благословением родительским. В Святом Писании сказано: Благословение отчее утверждает домы чад, клятва же материя искореняет до основания (Сир. 3, 9). Когда нас благословляют отец и мать, их устами благословляет Сам Бог... И к вам, родители, слово. Вы видите, какую силу имеют ваши родительские молитвы и ваше родительское благословение. Молитесь за своих детей, учите их страху Божию, учите их хранить святую православную веру. Храните сами это дорогое сокровище, как хранили его наши отцы и деды и предки от времени святого князя Владимира...

Но если благодать Божия являет знамения обновлений на тех святых иконах и храмах, на которых запечатлелась сила молитвы, то почему же иногда обновляются иконы у людей маловерующих и равнодушных, даже неприязненно настроенных к вере? Можно сказать: если бы святые иконы обновлялись только у людей богобоязненных, то это дало бы повод заподозрить достоверность чуда, объяснить чудо религиозным самообольщением, благочестивым обманом или даже своекорыстной ложью. Но когда святые иконы обновляются у людей маловерных и равнодушных к вере, то знамение обновления приобретает силу непререкаемого факта.

Читая в житиях святых мучеников и исповедников веры повествования об изумительных знамениях благодати Божией, мы иногда приходим в недоумение, почему же теперь нет чудес? Может быть, знамения совершались только в древние времена и теперь их не может быть? По своему маловерию и малодушию иногда как будто даже верим и не верим, что такие знамения когда-то были. Но вот они, эти дивные знамения, совершаются и ныне перед нашими очами, и не менее изумительные, как и в древние времена. На глазах у всех какою-то неведомою силою обновляются почерневшие от времени кресты, в купола на храмах, обновляются иконостасы, святые иконы становятся блестящими не только как новые, но приобретают еще какой-то особенный, ; утонченный вид; вот просветляется почерневшее от пыли, загрязненное насекомыми священное изображение на бумажке, не покрытое стеклом; вот изорвавшаяся от времени, проткнутая, резанная ножницами нечестивцем бумага священного изображения срастается и становится целой, оставляя только рубчики, где она срослась, чтобы сохранить следы чуда. Вот еще заглаживается трещина на лике священного изображения обновившейся иконы, или вот, наконец, из простреленной длани распятого Христа три дня сочится кровь... Господь посылает чудо, когда оно нужно. Нужны были чудеса, и они были в древние тяжкие времена гонений от мучителей и еретиков, когда, как видел святой тайнозритель, Божиим попущением даны были зверю, врагам Христа уста, глаголюща велика и хулъна, и дана быстъ ему область творити месяц четыредесять два... и дано быстъ ему брань творити со святыми и победити я (Апок. 13, 5,7). Ныне вновь настала тяжкая година испытаний, когда вновь Божиим попущением дано было зверю, исконному врагу Божию диаволу, брань творити со святыми и победити я, когда за грехи наши Господь предал нас власти еще более ожесточенных и коварных гонителей веры, чем в древние времена. Но милосердый Господь вновь посылает и дивные благодатные знамения .и чудеса, чтобы изобличить и посрамить нечестивцев, укрепить в гонении верных рабов своих.

Дивные знамения обновлений свидетельствуют верующим и неверующим, что есть какая-то Высшая премирная сила, которая совершает действия, невозможные для человеческих сил, совершает то, что невозможно у человека, а возможно только у Бога, свидетельствует, что есть Всевидящее око, которое взирает на дела человеческие, есть Всемогущая десница, которая управляет судьбами народов, и если влас главы нашей не погибнет без воли Отца Небесного, то тем более не может случиться что-либо великое с целым народом. Есть внешняя история народов, есть незримая мистическая история народов, есть Божие провидение, которое определяет судьбы народов, уставив предучиненная времена и пределы селения их (Деян. 17, 26), назначив каждому народу свое время владычества и свое место жительства на земле.

Ярость гонителей веры устремилась по преимуществу на поругание святых икон, храмов Божиих и других святынь. Знамением обновления благодать Божия явственно утверждает истину почитания святых икон, святость храмов Божиих и православно-то богослужения и обличает безумие хулителей святых икон, безбожников и сектантов... доказывает истину самой религии христианской. Нигде, ни в одной религии не совершалось и не совершается знамений и чудес, которые совершаются в Церкви Хри-.стовой, и только в ней одной, как ныне совершается дивное обновление святынь.

Рука безбожной власти сняла все драгоценные украшения со святых икон, изъяла все священные ценности из храмов, взяла все, что с молитвой было принесено в течение веков верующим народом в дар Богу. Но, утешая страждущие души верных рабов своих, взамен тленных ценностей милосердый Господь украсил святые иконы и храмы нетленною духовною красотою — дивным знамением обновления их.

Знамением обновления благодать Божия посрамила нечестивое сборище, именующее себя "Живой церковью"; она явила дивные знамения обновления в недрах истинной Православной Церкви, нерушимо хранящей чистоту святой веры и священные церковные порядки и обычаи, как они приняты от святого .Владимира, но возгнушалась мятежным и студным сборищем и не явила там знамений своего благодатного посещения.

Почему же благодать Божия избрала знамение обновления, а не иное знамение для посрамления безумных нечестивцев и укрепления в вере чад своих? Мы не знаем почему, но позволительно рассуждать, что знамением обновления благодать Божия, может быть, свидетельствует о духовном обновлении согрешившего народа. Согрешил весь народ, допустивший поругание веры и пролитие мученической крови пастырей своих; согрешила интеллигенция, развратившая веру народа и добрые нравы его. Ныне видим великую перемену в народных массах и среди интеллигенции... Милосердый Господь да подаст нам силы преуспеть и укрепляться в этом духовном обновлении.

Мятущийся ум ищет ответа на недоуменный вопрос. Если, говорят, обновление икон и храмов есть действие силы Божией, то почему Бог, являя чудо на иконах и храмах каким-то непонятным обновлением их, не являет Своей силы, когда иконы и храмы и вообще святыни подвергаются поруганию и осквернению со стороны врагов веры, поруганию иногда самому гнусному и отвратительному? Почему Бог не поразит заслуженной карой нечестивцев? Косвенный ответ на этот вопрос можно найти в показании одного из свидетелей чуда обновления (врача Сажина): "если подобные явления до сего времени не наблюдались у нас и среди нас, то подобного безвременья и подобного надругательства и издевательства над святынями православной веры также не наблюдалось до сего времени ни вне, ни внутри России". Благодать Божия потому и являет знамения на святых иконах и храмах, что никогда и нигде доселе святые иконы и храмы не подвергались такому хулению и поруганию, как ныне, и являет не для того, чтобы тотчас поразить карой хулителей и осквернителей святыни, а для того, чтобы обличить хулителей и врагов веры, сделав их безответными перед Судом Божиим, утешить скорбные души верных рабов Христовых и утвердить их в истине.

Человеку дана безграничная свобода избирать добро или зло... На все дана свобода, пока длится земное бытие человека...

Если рассуждать, что кара небесная должна была бы поразить нечестивцев в тот самый момент, когда они дерзнули надругаться над святыней, то можно

•сказать, что гром небесный должен был бы поразить и первых виновников падения — прародителей в тот самый момент, когда они склонили слух свой к хулению и клевете сатаны на Бога и дерзнули нарушить заповедь Творца; гром небесный должен был бы еще прежде поразить первого виновника греха павшего Денницу, увлекшего с собою третью часть ангельского мира и ставшего виновником падения первого человека и с ним всего человеческого рода. Но мир разумных существ, бестелесных духов и одетых плотию человеческих душ, есть мир свободных существ. Если бы тотчас по преступлении следовала и кара, то нарушена была бы свобода разумных творений, которые лишены были бы возможности свободно проявить добрую или злую волю, находясь под страхом тотчас же неизбежной кары. Творец призвал разумные твари к жизни и блаженству, но Он восхотел, чтобы разумные твари сами сделали себя достойными жизни и блаженства и для сего дал им безграничную свободу: проявить во всей полноте и окончательно свою добрую или злую волю и через это сделать себя достойным вечной жизни или вечной смерти...

Однако бывают случаи, когда кара Божия поражает злодеев и нечестивцев видимым и очевидным для всех образом...

В Харбине накануне Нового года по новому стилю некая вдова Антонина Мордвинова, довольно молодая особа, принимала участие в комсомольском кощунственном представлении, что происходит почти постоянно у коммунистов накануне праздников. Мордвинова должна была представлять (за сценой), как она расколола икону, сделала из нее костер и сварила чай, который вынесла на сцену. На другой день у Мордвиновой заболела голова и к вечеру вылезли все волосы. Мордвинова, вначале убравшая у себя иконы, заболевши, опять поставила их на прежнее место...

Произошел также поучительный случай грозной кары Божией кощунника на станции Куанченцзы КВЖД. Случай этот описан с достаточными подробностями в корреспонденции, помещенной в правой харбинской газете "Русский голос". Сообщаемое в корреспонденции было соответствующим образом проверено пишущим сие. Людомир Владиславович Янкевич, весовщик службы движения, 13 апреля после службы пошел в местный учком, где работал, как опытный художник, в отделе "Безбожник". По постановлению месткома вся Страстная и Пасхальная недели должны были пройти в антирелигиозных выступлениях комсомола, для этой цели и заготовлялись специальные кощунственные плакаты и картины. Янкевич должен был написать картину, изображающую Спасителя с чашей в руке в кощунственном виде с бутылкой и рюмкой. Но только приготовился он писать картину, как почувствовал, что у него онемела рука, произошел паралич. С помощью врача он направился домой на извозчике, где и скончался около трех часов дня. Правая рука у него отнялась именно в тот момент, когда он хотел написать чашу...

Великий и святой Бог не может посылать знамений ради праздного любопытства, чтобы удивить только людей, а посылает их для какой-либо спасительной цели. .Дивное мистическое событие обновлений должно иметь свое глубокое мистическое значение. Древняя святая вселенская Церковь, матерь Российской Церкви, мужественно и победоносно прошла огненное искушение кровавых гонений от свирепых языческих властителей, претерпела терзания еретиков и вынесла гнет посягательств Римского епископа на свою свободу и чистоту своего учения; надлежало и Российской Церкви, дщери ее, пройти огненное искушение, как говорит Апостол, и приобщиться страстям Христовым, чтобы возрадоваться, когда откроется слава Христова (1 Пет. 4, 12-13). Надлежало и Российской Церкви окропить себя мученической кровью пастырей и верующих, чад своих, приобщиться к сонму избранников, о которых святой тайнозритель говорит: и тии победиша сатану кровию Агнчею и словом свидетельства своего и не возлюбиша душ своих даже до смерти (Алок. 12, 11).

Спаситель Бог, возлюбивший Церковь и Себя предавший за ню, да будет свята и непорочна (Ефес. 5, 25-27), посетил и Российскую Церковь огненным искушением, чтобы посрамить сатану, как некогда он был посрамлен терпением праведного Иова, чтобы на ниве Российской Церкви отделить плевелы от пшеницы и отсечь от тела Церкви омертвевшие члены ее. Огнь испытания очистил Российскую Церковь от внутренней таившийся в ней тли, разлагавшей клир и епископов, которая подобно гнойному смердящему нарыву, выступив наружу, породила сатанинское сборище, именующее себя "Живой церковью", отверженное с гневом верующим народом и всеми истинными пастырями Церкви, оставшимися верными вселенским церковным порядкам. Подобно матери своей древней вселенской Церкви, и Российская Церковь ныне переживает тяжкую годину гонений за Христа, терпит терзания от новых развратителей истины Божией и дерзких разрушителей мира и порядка, сонмища сатанина (Алок. 3, 9), именующего себя "Живой церковью", и Российская Церковь несет ныне гнет посягательств на свою свободу и чистоту своего учения Римского епископа, не убоявшегося и не устыдившегося воспользоваться несчастным положением Российской Церкви, чтобы отторгать чад ее вслед себе, вместо того, чтобы со Христовою любовию прийти на помощь страждущей Российской Церкви. Со времени озарения русского народа светом Христова учения Российская Церковь в первый раз еще переживает такую годину скорби, как теперь. Но умножились скорби, умножилось и утешение от Бога. Никогда прежде на всем протяжении истории Российской Церкви не было такого обилия благодатных знамений, как теперь; проторглась как бы многоводная река благодати Божией, явившая себя в дивных знамениях обновления святынь. Эти дивные знамения столь многочисленны, столь очевидны, столь изумительны, что по справедливости могут быть сравнены с потоками дивных знамений, которые Спаситель Бог излил в первенствующие времена Церкви, когда она переживала кровавую годину гонений. Но тогда достойными носителями благодатных знамений Святого Духа были сами верующие; ныне, в век оскудения веры, носителями благодатных знамений явились святые иконы и другие священные предметы.

...Страшная година, переживаемая ныне Российской Церковью, не есть ли преддверие последней годины искушения, хотящия прийти на всю вселенную искусити живущая на земли (Алок. 12, 3-4)? Власть, поднявшая красное знамя на борьбу со Христом, обагрившая себя мученической кровью пастырей и верующих, чад Российской Церкви, не есть ли предтеча той исполненной хулы и вражды на Бога грядущей власти, которую видел святой тайнозритель... в образе Великого Красного Дракона?

Дивные знамения, которые благодать Божия явила ныне, не есть ли знамение приближающихся великих событий, которым надлежит быть в конце концов?..

Мир будет существовать до тех пор, пока останутся последние праведники, после которых уже не будет на земле никого, кто был бы достоин спасения, когда уже завершится предуведенная и предопределенная премудростью и волею всемогущего Бога прежде всех веков и прежде бытия самого времени вся бесконечная полнота разумных существ, достойных войти во блаженство. Тогда наступит тот великий и последний день мира, к сретению которого повелевает нам быть всегда готовыми Спаситель и праведный мздовоздаятель Бог. Одно Божественное мановение — и разверзется бездна грядущей вечности, и весь пройденный миром путь веков и тысячелетий минет, как одно неуловимое мгновение. Тысяча лет, сказал псалмопевец, пред очами Господа яко день вчерашний (Пс. 89, 5). День Господень близ есть, при дверех (Мф. 24, 33), он близок для каждого из нас и для всего мира.

***

Пожилая француженка на костылях приехала поклониться Иверской иконе Божией Матери. Помолившись некоторое время, она уехала. Приблизительно через неделю эта женщина приехала опять, теперь уже без костылей, и рассказала нам, что, побывав в прошлый раз у Божией Матери, она на следующее утро, поднимаясь с кровати, хотела взять костыли, без которых обычно не могла вставать на ноги; но на этот раз она почувствовала, что костыли ей не нужны и она может ходить нормально без них. С тех пор она костылями больше не пользуется. Она приехала, чтобы поблагодарить Божию Матерь за исцеление.

Игумения Афанасия

Цит. по: Глас тихий. Божии знамения нашего времени. М. Изд-во "Паломник", 2000 г. С. 21-59.

Карта сайтаВ начало разделаАрхиепископ Мефодий. О знамении обновления святых икон